Тратим деньги Нацфонда: может ли Казахстан жить по средствам
Депутат мажилиса парламента РК Аманжан Жамалов 7 сентября выразил обеспокоенность по поводу сохранности Национального фонда Казахстана.
По его словам, использование средств Нацфонда для покрытия дефицита республиканского бюджета и на разные госпрограммы, как это делается сегодня, противоречит политике увеличения инвестиционного дохода. Изымая деньги из Нацфонда, правительство будет сокращать доход и для детей, считает депутат.
"Возможным вариантом может стать разделение Нацфонда на две части. Первый – "Резервный фонд", который можно использовать для финансирования нужд бюджета, второй – "Нацфонд –детям", в который можно передать 50% активов и открыть специальные счета для каждого ребёнка", – предложил Аманжан Жамалов.
Проблема сохранности Нацфонда для будущих поколений волнует многих в нашей стране. Об этом неоднократно говорили эксперты, об этом заявил и президент Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу Казахстана. По словам главы государства, нам нужно научиться жить по средствам.
Для этого будет прекращена практика неэффективного расходования ресурсов Национального фонда. Средства оттуда мы сможем брать только на развитие критической инфраструктуры и проекты общестранового значения, отметил Касым-Жомарт Токаев.
Сейчас около 30% доходов нашего республиканского бюджета формируется благодаря гарантированным и целевым трансфертам из Нацфонда.
Если же уменьшим суммы трансфертов, то каким образом будет пополняться наш бюджет? Да и сможет ли государство сократить свои расходы?
Гарантированные и целевые трансферты
Национальный фонд был создан в 2000 году. Он аккумулирует доходы от продажи нефтяных ресурсов, чтобы накапливать их для будущих поколений и снижать зависимость бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.
Средства фонда могут быть использованы в трёх случаях: на расходы, связанные с работой самого фонда, гарантированные и целевые трансферты.
Гарантированный трансферт поступает ежегодно в республиканский бюджет для покрытия его дефицита. В 2020 году его сумма составила 4,7 трлн тенге, в 2021 – 2,7 трлн, в 2022 году – 4,03 трлн.
Целевой же трансферт по решению президента направляется для финансирования разных “неокупаемых, но социально значимых крупных проектов”. Это могут быть, к примеру, антикризисные программы.
Целевые трансферты выделяются не каждый год. С 2018 по 2020 год их не было. В 2021 году трансферт составил 1,85 трлн тенге, а в 2022 – 550 млрд тенге.
Читайте также: Способ увеличить доходность Нацфонда нашли в Казахстане
При этом как гарантированные, так и целевые трансферты могут меняться в течение года. Например, изначально в 2020 году в законе был утверждён гарантированный трансфер на 2,7 трлн, затем он был увеличен до 4,7 трлн.
В 2021 году был увеличен целевой трансферт с одного триллиона до 1,85 трлн. А в 2022 году гарантированный трансферт должен был быть 2,4 трлн, но затем его скорректировали до 4,03 трлн.
Несмотря на подобные увеличения трансфертов, в коридорах власти постоянно ведутся разговоры о том, что необходимо ограничить расходование средств из “большой копилки” страны. Но как это сделать?
Остановить рост расходов
По мнению экономиста Мурата Темирханова, нам нужна контрциклическая фискальная политика. Она предусматривает увеличение использования Нацфонда во время спада экономики и, напротив, уменьшение – во время роста.
Эксперт объяснил, что наша экономика сильно зависит от мировых цен на нефть. Высокая стоимость барреля нефти способствует росту экономики. Во время роста государство не должно увеличивать трансферты из Нацфонда. Вместо этого они должны оставаться на том же уровне или даже сокращаться.
Тогда доходы из нефтяного сектора будут в большей мере поступать в Нацфонд, чтобы потом их можно было использовать, когда цена на нефть упадёт, и нашу экономику будет поджидать кризис. В этом и состоит стабилизационная функция фонда.
Читайте также: На выплату компенсаций в 10% по депозитам выделят 183,7 млрд тенге из Нацфонда
При низких ценах на нефть экономика проседает, и тогда, чтобы её стимулировать, нужно будет больше расходов, чем обычно. В таком случае как раз и понадобятся трансферты из Нацфонда.
Поэтому, когда президент говорит, что нам необходимо установить лимиты на расходование средств Нацфонда, он имеет в виду именно контрциклическое бюджетное правило, считает Мурат Темирханов. Но оно у нас, к сожалению, не соблюдается. Вместо этого мы проводим проциклическую фискальную политику.
"Начиная с 2019 года это правило не соблюдается. Только в 2020 году оно сработало, когда был коронавирус. Вы помните, что в то время цена на нефть упала, экономика резко затормозилась. Тогда действительно нужно было активно использовать трансферты из Нацфонда. Но в 2021 году цена на нефть была в среднем 70 долларов за баррель. Сейчас она около 100 долларов. В таких условиях надо сокращать трансферты из Нацфонда. Мы же делаем всё наоборот", – пояснил Мурат Темирханов.
