
В Казахстане стартовала обязательная регистрация мопедов и скутеров с получением прав и госномера. Мопеды, ездящие по улицам без регистрации, стражи правопорядка будут задерживать и отправлять на штрафстоянку. Возвращать транспорт владельцам будут только после оформления всех необходимых документов.

По данным МВД, на начало апреля в Казахстане официально зарегистрировано 18 200 мопедов. Тогда как в 2024 году было получено 22 тысячи удостоверений данной категории, с начала 2025-го – 2,5 тысячи. С 5 апреля за езду без номеров и постановки на учёт грозит штраф 10 МРП (39 320 тенге), за установку заведомо подложного или поддельного госномера – 15 МРП (58 980 тенге), за катание на скутере без прав – 5 МРП (19 660 тенге).
Корреспондент Informburo.kz побывал в специализированном ЦОНе столицы накануне введения запретов на передвижение владельцев мопедов и скутеров без прав и регистрации в Казахстане.
Очереди гигантские!
В десять утра на парковке столичного специализированного ЦОНа для автовладельцев №1 по адресу улица Сабита Муканова, 2 на окраине Астаны скопилось с полсотни китайских скутеров и мопедов.

"Очереди гигантские, хотя сегодня по сравнению с предыдущими днями народу намного меньше. Я тут с девяти утра и передо мной около ста человек стоят. Часа два-три, наверное, придётся прождать, чтобы получить номер и техпаспорт", – рассказал парень по имени Ерканат, который стоял с такими же, как он, мопедистами перед спецЦОНом и консультировал вновь прибывших. Те с растерянными глазами жадно впитывали важную для них информацию и бежали проходить сверку рядом со зданием ЦОНа.
По словам Ерканата, регистрироваться он пришёл, уже имея на руках договор купли-продажи и сертификат мопеда. Сначала молодой человек прошёл сверку (это самая быстрая процедура), где проверили VIN-код и техническое состояние мопеда. Затем ему выдали акт осмотра о том, что он прошёл его успешно. После чего акт вместе с удостоверением личности он сдал в окошко спецЦОНа, где ему выдали талон с номером. По этому номеру теперь ему нужно ждать своей очереди для получения госномера и техпаспорта.

Вроде бы незамысловатая процедура, но занимает минимум полдня. Собеседник говорит, что заплатил госпошлины за регистрацию мопеда (0,25 МРП), выдачу свидетельства о регистрации (1,25 МРП) и госномер (1,4 МРП). Итого – 11 400 тенге.
Молодой человек относится к регистрации отрицательно. Он сослался на то, что в соседних странах такой регистрации не требуется. В качестве примера он привёл РФ, КНР, Кыргызстан и Узбекистан. Правда, по данным редакции, в Узбекистане обязательная госрегистрация мопедов и скутеров, получение госномеров и наличие водительского удостоверения категории "A" для их управления объявлены ещё в марте 2025 года.

В Казахстане еще в октябре 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, согласно которому водителей мопедов обязали выезжать на дороги, как и остальных автолюбителей, с правами и регистрационными номерами, начиная с 5 апреля 2025-го. По закону право управления мопедом должно подтверждаться водительским удостоверением подкатегории "А1". Наличие категорий "А" и "В" тоже подтверждает это право.
"В том же в Китае ездят миллионы скутеров, у них часто случаются аварии, но их всё равно не ставят на учёт. А у нас пару аварий случилось и сразу начали регистрацию. Но от этого аварий меньше не станет. Подростки как беспредельничали, так и будут беспредельничать", – высказался Ерканат.
Большинство мопедистов находись внутри здания ЦОНа. В основном это были мужчины. Сергея мы застали в зале ожидания среди сотни ждущих своей очереди. Все они лениво посматривали на табло с цифрами. Прямо под одним из табло на диване спал парень.

Скутер Сергей купил в 2023 году для личного пользования. Говорит, на нём удобно и экономично ездить во время пробок или, например, на рынок в выходные за продуктами.
"Конечно, хотелось бы, чтобы регистрация шла побыстрее. Уже часа два сижу, жду очереди. В начале передо мной было 73 человека, сейчас осталось 11. Надеюсь, через полчаса подойдёт и моя очередь. А так это адекватное решение. На любое транспортное средство нужны документы. Я часто вижу, как молодёжь гоняет на мопедах, поснимают глушители, спать не дают ночами и на дорогах себя отвратительно ведут. Это просто ужас!" – прокомментировал мужчина.

