Прямой эфир Новости спорта

Экономика АПК: что нужно Казахстану, чтобы стать агродержавой

Фото Герарда Ставрианиди
Фото Герарда Ставрианиди
Сегодня АПК не имеет такого большого влияния на экономику, как хотелось бы. Эксперты поделились мнением, как можно развить агросектор в стране.

Аграрный сектор в структуре казахстанской экономики занимает 5-7%. Эта цифра могла бы и должна быть больше. Что этому препятствует и как сделать так, чтобы АПК в стране начал стремительно развиваться, – в материале Informburo.kz.

Как АПК влияет на экономику Казахстана

Казахстан занимает второе место в мире по площади пахотных земель на душу населения и является крупнейшим экспортёром зерна. Сейчас в стране около 74% территории пригодны для ведения сельского хозяйства.

"Около 42% населения проживает на селе. В отрасли занято 1,4 млн человек, уступая только оптовой и розничной торговле. Средняя зарплата в первом квартале 2020 года составила 70 840 тенге. Этот показатель находится на 12-м месте из всех отраслей. Стоит отметить, что цена на продукты питания является одним из основных показателей, влияющих на инфляцию. Так что наша экономика сильно зависит от аграрного сектора", – говорит кандидат сельскохозяйственных наук, член клуба молодых экспертов при сенате Руслан Асаубаев.

Но несмотря на своё преимущество в сельском хозяйстве, Казахстан занимает 50-ю строчку в индексе продовольственной безопасности из 113 стран. Он основывается на аналитике трёх групп показателей продовольственной безопасности:

  • уровень доступности и потребления продуктов питания;
  • наличие и достаточность продуктов питания;
  • уровень качества и безопасности продуктов питания.

По информации члена Национальной академии наук Владимира Григорука, аграрный сектор в структуре казахстанской экономики занимает 5-7%, поэтому пока АПК слабо влияет на экономику страны. О низком уровне свидетельствует и размер доходов на селе.

Читайте также: Говорят, канадские семена спасут Казахстан от экономического кризиса. Кто это придумал?

"Сельчане практически не являются клиентами банков, даже в таком сегменте как потребительское кредитование, хотя им тоже нужны холодильники, телевизоры, автомобили. Но, к сожалению, уровень доходов сельчан настолько низкий, что банки не рискуют выдавать даже потребительские кредиты", – констатирует председатель правления Национальный аграрного научно-образовательного центра и зампредседателя партии "Ауыл" Толеутай Рахимебков.

По информации Министерства сельского хозяйства, Казахстан экспортирует товары агропромышленности в 72 страны, в том числе:

  • в Китай – пшеница, пшеничные отруби, соевые бобы, люцерна, рапсовой шрот, ячмень, кукуруза, семена льна, пшеничная кормовая мука и пшеничная мука;
  • в Иран – пшеница, ячмень, семена подсолнечника, рапс и лён.
  • в страны СНГ – плодовоовощные, пшеница, кукуруза, рис, семена подсолнечника, рапс и лён.
  • в страны ЕС – пшеница, семена льна.

Перед пандемией экспорт продукции вырос почти на 6,5% и составил 3,3 млрд долларов. Однако в 2020 году экспорт снизился почти на 10% и составил 2,1 млрд долларов.

Как фермеров поддерживает государство

В сфере растениеводства предусмотрены разные виды субсидий, в числе которых:

  • на развитие производства приоритетных культур, в том числе многолетних растений;
  • на развитие семеноводства;
  • субсидирование стоимости удобрений и пестицидов, биоагентов;
  • субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Размер субсидий ежегодно растёт:

  • в 2018 году выделили 63,2 млрд тенге;
  • в 2019 году – 65,4 млрд тенге;
  • в 2020 году – на 86,8 млрд тенге.

Процесс предоставления субсидий автоматизирован. Все заявки проверяют на соответствие условиям субсидирования путём интеграции с другими информационными системами и базами данных на сайте Qoldau.kz.

