"Что мешает развитию агропромышленного комплекса страны?" - с этого вопроса началась презентация новой программы реформирования отрасли. Сдерживающих факторов, как выяснилось, больше десятка. Их в своём докладе перечислил министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов:

  • Низкое использование ресурса личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских и фермерских хозяйств.
  • Не решены вопросы заготовки и сбыта производимой ими продукции, а они производят 70-90% молока, мяса, картофеля, плодов и овощей.
  • Низкая доля переработки продукции.
  • В настоящее время перерабатывается менее 30% мяса, молока, плодов и овощей. При этом все перерабатывающие заводы (403 ед.) загружены на 20-60%.
  • Избыток производства пшеницы - ежегодный переходящий остаток 2-3 млн тонн.
  • Недостаток производства комбикормов (1,3 млн тонн), ячменя, кукурузы, кормовых и масличных культур (2,7 млн тонн) в свою очередь сдерживает развитие животноводства.
  • Низкий уровень экспорта при высокой доли импорта.
  • Экспортируется менее 5% мяса, живого скота, зернобобовых, объёмы производства которых превышают внутренние потребности.
  • Существует высокая доля импорта (от 40 до 90%) продукции, которую можно производить в стране: сахара, овощных консервов, мясных и молочных продуктов, растительного масла, мяса птицы.
  • Слабая агронаука и отсутствие системы трансферта агротехнологий.
  • Низкая доступность господдержки.

Все вышеуказанные проблемы, как отмечается, привели к отрицательному сальдо внешней торговли - 1,3 млрд долларов в 2015 году (экспорт - 2,1 млрд, импорт - 3,4 млрд долларов).

Учитывая всё это, в Минсельхозе разработали новую программу развития АПК на ближайшие 5 лет. Её основная цель - наладить производство именно востребованной на рынках конкурентоспособной продукции. Сделать это, прежде всего, намерены за счёт объединения отдельных фермеров. В период с 2017 по 2021 год планируется вовлечь более 500 тысяч личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских фермерских хозяйств в сельхозкооперацию. Кооперативы будут создаваться по таким направлениям как сбор молока, мяса, плодов и овощей.

После объединения расчёт будет производиться напрямую с производителем-членом кооператива, а субсидии пойдут кооперативам. Кооперативам также будут оказываться услуги по ветеринарии, осеменению, кормозаготовке, агрохимии, логистике.

"Вышеуказанные меры позволят повысить загруженность предприятий по переработке на 30%, снизить торговую наценку между производителем и конечным потребителем на 15-20%, а также дополнительно привлечь в село около 300 миллиардов тенге выручки за сельхозпродукцию" - заявил министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов.

Кроме того, в рамках реализации программы планируется основательно заняться продвижением бренда отечественной органической продукции и формированием эффективной системы трансферта агротехнологий. Специально для этого будет создан экспортный центр АПК. Возникнет он на базе АО "Продкорпорация" при слиянии с АО "КазАгроГарант" и тесном взаимодействии с AO "KAZNEX".

В планах также совершенствование государственного регулирования и максимальный охват сельхозпроизводителей государственной помощью. В рамках работы по совершенствованию системы субсидирования будут исключены 6 видов неэффективных субсидий и изменены критерии 34 видов субсидий. Таким образом, в 2021 году количество получателей субсидий планируется довести до 500 тысяч. При этом увеличится до 13 тенге объём произведенной сельскохозяйственной продукции на 1 тенге субсидий.

"Планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес. Предполагается установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО "НУХ "КазАгро". Например, со следующего года ставка кредита на ВПР для конечного потребителя будет снижена до 3% годовых вместо 7,4%, действующих в 2016 году", - отметил глава профильного ведомства.

Для обеспечения доступности субсидий для малых форм производства, включая кооперативы, предусматривается дифференцировать нормативы субсидий на производство говядины и баранины. По производству говядины: будет обеспечен переход от субсидирования произведенного килограмма говядины на субсидирование фактической откормленной и реализованной на переработку головы бычков.

"Данный подход позволит увеличить объём охваченной субсидированием говядины в 7 раз, количество получателей субсидий – в 3 раза. Это позволит нам также сэкономить выделенные средства и перенаправить их в более приоритетные секторы", - пояснил министр сельского хозяйства.

В овцеводстве будет обеспечен переход от субсидирования производства баранины к субсидированию реализованного на убой молодняка - ягнятины. При тех же объёмах выделенных средств доля охвата субсидированием объёма производства ягнятины, по планам, увеличится более чем в 10 раз, число получателей субсидий – в 1,3 раза.

Что касается обновления сельхозтехники и оборудования, то, крупные агрохолдинги в последнее время всё больше отдают предпочтение дорогой импортной технике. Это, как отмечается, стало причиной замедления процессов обновления машинотракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК.

В связи с этим поступило предложение регламентировать пропорции закупа техники из дальнего зарубежья и стран СНГ, а также развивать собственное производство.

"Никто не говорит, что нужно устанавливать запрет на покупку иностранной техники, но в то же время мы будем выпускать своё, будем развивать сельхозмашиностроение. Мы сегодня, наш автопром, выпускаем продукцию, пользуемся этой продукцией, ездим все, поддерживаем, и никаких вопросов. Если мы начали собирать трактора, если мы начали собирать комбайны, почему мы не должны развивать дальше?" - задался вопросом премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Повысить эффективность растениеводства планируется на 30%. Сделать это намерены за счёт диверсификации посевных площадей. Площади пшеницы будут сокращены на 2,3 миллиона гектаров - с 12,4 миллиона гектаров в 2016 году до 10,1 миллиона гектаров в 2021 году. На освободившихся площадях вместо пшеницы намерены сеять ячмень и овёс. Вместо кукурузы - масличные культуры. При этом сокращения объёмов главного экспортного товара – пшеницы – не планируется.

"Когда мы докладывали главе государства, Президент также обратил внимание на то, что пшеница - наша главная экспортная продукция, как это (сокращение объёмов. - Авт.) повлияет? Ответ такой, что мы никоим образом не собираемся уменьшать объём поставок, объём выращивания. Мы, наоборот, с применением новых технологий, уменьшая площади, будем наращивать объём выпускаемой продукции", - отметил глава кабинета министров.

В результате к 2021 году планируется увеличить производство:

  • сахарной свёклы на 1 074 тыс. тонн;
  • овса на 236 тыс. тонн;
  • масла растительного на 481 тыс. тонн;
  • кукурузы на 257 тыс. тонн;
  • ячменя на 1,2 млн. тонн;
  • сахара на 107 тыс. тонн;
  • масличных на 1 млн. тонн.

Вместе с тем в Казахстане будут разработаны стандарты производства органической продукции. В планах также создать два агроцентра на базе КазАТУ им. Сейфуллина и КазНАУ.

Завершая обсуждение, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил кабинету министров до конца года закончить подготовительные работы по новой программе развития АПК.

Программу развития АПК на 2017-2021 годы Правительство разработало по поручению Президента. В ближайшие пять лет производство и переработка сельхозпродукции должны стать основным источником диверсификации и драйвером экономического роста.