"Хотелось бы побыстрее..." Как владельцы мопедов и скутеров получают номера и права в спецЦОНе Астаны

Скопление мопедов и скутеров перед СпецЦОНом Астаны / Фото Informburo.kz
Скопление мопедов и скутеров перед СпецЦОНом Астаны / Фото Informburo.kz
С 5 апреля передвигаться на таком транспорте без постановки на учёт, прав и госномеров запрещено.

В Казахстане стартовала обязательная регистрация мопедов и скутеров с получением прав и госномера. Мопеды, ездящие по улицам без регистрации, стражи правопорядка будут задерживать и отправлять на штрафстоянку. Возвращать транспорт владельцам будут только после оформления всех необходимых документов.

Скутеры и мопеды на парковке перед спецЦОНом Астаны / Фото Informburo.kz

По данным МВД, на начало апреля в Казахстане официально зарегистрировано 18 200 мопедов. Тогда как в 2024 году было получено 22 тысячи удостоверений данной категории, с начала 2025-го – 2,5 тысячи.  С 5 апреля за езду без номеров и постановки на учёт грозит штраф 10 МРП (39 320 тенге), за установку заведомо подложного или поддельного госномера – 15 МРП (58 980 тенге), за катание на скутере без прав – 5 МРП (19 660 тенге).

Корреспондент Informburo.kz побывал в специализированном ЦОНе столицы накануне введения запретов на передвижение владельцев мопедов и скутеров без прав и регистрации в Казахстане.

Очереди гигантские!

В десять утра на парковке столичного специализированного ЦОНа для автовладельцев №1 по адресу улица Сабита Муканова, 2 на окраине Астаны скопилось с полсотни китайских скутеров и мопедов. 

Владелец скутера из Астаны Ерканат (справа) указывает владельцу мопеда, где нужно пройти сверку в спецЦОНе / Фото Informburo.kz

"Очереди гигантские, хотя сегодня по сравнению с предыдущими днями народу намного меньше. Я тут с девяти утра и передо мной около ста человек стоят. Часа два-три, наверное, придётся прождать, чтобы получить номер и техпаспорт", – рассказал парень по имени Ерканат, который стоял с такими же, как он, мопедистами перед спецЦОНом и консультировал вновь прибывших. Те с растерянными глазами жадно впитывали важную для них информацию и бежали проходить сверку рядом со зданием ЦОНа. 

По словам Ерканата, регистрироваться он пришёл, уже имея на руках договор купли-продажи и сертификат мопеда. Сначала молодой человек прошёл сверку (это самая быстрая процедура), где проверили VIN-код и техническое состояние мопеда. Затем ему выдали акт осмотра о том, что он прошёл его успешно. После чего акт вместе с удостоверением личности он сдал в окошко спецЦОНа, где ему выдали талон с номером. По этому номеру теперь ему нужно ждать своей очереди для получения госномера и техпаспорта. 

Жители Астаны у отдела по выдаче госномеров в спецЦОНе Астаны / Фото Informburo.kz

Вроде бы незамысловатая процедура, но занимает минимум полдня. Собеседник говорит, что заплатил госпошлины за регистрацию мопеда (0,25 МРП), выдачу свидетельства о регистрации (1,25 МРП) и госномер (1,4 МРП). Итого – 11 400 тенге.

Молодой человек относится к регистрации отрицательно. Он сослался на то, что в соседних странах такой регистрации не требуется. В качестве примера он привёл РФ, КНР, Кыргызстан и Узбекистан. Правда, по данным редакции, в Узбекистане обязательная госрегистрация мопедов и скутеров, получение госномеров и наличие водительского удостоверения категории "A" для их управления объявлены ещё в марте 2025 года. 

Клиенты в одном из залов ожидания спецЦОНа Астаны / Фото Informburo.kz

В Казахстане еще в октябре 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, согласно которому водителей мопедов обязали выезжать на дороги, как и остальных автолюбителей, с правами и регистрационными номерами, начиная с 5 апреля 2025-го. По закону право управления мопедом должно подтверждаться водительским удостоверением подкатегории "А1". Наличие категорий "А" и "В" тоже подтверждает это право.

"В том же в Китае ездят миллионы скутеров, у них часто случаются аварии, но их всё равно не ставят на учёт. А у нас пару аварий случилось и сразу начали регистрацию. Но от этого аварий меньше не станет. Подростки как беспредельничали, так и будут беспредельничать", – высказался Ерканат.

Большинство мопедистов находись внутри здания ЦОНа. В основном это были мужчины. Сергея мы застали в зале ожидания среди сотни ждущих своей очереди. Все они лениво посматривали на табло с цифрами. Прямо под одним из табло на диване спал парень. 

Фото Informburo.kz

Скутер Сергей купил в 2023 году для личного пользования. Говорит, на нём удобно и экономично ездить во время пробок или, например, на рынок в выходные за продуктами. 