Основные условия получения субсидий – наличие земельного участка и подтверждение затрат, потому что их выдают постфактум в качестве возмещения части понесённых расходов.

Чего не хватает фермерам

Фермеры не раз заявляли, что субсидии распределяют несправедливо.

"Мы провели анализ открытых данных портала eGov.kz, блог-платформ руководителей госорганизаций и организаций квазигосударственного сектора. Из 100 обращений на имя министра сельского хозяйства 36% – это вопросы, касающиеся субсидирования. Таким образом, можно сделать заключение, что производители сталкиваются с трудностями на местном уровне при получении субсидий", – говорит Руслан Асаубаев.


Инфографика Руслана Асаубаева


Он считает, что господдержка должна быть и в таком виде как:

  • льготы по налогам на прибыль;
  • освобождение от таможенных платежей на импортируемое оборудование, комплектующие материалы, сырьё, фурнитуру;
  • освобождённых от некоторых видов налогов.

"Причём упор необходимо сделать на глубокую переработку. Также государству необходимо быстро реагировать на все внешние и внутренние риски для переработчиков, снижая их введением пошлин, запретов на экспорт сырья", – говорит Руслан Асаубаев.

Владимир Григорук считает, что нужно менять форму субсидирования, давать фермеру не деньги, а автотехнику или семена. Господдержка сельхозпроизводителей в Казахстане уступает мерам в таких развитых странах, как Германия, США, Франция. Но в то же время есть государства, которые не субсидируют сельское хозяйство вообще. Например, Пакистан.

"Я думаю, что суммы, которые на сельское хозяйство выделяются у нас, приличные, но есть вопросы к распределению. Некоторые говорят, что нужно поддерживать личные подсобные хозяйства. Я не сторонник этого. Нужно стимулировать крестьянские, фермерские хозяйства. Они производят продукцию на рынок, в то время как ЛПХ потребляют свою продукцию сами", – поясняет Владимир Григорук.

Пока же у нас субсидии достаются не всем. Процесс устроен так: чем раньше ты оформляешь заявку, тем больше шансов получить субсидии, пока не закончилась выделенная сумма господдержки.

Мажилисмен, глава Комитета по аграрным вопросам Серик Оспанов считает, что субсидии должны выдавать не на объём товарной продукции, а на внедрение новых технологий.

"Это правильнее, чем выдавать субсидии, например, на килограмм произведённой пшеницы. По поводу справедливости: понятно, что с учётом недостаточного количества денег поддержку получают те, кто первыми подали заявки и правильно их оформили. Как деньги заканчиваются, остальные, кто подал позже, могут не получить. Это фактор, вызывающий недовольство людей и нарекания, что государство не даёт денег", – говорит он.

Читайте также: В Актобе фермеры провели санкционированный митинг из-за сокращения субсидий

Часть экспертов считает, что субсидирование можно оставить только в виде льготных кредитов и доступа к дешёвым кредитам.

"Правила субсидирования менялись много раз. Я считаю, что все субсидии вообще нужно отменить, оставить только инвестиционные, и субсидирование стартовых направлений. Во всём мире сельское хозяйство дотируется в виде льготных кредитов и доступа к дешёвым деньгам. Это то, что нужно фермеру. Тогда будет и интерес фермера работать, и у государства интерес его мотивировать", – говорит аграрный эксперт и независимый директор Ассоциации "Верховный совет крестьян" Кирилл Павлов.

Он считает, что в Казахстане можно было бы субсидировать полный уход от хлопка, в то время как мы субсидируем его производство.

"А фермер даже 1000 долларов с га не зарабатывает. Это экономически отвратительно. Если бы они занимались той же люцерной, то зарабатывали бы как минимум 4 тысячи долларов за га. В такие моменты нужно помогать людям, подсказывать, а поскольку люди понимают только финансовые подсказки, то чуть-чуть субсидировать", – считает Кирилл Павлов.

Что нужно выращивать

Говоря о том, какие культуры нужно развивать, эксперты сходятся в утверждении: те культуры, которые имеют спрос на рынке, высокорентабельны и доходны для сельхозтоваропроизводителя.

"Нужно выращивать те культуры, на которые есть спрос и которые высоко маржинальны. На мировом рынке есть спрос на зерновые культуры, и Казахстан имеет своё определённое место в торговле зерновыми культурами: пшеница, ячмень, рожь, тритикале, кукуруза. Сегодня растёт потребность в масличных культурах, и не только в подсолнечнике – в рапсе, льне, других видах масличных. Нам надо заниматься и овощами, не просто объёмами производства, а увеличением тех сортов, которые пригодны для длительного хранения и промпереработки, с высоким содержанием сухих веществ", – добавляет Толеутай Рахимбеков.

Читайте также: Сапархан Омаров о фильме "Архитекторы будущего": Жаль, что авторы не брезгуют ложью

Не стоит забывать и о бахчевых культурах – арбузах, дынях, которые в сезон идут на экспорт из Шымкента, Кызылорды. При этом помнить о мультипликативном эффекте. К примеру, сейчас животноводство нуждается в производстве кормов. Увеличивая объём кормов, Казахстан увеличил бы и производство молока, мяса.

Но для этого нужно решить и технический вопрос. Сейчас около 70% техники аграриев старше 15-17 лет, тракторы, комбайны изношены, непродуктивны и непроизводительны. А в условиях резко континентального климата качество оборудования играет большую роль. Из-за того что техника устаревшая, фермеры часто не могут уложиться в сроки: вовремя обработать почву, посеять, собрать урожай.

Какой должна быть программа развития АПК на ближайшие пять лет

Эксперты считают, что в Казахстане есть проблема непостоянства подходов к управлению отраслью. Каждый новый министр разворачивает политику сельского хозяйства на 180 градусов, а руководство МСХ меняется часто. Из-за этого фермеры не могут строить планы на несколько лет вперёд, а иностранные инвесторы отворачиваются от неустойчивой аграрной политики Казахстана.

"Нет преемственности в госпрограммах, мерах господдержки. Фермер, начав занимать конкретной культурой, не уверен, что завтра он стабильно будет получать господдержку. Отсутствие преемственности очень сильно влияет на развитие отрасли", – уверен депутат Берик Оспанов.

Именно поэтому программу по развитию АПК на следующую пятилетку, которую должны разработать в Казахстане к 2021 году, нельзя менять, а нужно реализовать до конца.

"Сейчас необходимо подготовить выверенную стратегию развития отрасли. Создана рабочая группа по разработке этой программы, депутаты тоже в этот процесс вовлечены. Здесь необходимо чётко сформулировать правильные направления дальнейших действий государства в течение пяти лет. Нельзя поспешные решения принимать, нужно всё взвесить, посмотреть. Принять ту программу, которая нам позволит добиться развития экспорта, модернизации производства, внедрения новых технологий, увеличения производительности", – подчёркивает Берик Оспанов.

Читайте также: Президент поручил выделить фермерам 170 млрд тенге. Решат ли они все проблемы?

Но к рабочей группе, занимающейся разработкой программы, тоже есть вопросы. Кирилл Павлов считает, что в неё не вошли те, кто действительно сможет дать толковые решения.

"Мне лично сказали, что я буду включён в рабочую группу. Но, увы, она уже сформирована, и там, кроме представителей НПП и департаментов Минсельхоза, никого нет. Понятно, что они не смогут ничего толкового дать", – предполагает Кирилл Павлов.

"Думаю, новая программа будет качественной, но есть риски. Кто знает структуру и работу государственного аппарата, тот поймёт, способен ли он дать качественно новый документ. Поэтому к этой работе подключился "Атамекен". Кто реально мог бы помочь – это сами производственники на местах, дав обратную связь: потребности, проблемы, решения. Но мы не слышим и не видим круглые столы, дискуссии на региональном уровне", – добавляет Руслан Асаубаев.

Ещё одной диалоговой площадкой мог бы стать общественный совет МСХ с привлечением отраслевых ассоциаций, экспертов. Также есть партия "Ауыл", которая может развернуть широкое обсуждение.

По мнению замглавы партии Толеутая Рахимбекова, для нового импульса аграрного сектора нужно развивать инфраструктуру сельского хозяйства. Сейчас сельхозпроизводители вынуждены покупать необходимое для производства (ГСМ, семена, удобрения, пестициды, технику) мелкими партиями по высокой цене. В то же время, работая с разными посредниками, которые сбивают цену, товаропроизводители сбывают продукцию по низкой цене. Эта разница не позволяет им получать хороший доход, обновлять технику, покупать хорошие семена.

"Очень важная сфера, которая входит в инфраструктуру – поставки сельхозтехники, удобрений, пестицидов. На сегодня каждая компания-производитель сама находит потребителей среди сельхозтоваропроизводителей. А это должна быть выстроенная система. Давно говорим о создании нормальных машинотехнологических станций – это всё инфраструктура. Её нужно наращивать как минимум в сто раз от того объёма, который сегодня имеется", – говорит Толеутай Рахимебков.

В развитых странах делают акцент не на само производство, а на развитие технологий, внедрение новых сортов, пород, создание современного оборудования, достижения науки. Соответственно, встал вопрос об обучении фермеров.

"Когда фермеры становятся специалистами, то и результаты меняются. Самая основная задача подходов за рубежом – давать фермеру не деньги, а знания и соответствующие инструменты для их применения – технику и оборудование. Система распространения знаний и подготовки фермеров – самая главная задача. Если фермер будет понимать, как и что делать, и иметь инструменты, он не будет жаловаться. Он чётко будет знать, как получить лучший результат", – приводит пример депутат Берик Оспанов.

Работу по обучению фермеров в Казахстане начали ещё 12 лет назад, но она до сих пор осталась в зачаточном виде.

Как обстоят дела с АПК за рубежом

В странах с развитым аграрном сектором тоже были проблемы. Например, в Аргентине, Бразилии раньше был высокий уровень импорта продовольствия. В середине 50-х годов обе страны начали развивать сельское хозяйство через субсидирование, инновации. К 80-м годам они вырвались в лидеры по экспорту сельхозпродукции.

В Израиле на заре независимости 95% продовольствия было импортным. Сейчас в стране на 95% покрытие внутреннего производства. У израильского успеха две основы: инновации и кооперация.

Во многих странах есть агробанки, которые специализируются только на финансировании агросектора, они ориентированы на сельчан.

"Этот опыт был бы нам тоже полезен. У нас есть "КазАгро", но он не может покрыть всей потребности сельхозотрасли. Возможно, стоит обратить внимание на этот вопрос", – предлагает Берик Оспанов.

Читайте также: На развитие сёл Казахстана выделили 2 трлн тенге. Почему ничего не меняется и что делать?

Также за рубежом чётко налажена цепочка между производителем и конкретным потребителем. Там товаропроизводитель знает, что произведя определённый объём продукции, он в конкретны сроки реализует её по определённой цене. Потребитель же чётко знает, что у него на столе всегда будет этот продукт.

Замкнуть цепь между производственником и потребителем в Казахстане можно с помощью механизма гарантированного обеспечения социально значимыми продовольственными товарами объектов образования, здравоохранения, исправительных учреждений. В каждой области есть Cоциально-предпринимательская корпорация, в состав которой входит региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров. Они могли бы заключать фьючерские договоры, обеспечивая таким образом фермеров деньгами под будущий урожай.

Сейчас Минсельхозу нужен аналитический центр, который мог бы строить прогнозы на урожай, цены, оценки спроса и предложения как внутри страны, так и на дальнем и ближнем зарубежье.

Новости партнеров