Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
-
1🛍Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Астане в выходные
- 4779
- 0
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 ноября
- 2857
- 1
- 4
-
3❗️ Политиков Казахстана будут наказывать за неисполнение поручений президента
- 2721
- 8
- 62
-
4⚡️ Токаев сменил главнокомандующего сухопутными войсками
- 2681
- 1
- 55
-
5❗️Топ-10 советов от Forte: как защитить себя от мошенников
- 2721
- 2
- 7
-
6🇰🇳 Ещё одна страна ввела безвизовый режим для Казахстана
- 2751
- 2
- 114
-
7🗓 До старта первого этапа Кубка Мира по биатлону остаётся 5 дней
- 2405
- 0
- 5
-
8💵 Забирал премии сотрудников: суд вынес приговор главе ветеринарной службы Туркестанской области
- 2462
- 1
- 22
-
9👨⚖️ Дело против Трампа после его победы на выборах решили закрыть
- 2437
- 0
- 39
-
10🤩 Инфаркт миокарда: как распознать и оказать первую помощь
- 2410
- 1
- 11