 "Конечно, хотелось бы, чтобы регистрация шла побыстрее. Уже часа два сижу, жду очереди. В начале передо мной было 73 человека, сейчас осталось 11. Надеюсь, через полчаса подойдёт и моя очередь. А так это адекватное решение. На любое транспортное средство нужны документы. Я часто вижу, как молодёжь гоняет на мопедах, поснимают глушители, спать не дают ночами и на дорогах себя отвратительно ведут. Это просто ужас!" – прокомментировал мужчина. 

Каска владельца скутера с вложенными в неё документами для регистрации / Фото Informburo.kz

По данным пресс-службы НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", приём документов в спецЦОНе занимает в среднем 20 минут (без учёта времени ожидания и осмотра мопеда). Срок оказания госуслуги 120 минут. С начала года заявку на сдачу теоретического экзамена по категории "А1" подали 93 человека. 

"Наличие категории "В" будет автоматически подтверждать право на управление транспортными средствами подкатегорий "А1" и "В1" без необходимости замены водительского удостоверения. Ранее категория "В" подтверждала только подкатегорию "В1". Автоматическое присвоение подкатегорий при замене водительского удостоверения будет реализовано после внесения изменений в приказ МВД РК № 862. Первичное получение подкатегории "А1" производится в общеустановленном порядке, с предоставлением свидетельства автошкол, медсправки и сдачи теоретического и практического экзаменов", – говорится в сообщении пресс-службы НАО. 

Я не могу тут весь день торчать

По новым правилам к мопедам относятся двух- или трехколёсные транспортные средства, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с объёмом цилиндра, не превышающим 50 куб. см, либо с электрическим двигателем и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

У владельца скутера Руслана дела продвигались не так быстро. По его словам, он приезжает в спецЦОН третий день подряд.

Владелец скутера Руслан у справочной спецЦОНа / Фото Informburo.kz

"То у них программа виснет, то мне на работу надо. Я не могу тут весь день торчать. А чтобы права и номера получить, здесь надо часов пять пробыть. А у меня всего два часа есть в день свободных. Поэтому в первый день осмотр сделал, на второй день хотел документы сдать, не получилось. Сегодня в третий раз приехал. Полтора часа назад передо мной было 79 человек. Сейчас осталось ещё 40. Вроде двигается очередь потихоньку. Сегодня программа только один раз зависала, а вчера вроде три раза", – рассказал Руслан.    

Очередь в отдел выдачи документов / Фото Informburo.kz

Он тоже согласен с необходимостью регистрации в Казахстане новой категории транспорта, но считает, что её можно было бы сделать только для молодых водителей с небольшим стажем. А ему, мол, с 20-летним водительским опытом регистрация не нужна. Плюс это бьёт по карману.  

Для регистрации мопедов и скутеров их владельцы предоставляют:

  • документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности), в бумажной или электронной форме из сервиса цифровых документов;
  • документы, подтверждающие уплату регистрационного сбора и государственных пошлин за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и государственного номера;
  • технический документ (при наличии) или сведения о технических характеристиках мопеда, предоставленные из открытых информационных источников;
  • заявление от владельца;
  • акт осмотра транспортного средства. 

Житель Астаны по имени Нурлан не без гордости на лице живо рассказывал на парковке спецЦОНа другому владельцу мопеда, как пришёл сюда в девять утра и в полдень ему удалось сдать документы на регистрацию, прождав пока перед ним это сделают 66 человек.  

Молодой человек ожидает выдачу госномеров и техпаспорта для своего скутера / Фото Informburo.kz

"Конечно, по закону надо делать, но это лишний "геморрой" для нас. Ещё нужно отдельно за техосмотр и страховку заплатить. ТО не знаю, во сколько обойдётся, а страховка 15 тысяч стоит. А так я пока только госпошлину 11 480 тенге заплатил. Отпросился сегодня с работы на два часа. А сейчас уже полпервого. После обеда на работу уже не поедешь, считай ,один рабочий день потерял", – говорит Нурлан.

Позже молодой человек сообщил по телефону, что получил госномер и права после обеда в 15.30.  Как зарегистрировать мопед, если на него нет никаких документов, можно узнать здесь

На замечания клиентов о сбоях в системе в пресс-службе НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" пояснили, что изготовление и поставка государственных номерных знаков на мопеды не входит в компетенцию Госкорпорации. 

"Что касается частых сбоев, то напомним, что ЦОНы и спецЦОНы функционируют в рамках интегрированной информационной системы ЦОН, которая работает по принципу "одного окна" и связана с более чем 50 информационными системами госорганов. В случае возникновения технических сбоев или некорректной работы в любой из этих систем возникают затруднения в процессе предоставления услуг", – сообщила пресс-служба ведомства.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров