За год в Казахстане услуги авиакомпаний подорожали почти на 27%. При этом, по данным Finprom.kz, увеличился и их доход. За период с января по июль этого года он составил около 277 млрд тенге. Это на 87,5 млрд больше, чем годом ранее. Но и перевезённых пассажиров стало больше почти на 13%.
В интервью "31 каналу" экс-заместитель председателя Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев рассказал о причинах роста цен на авиабилеты и сделал прогноз о том, как будет развиваться ситуация.
– Серик Хамитович, расскажите, пожалуйста, какие факторы влияют на стоимость авиаперелётов?
– Во-первых, сезонность полётов. В летний период, как правило, авиакомпании повышают стоимость в связи с повышенным спросом. Во-вторых, конкуренция – наличие конкурентов на рынке. И в-третьих, стоимость оказанных услуг и авиаГСМ.
– Мы видим, что за год цены очень сильно выросли. Что повлияло?
– Во-первых, двухлетний перерыв большой был в полётах. Авиакомпании сейчас стараются упущенную прибыль заработать. Во-вторых, сезонность рынка. В-третьих, естественно, общемировые экономические процессы, которые сейчас, к сожалению, влияют не только на гражданскую авиацию, но и на все остальные отрасли экономики. Имеется в виду конфликт между Россией и Украиной. Сейчас вся отрасль гражданской авиации в мире испытывает последствия этих политических явлений.
За первое полугодие 2022 года, по данным официальной статистики, перевезено 4,2 млн пассажиров. Из них львиную долю перевезла группа компаний Air Astana. Она доминирует на рынке, и у неё есть возможность диктовать цены на авиабилеты.
С другой стороны, государство в начале десятых годов отменило контроль над формированием тарифов авиакомпаний. Если тарифы аэропортов регулируются антимонопольным ведомством, то тарифы авиакомпаний вышли из-под этого контроля, поэтому они свои тарифы формируют в зависимости от своих задач получения максимальной прибыли.
Тенденция такая, что дорожать билеты будут не только в Казахстане, но и по миру.
– А как вы считаете, нам нужно государственное регулирование?
– Здесь палка о двух концах. С одной стороны, необходим контроль со стороны, чтобы доминирующие на рынке игроки не могли диктовать свои условия. С другой, необходимо развивать конкурентный рынок. К сожалению, у нас на этом рынке всего две большие компании – Air Astana и Scat. Поэтому проблема больше с развитием конкуренции.
Читайте также:
- Эксперт: Инфраструктура изношена, керосина нет, ситуация в авиаотрасли катастрофическая
- Кто владеет аэропортами Казахстана и что мешает им развиваться
- Спрос на онлайн-покупки авиабилетов в Казахстан за год вырос в два раза
-
1🛍Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Астане в выходные
- 4908
- 0
- 7
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 ноября
- 2884
- 1
- 4
-
3❗️ Политиков Казахстана будут наказывать за неисполнение поручений президента
- 2745
- 8
- 65
-
4⚡️ Токаев сменил главнокомандующего сухопутными войсками
- 2707
- 1
- 55
-
5❗️Топ-10 советов от Forte: как защитить себя от мошенников
- 2754
- 2
- 7
-
6🇰🇳 Ещё одна страна ввела безвизовый режим для Казахстана
- 2790
- 2
- 116
-
7🗓 До старта первого этапа Кубка Мира по биатлону остаётся 5 дней
- 2423
- 0
- 5
-
8💵 Забирал премии сотрудников: суд вынес приговор главе ветеринарной службы Туркестанской области
- 2483
- 1
- 22
-
9👨⚖️ Дело против Трампа после его победы на выборах решили закрыть
- 2456
- 0
- 40
-
10❓ За обрушение школьной стены в Костанайской области наказали чиновника: что решила апелляция
- 2403
- 4
- 2