Прямой эфир Новости спорта

ДТП или приезжие: кто создаёт пробки в Алматы и Астане и что с этим делать

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Как современные технологии и системы скоринга способны изменить облик казахстанских мегаполисов.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) остаются одной из наиболее острых проблем в Казахстане. Несмотря на усиленные меры обеспечения безопасности, увеличения штрафов за нарушение ПДД, количество аварий на дорогах продолжает расти. По данным Министерства внутренних дел, в 2023 году в стране было зарегистрировано 15 886 ДТП, из которых 2544 – со смертельным исходом. Однако, по словам председателя правления АО "Freedom Finance Insurance" Азамата Керимбаева, реальные цифры значительно выше:

"Министерство внутренних дел и Комитет правовой статистики публикуют данные о ДТП, но они учитывают только случаи с крупным материальным ущербом или смертельным исходом, которые затем освещаются в СМИ. Однако, по информации страховых компаний, реальное количество дорожно-транспортных происшествий в Казахстане составляет не менее 100 тысяч в год, что существенно превышает официальные цифры".

Между тем, мелкие ДТП, оставаясь за рамками официальной статистики, оказывают значительное влияние на транспортную систему и экономику страны. Каждый такой инцидент приводит к заторам, снижая пропускную способность дорог на 30–70%. Ежедневные пробки в Алматы, например, наносят серьёзный удар по экономике города. По оценкам экспертов, потери составляют около 600 млн тенге в день.

Почему агрессивное вождение становится причиной аварий, как современные технологии помогают бороться с этим явлением и какие бонусы могут получать аккуратные водители за своё поведение на дорогах, выясняла корреспондент Informburo.kz.

Как Европротокол меняет правила игры на дорогах

Процесс оформления ДТП в Казахстане традиционно был сложным и длительным. В среднем он мог занимать до 90 дней, включая ожидание судебного решения и осмотр транспортных средств. Страховые выплаты часто не покрывали полную стоимость ремонта из-за применения правил амортизации, что вызывало недовольство автовладельцев.

Сложности оформления и недостаточные страховые компенсации стали главными причинами недоверия граждан к страховым компаниям. Из 200 тысяч автомобилей, попавших в ДТП, только 98 тысяч получают страховое возмещение, остальным водителям приходится восстанавливать транспорт за свой счёт.

Однако ситуация начала меняться благодаря внедрению Европротокола – системы упрощённого урегулирования страховых случаев по обязательному автострахованию. Этот инструмент позволяет участникам мелких ДТП оформлять происшествия самостоятельно, без вызова полиции, что значительно ускоряет процесс и снижает бюрократические сложности.

Цифровой подход значительно упростил и ускорил процесс оформления. Теперь он занимает всего 15–20 минут, а страховые выплаты поступают на счёт в течение пяти рабочих дней. Более того, система снижает нагрузку на суды, освобождая их от необходимости разбирать мелкие аварии.

Чтобы воспользоваться Европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий:
  • мобильные номера участников ДТП должны быть зарегистрированы в Базе мобильных граждан;
  • сумма ущерба не должна превышать 369 тысяч тенге (100 МРП на 2024 год);
  • в результате ДТП не должен быть причинён вред жизни или здоровью людей;
  • ущерб нанесён только автомобилям, без повреждения другого имущества;
  • у обоих участников аварии должны быть действующие полисы обязательного автострахования;
  • между водителями отсутствуют разногласия относительно перечня повреждений и обстоятельств происшествия.

Виноваты ли приезжие

Руководитель отдела анализа данных компании Sergek Group Шайгазы Мухтаров представил актуальные данные о транспортной нагрузке в Алматы и Астане, которые проливают свет на причины заторов и возможности их решения.

  • Ежедневно по дорогам Алматы передвигается около 647 тысяч транспортных средств, из которых 93% – частные автомобили, 4% – такси.
  • Общий среднедневной пробег составляет 20,5 млн км, однако 80% этого пробега приходится на 20% автомобилей. Это подтверждает действие закона Парето в транспортной сфере, где меньшинство объектов создаёт большинство эффекта (закон Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. – Ред.).

"Мы наблюдаем, что небольшое количество транспортных средств отвечает за основную часть пробега в городе. Оптимизация использования именно этих 20% автомобилей может значительно повлиять на общую ситуацию с заторами", – отметил Шайгазы Мухтаров.

Существует распространённое мнение, что основной причиной заторов в Алматы и Астане являются автомобили, въезжающие в город из пригородов. Однако исследования Sergek частично опровергают эту гипотезу.

Ежедневно в Алматы въезжает около 128 тысяч автомобилей, но большинство из них, около 70%, остаётся на периферии города, практически не достигая центральных районов. Приезжие автомобили существенно увеличивают общий пробег – к существующему трафику добавляется около 4,8 млн километров в день. Однако их влияние на центральные районы города остаётся минимальным.

В Астане ситуация ещё более показательная. Так называемая "маятниковая миграция" здесь выражена слабее: лишь 1,23% от общего транспортного потока приходится на поездки в центр. Эти данные показывают, что въезжающие автомобили оказывают большее влияние на окраины городов, чем на их центральные зоны.

Борьба с агрессивным вождением

Восточная объездная автодорога / Скриншот Informburo.kz

На Восточной объездной автодороге в Алматы было проведено исследование, которое выявило интересные факты об агрессивном поведении водителей. Из 66 тысяч транспортных средств, проезжающих по этому участку, около 22 тысяч демонстрируют признаки агрессивного вождения, из них 6 тысяч – таксисты.

Однако, несмотря на все риски, связанные с таким стилем вождения, его эффективность оказывается крайне сомнительной. Средняя экономия времени для агрессивных водителей составляет всего 42 секунды

Для борьбы с агрессивным вождением эксперты предлагают внедрить системы аналитики стиля вождения водителей и на их основе формировать персональный скоринг. Пока не уточняется, по каким параметрам и критериям будет вестись оценка, но современные камеры способны оценивать скорость, частоту резких перестроений, соблюдение дистанции и других факторов, влияющих на безопасность дорожного движения.

На основе скоринга водителям с высоким уровнем аккуратности и безопасного поведения на дорогах могут начисляться специальные бонусы и вознаграждения. Инициатива находится на стадии разработки.

Новости партнеров