Ещё одним адресатом распыления средств Национального фонда всегда была национальная компания "Казахстан темир жолы". Один из крупнейших работодателей (1% трудоспособного населения страны), стратегический актив страны, располагающийся на пути из Европы в Азию и обратно, КТЖ всегда пользовалась благосклонностью правительства.
Сколько именно КТЖ получила из Нацфонда (в виде прямых трансфертов и через скупку долговых бумаг), сказать сложно.
В период кризиса 2008 года правительство расшвыряло деньги направо и налево на поддержку госкомпаний так, что тогдашнему главе государства пришлось признать, что "деньги исчезли в неизвестном направлении".
В 2015 году КТЖ получила из Нацфонда 50 млрд тенге на погашение внешних долгов. А в 2019 году, не успел Аскар Мамин стать премьер-министром, как КТЖ разместила долгосрочные облигации на 40 млрд тенге под 2%, то есть фактически получила бесплатные деньги.
Аналитики пришли к выводу, что купить облигации одним лотом мог только Нацфонд. И это только отдельные кейсы, характеризующие общую картину вливаний средств фонда будущих поколений в КТЖ.
Отметим, что КТЖ брала деньги и у частных инвесторов. Но делать это могла только потому, что за её спиной всегда маячила бездонная государственная кубышка. "Государственная поддержка остаётся основным фактором, гарантирующим возврат средств инвесторов", – отмечали аналитики в своих докладах.
Что же в итоге? Смогла ли КТЖ конвертировать национальное богатство в превращение себя в высокоэффективный транспортно-логистический актив? Нет.
По состоянию на конец 2021 года максимальная скорость локомотивов составила 160 км/ч, в то время как в соседнем Узбекистане они разгоняются до 250 км/ч. Почти половина (если не более) вагонов используется с прошлого века. Долг компании приближается к 2 трлн тенге.
Что тут доказывать, все видят, какие проблемы у КТЖ как с пассажирским, так и с грузовым сервисом. Китайские партнёры не устают предъявлять претензии по поводу санитарных процедур, что называлось одной из причин транспортной квазиблокады, организованной Китаем в прошлом году.
Что творится в КТЖ с меритократией, бонусами топ-менеджменту, государственными закупками, расходами на непрофильную деятельность – и вовсе не разобраться.
Президент Токаев предложил трансформировать КТЖ в транспортно-логистическую компанию, расширив её мандат. Это можно сделать. Но сначала необходимо провести аудит: что творилось с компанией последние полтора десятилетия, как она поглощала поступления из Нацфонда, что с ними делала и каким образом возвращала стране – прямо или косвенно, и возвращала ли вообще.
Опубликовано на странице Газиза Абишева в Facebook
Читайте также:
- КТЖ и бастовавшие железнодорожники заключили мировое соглашение
- Транспортная прокуратура выявила, что КТЖ злоупотребляла доминирующим положением
- Сотрудник филиала КТЖ получил 6,5 года заключения за хищение и поборы
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5276
- 1
- 3
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5043
- 3
- 16
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 ноября
- 2818
- 0
- 7
-
4🏃♀️Семейный забег пройдёт в Астане. Победители получат телевизоры, пылесосы и планшеты
- 2773
- 1
- 21
-
5‼️К смертной казни приговорили жительницу Таиланда за серийные убийства с помощью цианида
- 2421
- 1
- 28
-
6🔥Столичные пожарные потушили горящий автомобиль
- 2388
- 0
- 11
-
7⚡️Солдат впал в кому после удара сержанта: начался суд по резонансному инциденту в воинской части Отара
- 2452
- 6
- 27
-
8⚖️ Прокуратура вернула 12,5 млн тенге предпринимателям алматинского метрополитена
- 2400
- 0
- 15
-
9☄️Продажи и прибыль Temu и Pinduoduo упали: акции рухнули на 11%
- 2407
- 0
- 5
-
10🥶Ночные морозы до -23 прогнозируют на выходных в северной половине Казахстана
- 2569
- 0
- 8