Окончательный отчёт по результатам расследования ЧП с самолётом Ан-2 предоставило управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ) МИР РК.

Предыстория

23 июня в Костанайской области произошёл авиаинцидент. Бортовой номер самолёта (UP-A0316) указывал на то, что самолёт принадлежит ТОО "Фауна Эйр". Компания выполняла авиационно-химические работы в области.

На месте происшествия нашли обломки самолёта Ан-2 серо-красного цвета, а местные жители сообщили, что разбитое воздушное судно разобрали и вывезли с места происшествия на грузовом автотранспорте.


Снимок очевидца с места авиаинцидента в Костанайской области / Фото из отчёта УРАПИ

Однако "Фауна Эйр" показала следователям самолёт с таким же номером, но другого цвета, который в том происшествии якобы не участвовал. Серо-голубой самолёт находился на базе в городе Атбасар Акмолинской области. В авиакомпании утверждали, что воздушное судно доставили туда своим ходом по воздуху.

У главы УРАПИ Нурлана Жумасултанова возникло подозрение, что "Фауна Эйр" использует воздушные суда нелегально. Управление ввело запрет на эксплуатацию до особого распоряжения пяти воздушных судов Ан-2, принадлежащих "Фауна Эйр", чтобы самолёты находились на земле и не могли скрыться от проверки.


Комиссии показали другой самолёт в Атбасаре / Фото из отчёта УРАПИ

Это крайне возмутило руководителя компании "Фауна Эйр" Виталия Громова. Он был настолько уверен в своей правоте, что даже написал министру Женису Касымбеку обращение, в котором грозил главе УРАПИ Жумасултанову судом за превышение полномочий.

Из всей этой истории оставалось непонятным главное: как получилось, что у разных самолётов был одинаковый бортовой номер? Пытался ли кто-то таким образом подставить ТОО "Фауна Эйр" или вина полностью лежит на самой авиакомпании?

Итоги расследования

Если коротко, УРАПИ заключило, что самолёт принадлежит ТОО "Фауна Эйр", и виновата в путанице с номерами сама компания.

"Фауна Эйр" использовала несколько воздушных судов с одинаковыми бортовыми номерами (UP-A0316), из которых только один самолёт эксплуатируется на законных основаниях. Остальные не имеют регистрации, сертификатов лётной годности и страхового покрытия", – заключили в УРАПИ.

В управлении объяснили, что собственно произошло с Ан-2 23 июня.

"После окончания обработки полей экипаж принял решение произвести посадку. На второй половине пробега из-за невнимательности командира воздушного судна самолёт съехал в глубокую яму и при дальнейшем движении по вязкому грунту скапотировал (опрокинулся хвостовым оперением). Самолёт получил значительные повреждения в конструкции. После капотирования в нижней части двигателя начался наземный пожар, экипаж воздушного судна потушил его. Воздушное судно утратило лётную годность", – сообщается в отчёте.


Обломки самолёта, найденные следователями на месте инцидента / Фото из отчёта УРАПИ

Авиационному происшествию, по заключению УРАПИ, способствовало:

  • неправильное принятие капитаном решения на выполнение посадки в условиях бокового ветра и повышенной скорости на пробеге;
  • пассивность второго пилота по предупреждению неграмотных действий капитана из-за недостаточного опыта работы.

Однако об авиаинциденте экипаж решил никому не сообщать. Вместо этого они в нарушение всех правил разобрали самолёт и вывезли с места происшествия.

"Также получены сведения, что 23 июня, в день якобы самостоятельного перелёта Ан-2 на аэродром в Атбасар, командир самолёта Гончаров и второй пилот Трубин ехали на поезде со станции Костанай до станции Есиль", – приводят доказательства авторы отчёта.

УРАПИ vs КГА

То, что два госоргана, подотчётных одному ведомству (Министерству по инвестициям и развитию), по-разному смотрят на ситуацию с этим авиаинцидентом, было понятно сразу.

Когда расследование только началось, глава министерства Женис Касымбек сообщил, что 9 июля управление по расследованию авиационных происшествий потребовало, чтобы Комитет гражданской авиации приостановил свидетельство на выполнение авиационных работ "Фауна Эйр", однако КГА никаких действий не предпринял.

Заместитель председателя КГА Тоты Амирова ответила на эту претензию.

"Комитет не принял действий по приостановке свидетельства, потому что законных оснований для такого приостановления нет ввиду отсутствия достоверной официальной информации об авиационном происшествии с самолётом ТОО "Фауна Эйр", – заявила Тоты Амирова в ответе на официальный запрос Informburo.kz.

В день получения требований от УРАПИ, 9 июля, Амирова в Facebook опубликовала фотографии серо-голубого Ан-2 и недвусмысленное обращение к занимающемуся расследованием инцидента органу.

Этот пост нашёл отражение в отчёте по расследованию.

"Вызывает сомнения фотография воздушного судна Ан-2, опубликованная на странице в социальной сети Facebook и.о. заместителя председателя КГА МИР РК Тоты Амировой, на которой изображен самолёт для десантирования, а не для выполнения авиационно-химических работ. Все перечисленные противоречия указывают на попытки введения в заблуждение комиссии по расследованию", – говорится в тексте отчёта УРАПИ.

В документе также сообщается, что у авиационного персонала, эксплуатирующего воздушные суда "Фауна Эйр", отсутствовали записи в свидетельствах о допуске к эксплуатации воздушных судов Ан-2.

У механика того самого Ан-2 (UP-A0316) Идирисова вообще не было свидетельства авиационного персонала, что не контролировалось со стороны государственных инспекторов Комитета гражданской авиации, подчеркнули авторы отчёта.

Что будет с "Фауна Эйр"

За допущенные "грубейшие нарушения законодательства в области гражданской авиации и эксплуатацию нескольких незарегистрированных воздушных судов Ан-2", УРАПИ рекомендовало Комитету гражданской авиации отозвать у ТОО "Фауна Эйр" свидетельство на выполнение авиационных работ.

Тоты Амирова сообщила, что отчёт о расследовании КГА получил совсем недавно.

"Согласно рекомендациям УРАПИ, наши инспекторы выедут в компанию для проверки, и если подтвердятся факты, только тогда будут приняты решения" – прокомментировала она.

Глава "Фауна Эйр" Виталий Громов все обвинения отрицает и заявляет, что с самолётами компании в этом году не было никаких происшествий.

"Это всё голословно, выдумано, без подтверждения. У наших пилотов, техников были документы. Материалы расследования комиссии мы пока ещё не видели. Мы считаем, что это был непосредственно заказ наших конкурентов. И действия комиссии, в том числе председателя комиссии, в том числе то, как он себя вёл, как он выражался, подтверждает домыслы о том, что это заказ", – утверждает он.

Виталий Громов предоставил видео. Он снял, как председатель комиссии, эксперт УРАПИ Нурлан Аккулов и зампредседателя комиссии, глава управления Нурлан Жумасултанов проводят проверку в Атбасаре.


Громов заверяет, что все данные предоставил комиссии, и по-прежнему готов через суд доказывать, что информация в отчёте недостоверная.