За год в Казахстане услуги авиакомпаний подорожали почти на 27%. При этом, по данным Finprom.kz, увеличился и их доход. За период с января по июль этого года он составил около 277 млрд тенге. Это на 87,5 млрд больше, чем годом ранее. Но и перевезённых пассажиров стало больше почти на 13%.
В интервью "31 каналу" экс-заместитель председателя Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев рассказал о причинах роста цен на авиабилеты и сделал прогноз о том, как будет развиваться ситуация.
– Серик Хамитович, расскажите, пожалуйста, какие факторы влияют на стоимость авиаперелётов?
– Во-первых, сезонность полётов. В летний период, как правило, авиакомпании повышают стоимость в связи с повышенным спросом. Во-вторых, конкуренция – наличие конкурентов на рынке. И в-третьих, стоимость оказанных услуг и авиаГСМ.
– Мы видим, что за год цены очень сильно выросли. Что повлияло?
– Во-первых, двухлетний перерыв большой был в полётах. Авиакомпании сейчас стараются упущенную прибыль заработать. Во-вторых, сезонность рынка. В-третьих, естественно, общемировые экономические процессы, которые сейчас, к сожалению, влияют не только на гражданскую авиацию, но и на все остальные отрасли экономики. Имеется в виду конфликт между Россией и Украиной. Сейчас вся отрасль гражданской авиации в мире испытывает последствия этих политических явлений.
За первое полугодие 2022 года, по данным официальной статистики, перевезено 4,2 млн пассажиров. Из них львиную долю перевезла группа компаний Air Astana. Она доминирует на рынке, и у неё есть возможность диктовать цены на авиабилеты.
С другой стороны, государство в начале десятых годов отменило контроль над формированием тарифов авиакомпаний. Если тарифы аэропортов регулируются антимонопольным ведомством, то тарифы авиакомпаний вышли из-под этого контроля, поэтому они свои тарифы формируют в зависимости от своих задач получения максимальной прибыли.
Тенденция такая, что дорожать билеты будут не только в Казахстане, но и по миру.
– А как вы считаете, нам нужно государственное регулирование?
– Здесь палка о двух концах. С одной стороны, необходим контроль со стороны, чтобы доминирующие на рынке игроки не могли диктовать свои условия. С другой, необходимо развивать конкурентный рынок. К сожалению, у нас на этом рынке всего две большие компании – Air Astana и Scat. Поэтому проблема больше с развитием конкуренции.
Читайте также:
- Эксперт: Инфраструктура изношена, керосина нет, ситуация в авиаотрасли катастрофическая
- Кто владеет аэропортами Казахстана и что мешает им развиваться
- Спрос на онлайн-покупки авиабилетов в Казахстан за год вырос в два раза
-
1🎶 Как интересно провести выходные 2 и 3 ноября в Алматы и Астане
- 3998
- 1
- 3
-
2‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2731
- 1
- 32
-
3💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2398
- 0
- 11
-
4❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2436
- 3
- 16
-
5⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2440
- 2
- 19
-
6☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2464
- 0
- 6
-
7🌡Прогноз погоды на 1 ноября: штормовое предупреждение из-за гололедицы объявили в восьми регионах страны
- 2501
- 0
- 6
-
8🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2334
- 1
- 15
-
9❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2338
- 0
- 32
-
10🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2340
- 0
- 4