В Алматы проходит региональный семинар Green Airports с участием лидеров гражданской авиации из стран Европы и Центральной Азии. Столь масштабное мероприятие в Казахстане проводят впервые. На протяжении трёх дней именитые эксперты в области авиации обмениваются опытом, обсуждают сложившуюся в гражданской авиации ситуацию и строят планы.
Что ждёт казахстанскую авиацию в ближайшие годы и есть ли у страны возможность следовать мировым трендам, разбирались корреспонденты Informburo.kz.
Курс на экологичность
Главной темой семинара стало экологичное развитие аэропортов. Переход на биотопливо (SAF) и, как следствие, снижение уровня выбросов углекислого газа – ведущий мировой тренд в области гражданской авиации, следовать которому стремится и Казахстан.
Из чего состоит экологичное авиатопливо SAF?
Sustainable Aviation Fuel (SAF) производят не из нефти, а на основе различных возобновляемых ресурсов. Разработано несколько технологий, которые позволяют получить топливо из следующих материалов:
- растительных масел и животных жиров (HEFA);
- биомассы, отходов и синтетических газов (FT);
- спиртов, таких как этанол и бутанол (ATJ);
- водорода и углекислого газа с использованием возобновляемой энергии (PtL).
Использование экологичного топлива позволяет совершать полёты с минимальным углеродным следом.
Речи о полной замене авиакеросина на биотопливо не идёт. Пока SAF намерены использовать в качестве добавки к авиакеросину Jet A-1, постепенно увеличивая его долю. По словам вице-министра транспорта РК Талгата Ластаева, Казахстан нацелен не только на применение SAF, но и на производство инновационного топлива.
"Европейский союз утверждает, что в течение нескольких лет применение SAF станет обязательным. Допустим, с 2028 года для полётов в ЕС авиакомпания должна будет использовать определённую долю экологичного топлива. И эта доля будет увеличиваться с каждым годом. Мы планируем выпускать такое топливо в Казахстане. У нас идеальные условия", – утверждает вице-министр.
В июле 2024 года национальная компания "КазМунайГаз" подписала меморандум о сотрудничестве с американским разработчиком LanzaJet и теперь готовится к производству биотоплива ATJ (из спиртов) по американской технологии.
При этом переход КМГ на производство авиакеросина Jet A-1, который необходим для применения SAF, всё ещё не состоялся. Большинство самолётов заправляют керосином ТС-1, получаемым путём прямой перегонки нефти. А в алматинском аэропорту, который уже способен работать с Jet A-1, топливо планируют импортировать. Как подчеркнул вице-министр, страна находится в процессе перехода к более экологичным технологиям.
Пилотирование дронов
По мнению ректора единственной в стране Академии гражданской авиации Бекена Сейдахметова, сложностей с переходом на экологичное топливо у казахстанских перевозчиков не будет. А вот что действительно может стать проблемой, так это нехватка кадров в отрасли.
"Мы выяснили, что отрасли требуется примерно 1600 специалистов. А мы выпустили в этом году всего 670 человек. И этот дефицит просматривается в перспективе. Нам не хватает работников среднего звена, которых можно подготовить в колледже. Поэтому сегодня мы с министерствами транспорта и просвещения обсуждаем создание авиационных колледжей. В этом заинтересованы и администрация, и местные власти. Недавно я был в ВКО и встречался с акимом области, он эту идею поддержал. Также рассматриваем строительство в Шымкенте, в чём заинтересована компания Scat, которая там базируется", – рассказал ректор академии.
Бекен Сейдахметов считает, что в стране нужно построить 3–4 авиационных колледжа, которые будут располагаться в разных регионах. Параллельно необходимо улучшать материально-техническую базу существующей академии, чтобы успевать за инновациями и продолжать готовить высокопрофессиональные кадры.
К примеру, в 2024 году в академии открылась новая образовательная программа по управлению беспилотниками. Через несколько лет в стране появятся собственные сертифицированные пилоты по управлению дронами, вес которых превышает 25 кг. Такие устройства используют вместо вертолётов в мировом сельском хозяйстве, что кратно сокращает эксплуатационные расходы.
Цены и инвестиции
Для реализации концепции "Зелёный аэропорт" нужно не только увеличить потребление биотоплива, но и модернизировать наземную инфраструктуру: обновить технику, усовершенствовать дренажную систему, обеспечить рациональное использование водных ресурсов и энергии. Но реализация столь амбициозных планов требует больших вложений.
Самым модернизированным в Казахстане эксперты назвали Международный аэропорт Алматы. В воздушной гавани открыли новый терминал, а старый находится в процессе реновации. Президент аэропорта Гокер Косе заявил, что в ближайшее время только на реконструкцию левой взлётно-посадочной полосы направят по меньшей мере 100 млн долларов.
"Зданию старого терминала больше 30 лет, и мы имеем дело с площадью 26 000 кв. м. К октябрю 2025 года мы планируем завершить работу и привести терминал для внутренних рейсов в соответствие с международными стандартами. Также на территории аэропорта есть бомбоубежище, на содержание которого многие годы вообще не выделяли средств. Его мы тоже приведём в порядок. Это длительный, затратный и вариативный процесс, поэтому сейчас назвать точную сумму инвестиций я не могу", – объяснил глава аэропорта.
Гокер Косе подчеркнул, что компании холдинга TAV Airports, который приобрёл алматинский аэропорт, обслуживают 95 млн пассажиров в год, 11 млн из которых летают через алматинскую авиагавань. Поэтому компания рассматривает Алматы в качестве ключевой локации.
Более того, Гокер Косе сообщил о планах по приобретению других аэропортов Казахстана, но не сказал точно, о каких из них идёт речь. Представитель международного холдинга отозвался о планах так: "Мы планируем, но не всё зависит от нас".
Читайте также:
- Привести аэропорт Алматы в идеальное состояние пообещали в течение максимум четырёх лет
- Казахстанцы смогут возвращать любые авиабилеты – законопроект
- Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5276
- 1
- 3
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5043
- 3
- 16
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 ноября
- 2818
- 0
- 7
-
4🏃♀️Семейный забег пройдёт в Астане. Победители получат телевизоры, пылесосы и планшеты
- 2773
- 1
- 21
-
5‼️К смертной казни приговорили жительницу Таиланда за серийные убийства с помощью цианида
- 2421
- 1
- 28
-
6🔥Столичные пожарные потушили горящий автомобиль
- 2388
- 0
- 11
-
7⚡️Солдат впал в кому после удара сержанта: начался суд по резонансному инциденту в воинской части Отара
- 2452
- 6
- 27
-
8⚖️ Прокуратура вернула 12,5 млн тенге предпринимателям алматинского метрополитена
- 2400
- 0
- 15
-
9☄️Продажи и прибыль Temu и Pinduoduo упали: акции рухнули на 11%
- 2407
- 0
- 5
-
10🥶Ночные морозы до -23 прогнозируют на выходных в северной половине Казахстана
- 2569
- 0
- 8