В Алматы проходит региональный семинар Green Airports с участием лидеров гражданской авиации из стран Европы и Центральной Азии. Столь масштабное мероприятие в Казахстане проводят впервые. На протяжении трёх дней именитые эксперты в области авиации обмениваются опытом, обсуждают сложившуюся в гражданской авиации ситуацию и строят планы. 

Что ждёт казахстанскую авиацию в ближайшие годы и есть ли у страны возможность следовать мировым трендам, разбирались корреспонденты Informburo.kz.

Курс на экологичность

Главной темой семинара стало экологичное развитие аэропортов. Переход на биотопливо (SAF) и, как следствие, снижение уровня выбросов углекислого газа – ведущий мировой тренд в области гражданской авиации, следовать которому стремится и Казахстан. 

Из чего состоит экологичное авиатопливо SAF?

Речи о полной замене авиакеросина на биотопливо не идёт. Пока SAF намерены использовать в качестве добавки к авиакеросину Jet A-1, постепенно увеличивая его долю. По словам вице-министра транспорта РК Талгата Ластаева, Казахстан нацелен не только на применение SAF, но и на производство инновационного топлива.

Вице-министр транспорта РК Талгат Ластаев даёт интервью на семинаре Green Airports / Фото Informburo.kz

"Европейский союз утверждает, что в течение нескольких лет применение SAF станет обязательным. Допустим, с 2028 года для полётов в ЕС авиакомпания должна будет использовать определённую долю экологичного топлива. И эта доля будет увеличиваться с каждым годом. Мы планируем выпускать такое топливо в Казахстане. У нас идеальные условия", – утверждает вице-министр.

В июле 2024 года национальная компания "КазМунайГаз" подписала меморандум о сотрудничестве с американским разработчиком LanzaJet и теперь готовится к производству биотоплива ATJ (из спиртов) по американской технологии.

При этом переход КМГ на производство авиакеросина Jet A-1, который необходим для применения SAF, всё ещё не состоялся. Большинство самолётов заправляют керосином ТС-1, получаемым путём прямой перегонки нефти. А в алматинском аэропорту, который уже способен работать с Jet A-1, топливо планируют импортировать. Как подчеркнул вице-министр, страна находится в процессе перехода к более экологичным технологиям. 

Пилотирование дронов

По мнению ректора единственной в стране Академии гражданской авиации Бекена Сейдахметова, сложностей с переходом на  экологичное топливо у казахстанских перевозчиков не будет. А вот что действительно может стать проблемой, так это нехватка кадров в отрасли. 

Ректор Академии гражданской авиации Бекен Сейдахметов на семинаре Green Airports / Фото Informburo.kz

"Мы выяснили, что отрасли требуется примерно 1600 специалистов. А мы выпустили в этом году всего 670 человек. И этот дефицит просматривается в перспективе. Нам не хватает работников среднего звена, которых можно подготовить в колледже. Поэтому сегодня мы с министерствами транспорта и просвещения обсуждаем создание авиационных колледжей. В этом заинтересованы и администрация, и местные власти. Недавно я был в ВКО и встречался с акимом области, он эту идею поддержал. Также рассматриваем строительство в Шымкенте, в чём заинтересована компания Scat, которая там базируется", – рассказал ректор академии.

Бекен Сейдахметов считает, что в стране нужно построить 3–4 авиационных колледжа, которые будут располагаться в разных регионах. Параллельно необходимо улучшать материально-техническую базу существующей академии, чтобы успевать за инновациями и продолжать готовить высокопрофессиональные кадры.

К примеру, в 2024 году в академии открылась новая образовательная программа по управлению беспилотниками. Через несколько лет в стране появятся собственные сертифицированные пилоты по управлению дронами, вес которых превышает 25 кг. Такие устройства используют вместо вертолётов в мировом сельском хозяйстве, что кратно сокращает эксплуатационные расходы.  

Цены и инвестиции

Для реализации концепции "Зелёный аэропорт" нужно не только увеличить потребление биотоплива, но и модернизировать наземную инфраструктуру: обновить технику, усовершенствовать дренажную систему, обеспечить рациональное использование водных ресурсов и энергии. Но реализация столь амбициозных планов требует больших вложений.

Самым модернизированным в Казахстане эксперты назвали Международный аэропорт Алматы. В воздушной гавани открыли новый терминал, а старый находится в процессе реновации. Президент аэропорта Гокер Косе заявил, что в ближайшее время только на реконструкцию левой взлётно-посадочной полосы направят по меньшей мере 100 млн долларов.

Президент аэропорта Алматы Гокер Косе / Фото Informburo.kz

"Зданию старого терминала больше 30 лет, и мы имеем дело с площадью 26 000 кв. м. К октябрю 2025 года мы планируем завершить работу и привести терминал для внутренних рейсов в соответствие с международными стандартами. Также на территории аэропорта есть бомбоубежище, на содержание которого многие годы вообще не выделяли средств. Его мы тоже приведём в порядок. Это длительный, затратный и вариативный процесс, поэтому сейчас назвать точную сумму инвестиций я не могу", – объяснил глава аэропорта. 

Гокер Косе подчеркнул, что компании холдинга TAV Airports, который приобрёл алматинский аэропорт, обслуживают 95 млн пассажиров в год, 11 млн из которых летают через алматинскую авиагавань. Поэтому компания рассматривает Алматы в качестве ключевой локации.

Более того, Гокер Косе сообщил о планах по приобретению других аэропортов Казахстана, но не сказал точно, о каких из них идёт речь. Представитель международного холдинга отозвался о планах так: "Мы планируем, но не всё зависит от нас".