Прямой эфир Новости спорта

Страсть, одиночество, любовь

О самых ярких картинах прошедшего в Алматы 11-дневного марафона авторского кино Clique Fest – в итоговом обзоре informburo.kz.

В этом году программа Clique Fest состояла из трёх программ: документального кино, британского, а также традиционной секции – авторских фильмов. Так получилось, что о лучших лентах в программе Clique Fest мы уже рассказывали, но весной, в рамках репортажей с Каннского кинофестиваля этого года. После просмотра потрясающе красивой картины "Молодость" Соррентино и трогательной работы "Бараны" Хаконарсона, задевающей самые нежные струны души, зрители выходили ошеломленные и очарованные таким красивым и тонким кино. Многие хвалили также и документальную подборку Clique Fest, особенно две ленты: "Чак Норрис против коммунизма" (о том как голливудское кино победило румынский социализм) и ленту "Грозный блюз" (о женщинах в современной Чечне).


Трейлер фильма "Молодость"


Красной линией через весь фестиваль прошла тема возраста, скоротечности времени и воспоминаний – эти темы являются художественной тканью фильмов "Молодость", "Мистер Холмс" и "45 лет" (с великолепной Шарлоттой Рэмплинг). Два последних фильма сделаны в лучших традициях английской драматургии – тонко, интересно и невероятно депрессивно. В "Мистере Холмсе" Шерлок уже не гениальный сыщик, который ловко раскрывает дело за делом, а немолодой человек с плохой памятью и невероятным чувством вины за то, что однажды не смог помочь одной из своих клиенток. Пережить драму и восстановить события прошлого в памяти ему помогает маленький мальчик – сын экономки. В итоге лента об одиночестве превращается в уютную семейную зарисовку – с дедушкой, внуком и их пчелиным хозяйством (по сюжету Шерлок Холмс разводит пчёл).


Трейлер фильма "Мистер Холмс"


Душещипательная драма "45 лет" – об одиночестве в своей собственной семье. Немолодая бездетная пара накануне 45-летия своего супружества получает весточку из прошлого – в горах найдено тело женщины, как потом выясняется, бывшей любовницы мужа. Несмотря на то что прошло уже много лет, героиня Рэмплинг только сейчас узнаёт все подробности. Картина вызывает ассоциации с гениальным фильмом Михаила Ханеке "Любовь". Но если в картине Ханеке любовь – это избавление партнёра от мук и болезни, то здесь любовь – это смелость увидеть любимого человека без прикрас, и при этом не отвергнуть, а попытаться принять его таким, какой он есть.


Трейлер фильма "45 лет"


Героиня Рэмплинг – женщина, каких большинство. Она всю жизнь старается за двоих: инициирует праздники и встречи с друзьями, помогает мужу во всём, даже когда он пытается разобраться в своих чувствах к погибшей любовнице. Муж же ко всему безучастен, и ему, скорее, удобно с такой женой. Картина невероятно грустна – печально прожить 45 лет вместе с человеком и понять, что за это долгое время вы так по-настоящему и не узнали друг друга. Есть повод по-другому взглянуть на свои семейные отношения и понять, близкие вы люди со своей второй половиной или нет.

От картин про хип-хоп до мюзиклов

В этом году в программе фестиваля было сразу несколько музыкальных фильмов – это ретро-фильм "Джулия" с участием Батырхана Шукенова и группы "А-Студио", о котором мы уже писали, мюзикл "Лондон Роуд" с Томом Харди, картина о хипхоп-культуре "Голос улиц" и милый, хипстерский фильм "Принц". Картина о том, как марокканский подросток из неблагополучного квартала Амстердама связывается с криминальным авторитетом и разбирается со всеми отморозками из своего района, выглядит музыкально. А всё потому, что её снимал молодой клипмейкер. Эта симпатичная история о первой любви и возмужании зрителям Clique Fest понравилась особенно.


Трейлер фильма "Принц"


Необычный мюзикл "Лондон Роуд", построенный на истории маньяка, убившего пять проституток в небольшом английском городке, оказался довольно интересным. Во-первых, по форме – поют в фильме все: и горожане, и полицейские, и дикторы новостей. Во-вторых, своим социальным контекстом – мюзикл показывает как общество обычно реагирует на подобные дела: по всем каналам говорят, как правило, одно и тоже, а внимание к неблагополучным районам или людям неблагополучной профессии просыпается только после резонансных событий. Причём ажиотаж длится недолго, и интерес к теме так же быстро исчезает, как и возник, и о жертвах, как это обычно бывает, больше никто не вспоминает. Опять цветут сады, и люди устраивают праздники, а тех девушек будто никогда и не было. Интересно, что в фильме снимается Том Харди, на этот раз он таксист. Правда, в "Лондон-Роуд" он появляется лишь на пару минут, но для зрителя этого оказывается предостаточно.

Венецианский смотр

Особым событием выглядел фильм "Франкофония" Александра Сокурова, показанный в этом году в Венеции. Это большой, красивый и очень русский фильм, в котором режиссёр рассуждает о взаимоотношения искусства и государства, о том как сосуществует культура и политика, и по-русски прямодушно вспоминает о таком периоде в истории Франции, когда властям удалось договориться с Гитлером и оставить Париж без боёв. Сокуров, вспоминает, что к французской "сестре" тиран бы милостив и сохранил Лувр, а Эрмитаж бомбил и устроил безжалостную блокаду Ленинграда – архитектурного памятника и одного из самых красивейших городов СССР. Сокуров не раз подчёркивает в фильме, что Россия – это часть Европы.


Трейлер фильма "Франкофония"


Фильм не похож на остальные ленты Сокурова – он в каком-то смысле лёгкий, остроумный, ироничный и местами даже нахальный. То, как Сокуров использует великих, например, Наполеона, который в его фильме обитает в Лувре, изобретательно. В картине переплетены две истории. В одной – Сокуров всё время ведёт переговоры со своим другом – капитаном корабля, который везёт через шторм бесценные произведения искусства, рискуя собственной жизнью, в другой же сюжетной линии рассказывается собственно история коллекции Лувра и то, каким образом она была собрана и сохранена. Финал фильма открытый, Сокуров почему-то использует гимн России и прибегает к "чёрному квадрату", который впоследствии становится красным. То ли заявляя о потенциале русской культуры, то ли о чём-то другом.


Кадр из фильма "Франкофония" Сокурова

Фото с сайта enj.org
Кадр из фильма "Франкофония" Сокурова

Хочется выразить благодарность французской стороне за то, как она приняла и облагодетельствовала эту картину и ещё раз доказала, что настоящая культура важнее любой политики. "Франкофония" – фильм действительно красивый, и после него захотелось вновь побродить по Лувру, послушать гидов, а потом сбежать от них подальше, чтобы устроить личное знакомство с великими произведениями. Печально, что наутро после вечернего показа "Франкофонии" мы узнали о терактах в Париже…


Трейлер фильма "Чёрная курица"


Фильм Мина Бахадурма Бама "Чёрная курица", оператором которого был наш талантливый соотечественник Азиз Жамбакиев, снят в одной из провинций Непала. История трогательной дружбы двух непальских мальчиков разворачивается на фоне непрекращающейся гражданской войны и всепоглощающей нищеты. У одного из мальчиков есть белая курица, доставшаяся ему от покойной мамы, его цель – спасти её от чужих людей во чтобы то ни стало. Чтобы уберечь птицу от продажи, мальчики красят её в черный цвет, а потом даже пускаются ради неё в опасное путешествие.


Азиз Жамбакиев на съёмочной площадке "Чёрной курицы"

Фото из личного архива Азиза Жамбакиева
Азиз Жамбакиев на съёмочной площадке "Чёрной курицы"

Эту красивую, полную экзотики картину представил Азиз Жамбакиев лично, он поделился впечатлениями от работы и отметил, как ему непросто пересматривать финальную сцену, ради съёмок которой они прошли пешком со всей техникой 100 километров. "Технически мы, наверное, могли снять её в другом месте, но мы с режиссёром сразу же договорились, что снимем там, где все эти события на самом деле происходили, для нас это было своего рода очищением", – сказал он. Азиз рассказал, что лента имела успех и в Венеции, о котором мы писали, и, понятное дело, в Непале. Оказывается, там ежегодно снимается около 400 коммерческих фильмов, но "Чёрная Курица" стала первой авторской картиной, которую признала мировая кинообщественность.

Секс и авторское кино

Одним из запоминающихся на Clique Fest стал показ фильма Гаспара Ноэ "Любовь", но не потому, что картина хороша (эта полная банальной физиологии лента лишь притворяется авторским фильмом), а потому что интересна была реакция зрителей: люди ругались, смеялись, зачем-то фотографировали экран, хотя фильм шёл в 3D, а очки никак не подходят для фотоаппарата, но с сеанса, не уходили. Закрыла фестивальный показ неоднозначная гей-драма "Издалека". "Золотой лев" Венеции, увы, тоже не впечатлил. Наверное, "Издалека" – фильм по-своему интересный и провоцирующий, но как говорится, не "лев". Камерная история, в которой зрителям не хватило ощущения любви – человека к человеку. Если в знаменитой картине Энга Ли "Горбатая гора", которая также исследует тему нетрадиционных отношений, мы увидели историю любви двух людей, и неважно, что они оба мужчины, то здесь исследуется область чувств, страсть одного мужчины к другому. А это, как говорится, уже на любителя.


Трейлер фильма "Издалека"


Завязка в фильме провокативная – пожилой зубной техник Армандо любит, когда всё издалека – он издалека наслаждается телами молодых парней, он издалека наблюдает за своим старым отцом, которого почему-то ненавидит. Всё в его жизни происходит издалека, пока он не встречает молодого хулигана из неблагополучной семьи. Он соблазняет этого парня, а тот, лишенный отцовской любви, так к нему проникается, что в благодарность за его "любовь" и опеку убивает его ненавистного отца. Армандо, недолго думая, сдаёт его полиции и смотрит на то, как забирают парня в участок – тоже издалека.


Кадр из фильма "Издалека"

filmpressplus.com
Кадр из фильма "Издалека"

Такому изуверскому финалу хотелось найти какое-то объяснение – мол, он так полюбил парня, что ничего другого не нашёл, как упрятать его от себя подальше таким вот способом. Но, увы, всё это лишь интерпретации. Одни посчитали фильм необычной профилактикой нетрадиционных отношений: мол, в нетрадиционной любви тоже есть предательство и не стоит очаровываться ею только потому, что она необычная. Другие пытались увидеть аллегории вроде взаимоотношений элиты и народа, и почему они никогда не будут вместе, и что этот принцип "издалека" для элиты главный – она никогда не приближается к народу близко. Но, увы, зубных протезистов, даже самых вежливых, отнести к элите сложно, поэтому просто порекомендуем познакомиться с этим фильмом лишь издалека – потратьте своё время на что-нибудь другое.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров