Прямой эфир Новости спорта

Всегда найдётся причина повышения цен на ГСМ

Рост цен на дизтопливо на 10% может привести к удорожанию транспортных услуг на железной дороге на 1%.

По информации службы по связям с общественностью ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері", с 1 июня в Казахстане вырастут цены на ГСМ. На этот раз рост не связан с повышением цен на нефть, котировки на североморскую смесь которой впервые с 18 апреля преодолели отметку в 54 доллара за баррель. Изменение котировок барреля вызвано ожиданиями продления соглашения о сокращении добычи нефти. Вопрос об этом рассмотрят на министерской встрече мониторингового комитета 24 мая 2017 года в Вене, а 25 мая на встрече ОПЕК и стран, не входящих в картель. Ранее в совместном заявлении министров энергетики России Александра Новака и Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха говорилось, что будет рассматриваться вопрос о продлении соглашения не на шесть, а на девять месяцев, до апреля 2018 года. Однако аналитики опасаются, что сокращение производства нефти во втором полугодии может не привести к ожидаемому росту нефтяных котировок, поскольку такая возможность уже заложена в цену нефти, а фактор снижения запасов в хранилищах влияет слабо.

На этот раз ни при чём и давно ставший притчей во языцех дефицит топлива. В республике объёмы производства моторного топлива в первом квартале выросли на 17,5% (до 810,3 тысяч тонн).

В настоящее время на всех трёх отечественных НПЗ идут пусконаладочные работы. В Шымкенте – на установке изомеризации с блоком предварительной гидроочистки. Они завершатся к июлю текущего года, что позволит увеличить ежегодное производство высокооктановых бензинов классов "Евро-4" и "Евро-5" на 460 тысяч тонн. Кроме этого в рамках второго этапа модернизации ведутся работы, которые увеличат глубину переработки сырья и доведут мощность завода с 5,25 млн тонн до 6 млн тонн.

На нефтехимическом заводе в Павлодаре пусконаладочные работы проводятся на комплексе установок по производству серы и установке изомеризации и сплиттера нефти. Подключение этих установок планируется провести в сентябре, в ходе планового (с 20 сентября по 26 октября) ремонта завода. В итоге выпуск АИ-80 будет прекращён, а производство АИ-92 увеличено с 961 тысяч до 1,24 млн тонн.

В Атырау к середине этого пода планируется завершить строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) и начать пусконаладочные работы. Реализация проекта позволит увеличить производство бензина с 600 тысяч тонн по итогам 2016 года до 1,5 млн тонн. Производство мазута сократится с 1,3 млн до 750 тысяч тонн в год. Общий объём переработки сырой нефти на отечественных НПЗ после завершения их модернизации возрастёт с 14,5 млн тонн до 17,5 млн тонн (правда, ранее назывались цифры и в 19,5 млн тонн, и 18,5 млн тонн). Однако полное обеспечение внутренних потребностей страны отечественными нефтепродуктами ожидается лишь после 2019 года.

Не связано предстоящее повышение и с изменением соотношения курса тенге к рублю, которым объяснял повышение цен на бензин в начале года министр энергетики Канат Бозумбаев. Продолжающаяся тенденция укрепления тенге к доллару содействует удешевлению импорта топлива из России.

Сегодня причина – рост акциза на топливо: с 1 июня акцизная ставка на реализацию дизельного топлива составит 9 300 тенге за тонну. Увеличение оптовой цены за счёт увеличения акциза составит около 7,3 тенге/литр, что, безусловно, повлияет на розничную стоимость топлива в сетях АЗС.

Повышение ставки акциза позволяет снизить разницу между ценами на топливо в Казахстане и соседними странами, прежде всего Россией, – странами, в которые, по мнению наших властей, из-за более низкой цены происходят значительные перетоки ГСМ. Кроме того, изменение ставки акциза увеличит поступления в бюджет.

Вместе с тем, постепенное выравнивание стоимости нефтепродуктов происходит и с целью формирования к 2025 году единого энергетического рынка в рамках ЕАЭС. Отметим, что в настоящее время стоимость литра бензина АИ-92 и дизтоплива в России составляет около 40 рублей, при этом треть бензина и около 400-500 тысяч тонн дизельного топлива, ежегодно потребляемого в Казахстане, – российского производства и, следовательно, стоимость нефтепродуктов в республике зависит от цен на топливо у северного соседа.

Продолжают своё ралли цены на бензин. По итогам апреля 2017 года цены на наиболее ходовую марку – АИ-92 в среднем по республике поднялись на 14,8% к апрелю 2016 года, до 142 тенге за литр. Однако если теперь приедешь, к примеру, на заправку Helios, то увидишь, что 92-й обновил свой ценник, и продажи идут по 144 тенге за литр.

Рост цен на топливо может отразиться на транспортных расходах. Так, по расчётам специалистов, в стоимости услуг локомотивной тяги доля расходов на дизельное топливо составляет около 20%. В железнодорожных тарифах на локомотивную составляющую приходится примерно 50%. Таким образом, рост цен на дизтопливо на 10% может привести к удорожанию транспортных услуг на железной дороге на 1%.

Впрочем, проезд у нас может дорожать и без привязки к топливу. Так, в Алматы с июня тариф на проезд в общественном транспорте может подскочить почти вдвое – с 80 до 150 тенге. Депутаты маслихата уже одобрили расценки. Причём новый тариф пока коснётся лишь пассажиров, расплачивающихся не картой "Онай", а наличными.

Безусловно, цены на топливо продолжат свой рост. Но когда власти утверждают, что при этом бензин в Казахстане остаётся одним из самых дешёвых, (уступая разве только арабским странам и Ирану), они, мягко говоря, лукавят. Действительно, в европейских странах литр топлива стоит примерно в 1,5-2 раза дороже, чем у нас, но если учитывать уровень заработных плат, то ситуация меняется на обратную. И появляется пища для размышлений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров