Страсть, одиночество, любовь
В этом году программа Clique Fest состояла из трёх программ: документального кино, британского, а также традиционной секции – авторских фильмов. Так получилось, что о лучших лентах в программе Clique Fest мы уже рассказывали, но весной, в рамках репортажей с Каннского кинофестиваля этого года. После просмотра потрясающе красивой картины "Молодость" Соррентино и трогательной работы "Бараны" Хаконарсона, задевающей самые нежные струны души, зрители выходили ошеломленные и очарованные таким красивым и тонким кино. Многие хвалили также и документальную подборку Clique Fest, особенно две ленты: "Чак Норрис против коммунизма" (о том как голливудское кино победило румынский социализм) и ленту "Грозный блюз" (о женщинах в современной Чечне).
Красной линией через весь фестиваль прошла тема возраста, скоротечности времени и воспоминаний – эти темы являются художественной тканью фильмов "Молодость", "Мистер Холмс" и "45 лет" (с великолепной Шарлоттой Рэмплинг). Два последних фильма сделаны в лучших традициях английской драматургии – тонко, интересно и невероятно депрессивно. В "Мистере Холмсе" Шерлок уже не гениальный сыщик, который ловко раскрывает дело за делом, а немолодой человек с плохой памятью и невероятным чувством вины за то, что однажды не смог помочь одной из своих клиенток. Пережить драму и восстановить события прошлого в памяти ему помогает маленький мальчик – сын экономки. В итоге лента об одиночестве превращается в уютную семейную зарисовку – с дедушкой, внуком и их пчелиным хозяйством (по сюжету Шерлок Холмс разводит пчёл).
Душещипательная драма "45 лет" – об одиночестве в своей собственной семье. Немолодая бездетная пара накануне 45-летия своего супружества получает весточку из прошлого – в горах найдено тело женщины, как потом выясняется, бывшей любовницы мужа. Несмотря на то что прошло уже много лет, героиня Рэмплинг только сейчас узнаёт все подробности. Картина вызывает ассоциации с гениальным фильмом Михаила Ханеке "Любовь". Но если в картине Ханеке любовь – это избавление партнёра от мук и болезни, то здесь любовь – это смелость увидеть любимого человека без прикрас, и при этом не отвергнуть, а попытаться принять его таким, какой он есть.
Героиня Рэмплинг – женщина, каких большинство. Она всю жизнь старается за двоих: инициирует праздники и встречи с друзьями, помогает мужу во всём, даже когда он пытается разобраться в своих чувствах к погибшей любовнице. Муж же ко всему безучастен, и ему, скорее, удобно с такой женой. Картина невероятно грустна – печально прожить 45 лет вместе с человеком и понять, что за это долгое время вы так по-настоящему и не узнали друг друга. Есть повод по-другому взглянуть на свои семейные отношения и понять, близкие вы люди со своей второй половиной или нет.
От картин про хип-хоп до мюзиклов
В этом году в программе фестиваля было сразу несколько музыкальных фильмов – это ретро-фильм "Джулия" с участием Батырхана Шукенова и группы "А-Студио", о котором мы уже писали, мюзикл "Лондон Роуд" с Томом Харди, картина о хипхоп-культуре "Голос улиц" и милый, хипстерский фильм "Принц". Картина о том, как марокканский подросток из неблагополучного квартала Амстердама связывается с криминальным авторитетом и разбирается со всеми отморозками из своего района, выглядит музыкально. А всё потому, что её снимал молодой клипмейкер. Эта симпатичная история о первой любви и возмужании зрителям Clique Fest понравилась особенно.
Необычный мюзикл "Лондон Роуд", построенный на истории маньяка, убившего пять проституток в небольшом английском городке, оказался довольно интересным. Во-первых, по форме – поют в фильме все: и горожане, и полицейские, и дикторы новостей. Во-вторых, своим социальным контекстом – мюзикл показывает как общество обычно реагирует на подобные дела: по всем каналам говорят, как правило, одно и тоже, а внимание к неблагополучным районам или людям неблагополучной профессии просыпается только после резонансных событий. Причём ажиотаж длится недолго, и интерес к теме так же быстро исчезает, как и возник, и о жертвах, как это обычно бывает, больше никто не вспоминает. Опять цветут сады, и люди устраивают праздники, а тех девушек будто никогда и не было. Интересно, что в фильме снимается Том Харди, на этот раз он таксист. Правда, в "Лондон-Роуд" он появляется лишь на пару минут, но для зрителя этого оказывается предостаточно.
Венецианский смотр
Особым событием выглядел фильм "Франкофония" Александра Сокурова, показанный в этом году в Венеции. Это большой, красивый и очень русский фильм, в котором режиссёр рассуждает о взаимоотношения искусства и государства, о том как сосуществует культура и политика, и по-русски прямодушно вспоминает о таком периоде в истории Франции, когда властям удалось договориться с Гитлером и оставить Париж без боёв. Сокуров, вспоминает, что к французской "сестре" тиран бы милостив и сохранил Лувр, а Эрмитаж бомбил и устроил безжалостную блокаду Ленинграда – архитектурного памятника и одного из самых красивейших городов СССР. Сокуров не раз подчёркивает в фильме, что Россия – это часть Европы.