Экономист отметил, что сейчас, несмотря на геополитическую ситуацию, цены на нефть высокие, а рост нашего ВВП в годовом выражении составил 4%.То есть экономика растёт быстрее, чем в прошлом году. В это время нам необходимо прекратить рост бюджетных расходов и трансфертов из Нацфонда. Однако в последнее время они только повышаются.
“Допустим, в будущем нефть упадёт до 40 долларов за баррель и продержится на таком уровне три года. За это время в Нацфонде не останется денег даже на то, чтобы выплачивать пенсии, потому что в хорошие времена мы тратили, а не накапливали деньги Нацфонда. С точки зрения макроэкономической стабильности существуют большие риски для Казахстана”, – считает Мурат Темирханов.
Эксперт подметил, что когда глава государства говорит, что нам нужно жить по средствам, это означает, что наши расходы должны соответствовать нашим налогам, не связанным с нефтяным сектором.
Он ещё раз подчеркнул, что сейчас, когда мы находимся в более-менее стабильной экономической обстановке, речь идёт не о сокращении расходов бюджета, а лишь о том, чтобы они оставались хотя бы на том же уровне.
Однако в Послании прозвучало много социальных мер, на которые потребуются дополнительные средства. Как в таком случае жить по средствам, остаётся вопросом.
В ожидании рецессии
Директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин подчеркнул, что международные финансовые организации прогнозируют скорое наступление рецессии глобальной экономики.
В таком случае Казахстан в будущем, возможно, столкнётся со спадом производства, растущей безработицей, уменьшением налогов. У государства возникнет дефицит средств для выполнения своих обязательств и поддержания экономического роста.
“Если этот кризис будет, то откуда придётся финансировать все расходы? Тут два выхода – либо государство дополнительно выпускает долг, либо увеличивает трансферт из Нацфонда. Но сейчас большая инфляция, процентная ставка высокая, и расходы на обслуживание долга будут расти. Поэтому увеличивать госдолг – не выход. Остаются только трансферты из Нацфонда”, – объяснил Жаныбек Айгазин.
Однако сейчас президент заявил, что мы будем сокращать трансферты. По мнению Жаныбека Айгазина, в условиях рецессии это будет сделать сложно. Понадобятся ещё большие вливания финансовых ресурсов, а сократить несеквестируемые расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, которые занимают более 40% расходов всего бюджета, не представляется возможным.
Уменьшение трансфертов из Нацфонда во время кризиса опять-таки нарушит контрциклическое регулирование.
Но здесь стоит заметить, что Казахстан со времени Великой рецессии (кризиса, начавшегося в 2008 году) находится в состоянии перманентного кризиса. С 2015 года наша страна попала в ловушку среднего дохода, и мы не можем из неё выбраться и стать более развитой страной, рассказал Жаныбек Айгазин.
В нулевых мы достигли пика ВВП на душу населения, а потом случилось падение цен на нефть, российский кризис из-за Крыма, который тоже по нам ударил, затем пандемия, а сейчас сложная геополитическая ситуация. Каждый раз случается что-то, что требует выделения средств из Нацфонда.
Поэтому необходимо искать новые выходы. Источником дохода в бюджет должен стать не только Нацфонд, считает экономист. Государство должно создавать такие стимулы и импульсы за счёт существующих пособий, чтобы появлялось больше производства не нефтяного сектора.
Целевые трансферты Нацфонда должны направляться именно на такие эффективные проекты, которые способствуют созданию добавленной стоимости для экономики. Речь идёт о предприятиях, приносящих больше налогов и создающих рабочие места.
Какими могут быть трансферты
Eщё одна проблема, по словам Жаныбека Айгазина, заключается в том, что использование ресурсов Нацфонда превышает поступления средств туда.
“В период с 2015 по 2021 год разница между поступлением и использованием средств Нацфонда была отрицательная. Понимаете, мы больше тратим ресурсов, нежели зарабатываем. Это, конечно же, беспокоит политиков”, – дополнил экономист.
Поэтому по новым правилам начиная с 2023 года размер гарантированного трансферта не должен будет превышать прогнозируемые поступления в Нацфонд от нефтяного сектора.
По грубым подсчётам Мурата Темирханова, трансферты из Нацфонда во время роста экономики не должны превышать 2,3 трлн долларов.
Это важно хотя бы потому, что недавно рейтинговое агентство S&P Global Ratings пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам Казахстана, снизив его со "Стабильного" на "Негативный".
Почему оно это сделало? Первая причина – это возможные перебои в работе КТК, по которому транспортируется около 80% добываемой в Казахстане нефти.
А вторая – это как раз-таки “растущая зависимость от внутреннего финансирования и повышение стоимости заимствований”, которые могут привести к росту расходов по обслуживанию и погашению долга. Другими словами, это рост бюджетных расходов.
“Мировые рейтинговые агентства уже предупреждают наше правительство, что если в Казахстане продолжится рост расходов, они снизят нам кредитный рейтинг”, – отметил Мурат Темирханов.
Читайте также:
- Деньги Нацфонда – детям. Как формируется доход и от чего он зависит
- Как КТЖ поглощала поступления из Нацфонда?
- Нефтяные поступления в Нацфонд не смогут покрывать рост расходов бюджета – Нацбанк
- Депутат Жамалов: Долг правительства уже больше, чем накопления в Нацфонде