Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
-
1‼️Наводнение в Испании: число погибших выросло до 158
- 2422
- 1
- 30
-
2🔨 В Астане один год лишения свободы получила виновница ДТП, в котором погиб человек
- 2203
- 2
- 12
-
3🌪 Самый мощный за последние 30 лет: супертайфун Конг-Рей обрушился на Тайвань
- 2210
- 0
- 12
-
4❔ АЭС, нефть и логистика: о чём говорил Токаев на встрече с иностранными инвесторами
- 2213
- 0
- 31
-
5💊 Вывозили на Запад под видом витаминов: контрабандистов анаболиков задержали в Алматы
- 2233
- 0
- 11
-
6❔ Летать и ездить с цифровыми документами. Что изменится в Казахстане в ноябре 2024 года
- 2258
- 3
- 13
-
7🤑 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 31 октября
- 2173
- 0
- 4
-
8🇪🇸 Почему от наводнений в Испании погибло так много людей?
- 2193
- 0
- 11
-
9⚡️В суде Астаны рассматривают иск журналистов против Минкультуры по правилам аккредитации
- 2199
- 2
- 16
-
10☄️Авария на шахте имени Костенко: Генпрокуратура обнародовала имена подозреваемых
- 2249
- 0
- 5