Фильм не похож на остальные ленты Сокурова – он в каком-то смысле лёгкий, остроумный, ироничный и местами даже нахальный. То, как Сокуров использует великих, например, Наполеона, который в его фильме обитает в Лувре, изобретательно. В картине переплетены две истории. В одной – Сокуров всё время ведёт переговоры со своим другом – капитаном корабля, который везёт через шторм бесценные произведения искусства, рискуя собственной жизнью, в другой же сюжетной линии рассказывается собственно история коллекции Лувра и то, каким образом она была собрана и сохранена. Финал фильма открытый, Сокуров почему-то использует гимн России и прибегает к "чёрному квадрату", который впоследствии становится красным. То ли заявляя о потенциале русской культуры, то ли о чём-то другом.
Хочется выразить благодарность французской стороне за то, как она приняла и облагодетельствовала эту картину и ещё раз доказала, что настоящая культура важнее любой политики. "Франкофония" – фильм действительно красивый, и после него захотелось вновь побродить по Лувру, послушать гидов, а потом сбежать от них подальше, чтобы устроить личное знакомство с великими произведениями. Печально, что наутро после вечернего показа "Франкофонии" мы узнали о терактах в Париже…
Фильм Мина Бахадурма Бама "Чёрная курица", оператором которого был наш талантливый соотечественник Азиз Жамбакиев, снят в одной из провинций Непала. История трогательной дружбы двух непальских мальчиков разворачивается на фоне непрекращающейся гражданской войны и всепоглощающей нищеты. У одного из мальчиков есть белая курица, доставшаяся ему от покойной мамы, его цель – спасти её от чужих людей во чтобы то ни стало. Чтобы уберечь птицу от продажи, мальчики красят её в черный цвет, а потом даже пускаются ради неё в опасное путешествие.
Эту красивую, полную экзотики картину представил Азиз Жамбакиев лично, он поделился впечатлениями от работы и отметил, как ему непросто пересматривать финальную сцену, ради съёмок которой они прошли пешком со всей техникой 100 километров. "Технически мы, наверное, могли снять её в другом месте, но мы с режиссёром сразу же договорились, что снимем там, где все эти события на самом деле происходили, для нас это было своего рода очищением", – сказал он. Азиз рассказал, что лента имела успех и в Венеции, о котором мы писали, и, понятное дело, в Непале. Оказывается, там ежегодно снимается около 400 коммерческих фильмов, но "Чёрная Курица" стала первой авторской картиной, которую признала мировая кинообщественность.
Секс и авторское кино
Одним из запоминающихся на Clique Fest стал показ фильма Гаспара Ноэ "Любовь", но не потому, что картина хороша (эта полная банальной физиологии лента лишь притворяется авторским фильмом), а потому что интересна была реакция зрителей: люди ругались, смеялись, зачем-то фотографировали экран, хотя фильм шёл в 3D, а очки никак не подходят для фотоаппарата, но с сеанса, не уходили. Закрыла фестивальный показ неоднозначная гей-драма "Издалека". "Золотой лев" Венеции, увы, тоже не впечатлил. Наверное, "Издалека" – фильм по-своему интересный и провоцирующий, но как говорится, не "лев". Камерная история, в которой зрителям не хватило ощущения любви – человека к человеку. Если в знаменитой картине Энга Ли "Горбатая гора", которая также исследует тему нетрадиционных отношений, мы увидели историю любви двух людей, и неважно, что они оба мужчины, то здесь исследуется область чувств, страсть одного мужчины к другому. А это, как говорится, уже на любителя.
Завязка в фильме провокативная – пожилой зубной техник Армандо любит, когда всё издалека – он издалека наслаждается телами молодых парней, он издалека наблюдает за своим старым отцом, которого почему-то ненавидит. Всё в его жизни происходит издалека, пока он не встречает молодого хулигана из неблагополучной семьи. Он соблазняет этого парня, а тот, лишенный отцовской любви, так к нему проникается, что в благодарность за его "любовь" и опеку убивает его ненавистного отца. Армандо, недолго думая, сдаёт его полиции и смотрит на то, как забирают парня в участок – тоже издалека.
Такому изуверскому финалу хотелось найти какое-то объяснение – мол, он так полюбил парня, что ничего другого не нашёл, как упрятать его от себя подальше таким вот способом. Но, увы, всё это лишь интерпретации. Одни посчитали фильм необычной профилактикой нетрадиционных отношений: мол, в нетрадиционной любви тоже есть предательство и не стоит очаровываться ею только потому, что она необычная. Другие пытались увидеть аллегории вроде взаимоотношений элиты и народа, и почему они никогда не будут вместе, и что этот принцип "издалека" для элиты главный – она никогда не приближается к народу близко. Но, увы, зубных протезистов, даже самых вежливых, отнести к элите сложно, поэтому просто порекомендуем познакомиться с этим фильмом лишь издалека – потратьте своё время на что-нибудь другое.