По данным пресс-службы НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", приём документов в спецЦОНе занимает в среднем 20 минут (без учёта времени ожидания и осмотра мопеда). Срок оказания госуслуги 120 минут. С начала года заявку на сдачу теоретического экзамена по категории "А1" подали 93 человека.
"Наличие категории "В" будет автоматически подтверждать право на управление транспортными средствами подкатегорий "А1" и "В1" без необходимости замены водительского удостоверения. Ранее категория "В" подтверждала только подкатегорию "В1". Автоматическое присвоение подкатегорий при замене водительского удостоверения будет реализовано после внесения изменений в приказ МВД РК № 862. Первичное получение подкатегории "А1" производится в общеустановленном порядке, с предоставлением свидетельства автошкол, медсправки и сдачи теоретического и практического экзаменов", – говорится в сообщении пресс-службы НАО.
Я не могу тут весь день торчать
По новым правилам к мопедам относятся двух- или трехколёсные транспортные средства, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с объёмом цилиндра, не превышающим 50 куб. см, либо с электрическим двигателем и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
У владельца скутера Руслана дела продвигались не так быстро. По его словам, он приезжает в спецЦОН третий день подряд.

"То у них программа виснет, то мне на работу надо. Я не могу тут весь день торчать. А чтобы права и номера получить, здесь надо часов пять пробыть. А у меня всего два часа есть в день свободных. Поэтому в первый день осмотр сделал, на второй день хотел документы сдать, не получилось. Сегодня в третий раз приехал. Полтора часа назад передо мной было 79 человек. Сейчас осталось ещё 40. Вроде двигается очередь потихоньку. Сегодня программа только один раз зависала, а вчера вроде три раза", – рассказал Руслан.

Он тоже согласен с необходимостью регистрации в Казахстане новой категории транспорта, но считает, что её можно было бы сделать только для молодых водителей с небольшим стажем. А ему, мол, с 20-летним водительским опытом регистрация не нужна. Плюс это бьёт по карману.
Для регистрации мопедов и скутеров их владельцы предоставляют:
- документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности), в бумажной или электронной форме из сервиса цифровых документов;
- документы, подтверждающие уплату регистрационного сбора и государственных пошлин за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и государственного номера;
- технический документ (при наличии) или сведения о технических характеристиках мопеда, предоставленные из открытых информационных источников;
- заявление от владельца;
- акт осмотра транспортного средства.
Житель Астаны по имени Нурлан не без гордости на лице живо рассказывал на парковке спецЦОНа другому владельцу мопеда, как пришёл сюда в девять утра и в полдень ему удалось сдать документы на регистрацию, прождав пока перед ним это сделают 66 человек.

"Конечно, по закону надо делать, но это лишний "геморрой" для нас. Ещё нужно отдельно за техосмотр и страховку заплатить. ТО не знаю, во сколько обойдётся, а страховка 15 тысяч стоит. А так я пока только госпошлину 11 480 тенге заплатил. Отпросился сегодня с работы на два часа. А сейчас уже полпервого. После обеда на работу уже не поедешь, считай ,один рабочий день потерял", – говорит Нурлан.
Позже молодой человек сообщил по телефону, что получил госномер и права после обеда в 15.30. Как зарегистрировать мопед, если на него нет никаких документов, можно узнать здесь.
На замечания клиентов о сбоях в системе в пресс-службе НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" пояснили, что изготовление и поставка государственных номерных знаков на мопеды не входит в компетенцию Госкорпорации.
"Что касается частых сбоев, то напомним, что ЦОНы и спецЦОНы функционируют в рамках интегрированной информационной системы ЦОН, которая работает по принципу "одного окна" и связана с более чем 50 информационными системами госорганов. В случае возникновения технических сбоев или некорректной работы в любой из этих систем возникают затруднения в процессе предоставления услуг", – сообщила пресс-служба ведомства.
-
1❓"Треть территории Казахстана сейсмически опасна". Учёный о вероятности новых землетрясений
-
3893
-
7
-
55
-
-
2🌡Прогноз погоды на 10 апреля: дождь, гроза и сильный ветер ожидаются на западе, востоке и севере Казахстана
-
2744
-
0
-
7
-
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 9 апреля
-
2454
-
0
-
7
-
-
4❗️От рядового агронома до партийного лидера. Токаев выразил соболезнования родным Веры Сидоровой
-
2623
-
0
-
100
-
-
5⚡️Водный кодекс Казахстана подписал Токаев
-
2323
-
0
-
105
-
-
6⚡️Токаев провёл совещание в связи с изменением ситуации на мировых рынках
-
2346
-
7
-
110
-
-
7🎥Сериал 31-го канала попал в топ Кинопоиска
-
2537
-
3
-
13
-
-
8⚡️Казахстанские теннисистки отказались от крупных турниров ради сборной страны
-
2403
-
5
-
23
-
-
9🇨🇳🇰🇿Китай призвал Казахстан объединить усилия против новых пошлин США
-
2087
-
5
-
138
-
-
10✈️ Планирует ли Fly Arystan менять тарифы из-за жалоб пассажиров?
-
2274
-
2
-
9
-