Кнут и пряник для СМИ – в интересах конечного потребителя
Девятый Медиа Курултай открывается весьма драматичным роликом от 31 канала: падение рекламных бюджетов и сокращение долей рынка происходит, очевидно, по всем фронтам. Теперь вся надежда на государственный карман. От главного распорядителя немалого бюджета ждут многого. Наверное, каждый сидящий в пафосном зале отеля InterContinental Almaty твёрдо помнит, что с 2009 по 2015 год государство выделило СМИ в общей сложности 156,4 млрд тенге (около 875,8 млн долларов). Кто запамятовал – ему напомнили на презентациях эти подсчёты экспертов "Правового медиа-центра".
Поправки, которые достанут всех
Неизменный организатор и автор медийной конференции – Казахстанский пресс-клуб – концентрирует максимум влиятельных фамилий и накал дискуссий именно в вынужденном диалоге государства и СМИ. Чиновникам волей-неволей приходится разбираться в тонкостях статистики просмотров и охвата, возиться с устаревшей телегазетой и новомодными блогерами, ибо влияет власть на рядового гражданина именно через медиа. И влиять хочет эффективно. Многие СМИ, в свою очередь, тоже вынужденно обрекают себя на жёсткую сцепку с властью, ибо даже весь казахстанский рекламный рынок в медиа едва сопоставим с размером щедрого государственного заказа. А зарабатывать хочется так, чтобы хотя бы выжить.
Однако инициированные сверху поправки к закону "О СМИ", словно воронка, втягивают в орбиту горячих споров всех: и правых, и левых, и нейтрально-равнодушных. Словом, всех, кто зарабатывает себе жизнь секундами, эфирами, просмотрами и печатными знаками – независимо от отношения к госинформзаказу.
Читательская/зрительская/слушательская аудитория в таких дискуссиях не принимает непосредственного участия. Подразумевается по умолчанию, что собравшиеся стороны знают, чего ей, аудитории, собственно, надобно. Мнение проголосовавших кнопкой на пульте, крутилкой автомагнитолы и кошельком у газетного развала приходит к участникам Курултая опосредованно – через выкладки экспертов TNS Central Asia (рейтинги, просмотры, охваты, аудитории, возрастные группы).
В нынешнем Медиа Курултае впервые, по словам Асель Карауловой, президента Казахстанского пресс-клуба, участвует глава профильного министерства. До сих пор участие ограничивалось уровнем вице-министров.
Министер информации и коммуникаций Даурен Абаев только что вернулся из командировки в Японию и Южную Корею: в странах Юго-Восточной Азии он в составе официальной делегации сопровождал главу государства. Свой нынешний пост г-н Абаев занял, напомним, оставив должность советника президента РК – пресс-секретаря президента РК. Так что президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров не удержался от галантного комплимента. Мол, я благодарен новому министру за то, что у г-на Абаева сформулирована своя собственная информационная политика, и даже не представляю себе, какое мужество надо иметь, чтобы посоветовать Президенту завести Фейсбук- или Твиттер-аккаунт. Чётко соблюдающий правила игры в пиетет министр мгновенно откликается. Говорит, там по-другому было: Президент сам спросил: почему вы такие несмелые, почему не заведёте аккаунты?
Аудитория отзывчиво перекатывает смешки по залу.
Редактированием поправок к закону о СМИ внутри медийного сообщества вплотную занимается небольшая группа экспертов. От остальных можно было бы ждать хотя бы беглого прочтения: казалось бы, напрямую нашего житья-бытья вопрос касается.
Модератор пленарной сессии просит дать знать о себе тех, кто прочёл предлагаемые профильным министерством две сотни поправок. В зале, где собралась практически вся медийная элита республики, поднимает руки от силы четверть собравшихся. Не без досады модератор констатирует: "А остальные? Думают, что всё равно поправки примут, так что нет смысла их читать?"
Отвечая на вопрос модератора, какой именно месседж отправляет обществу и медиа министерство, инициируя столь солидный пакет поправок, Даурен Абаев подчеркнул, что главная цель – повышение эффективности СМИ. Медиа должны отвечать современным требованиям.
Самый долгожданный месседж
Сомнения в эффективности распределяемого государственного информационного заказа, высказанные участниками Медиа Курултая, имеют реальную основу, признал министр и пообещал изучить этот вопрос. И тут же выдал первую сенсацию встречи: государство может пойти на общественное телевидение и отказаться от рекламы на одном из телеканалов.
Именно голубому экрану уделяется и львиная доля финансирования, и львиная доля внимания. Это самое востребованное СМИ – с точки зрения охвата. Телевидению и радио рекламный рынок отдаёт 80% своих потоков (прессе – 14%, интернету – 6% ). 78% казахстанцев ежедневно включают свои телеприёмники, однако аудитория там всё же больше великовозрастная, молодёжь практически вся охвачена уже интернет-технологиями.
Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, отвечая на вопрос, насколько новые подходы министерства соответствуют реалиям сегодняшнего дня, поделился с аудиториями вкусовыми предпочтениями. Мол, термин "государственная информационная политика" ему не нравится. Нравится – "общенациональная информационная политика". В стремлении различных медиа получить заказ от государства ему видится "борьба за чапан главного национального патриота". По его мнению, делая в течение долгого времени акцент на контроле над СМИ, власти теряют контроль над обществом. Ведь на информационном рынке круглосуточного новостного вещания правила устанавливает соседский телеканал "Россия 24". По его убеждению, государство действует архаическими методами, осуществляя законодательное давление. Добиться того, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, уже не получится. Работа должна быть выстроена более системно и грамотно. Это значит: либо поддерживать за счёт бюджета отдельные конкурентоспособные СМИ, как это сделал Катар в случае с каналом "Аль-Джазира", либо создавать конкурентоспособную среду – в ней участники и будут развиваться. Последнее гораздо важнее и предпочтительней, резюмировал г-н Сатпаев.
Юрист Internews-Казахстан Ольга Диденко отметила беспрецедентную открытость Министерства информации и коммуникаций РК. По её мнению, сделано всё, чтобы процесс обсуждения поправок был открытым и прозрачным. Спикер пожелала, чтобы такая степень открытости сохранялась и далее.
Госпожа Диденко разделила свой обзор предлагаемых поправок к закону "О СМИ" на три части: "Каковы плюсы?", "Что тревожит?", "Чего не хватает?".
Например, юрист подчеркнула, что из законопроекта исчезли некоторые вызывавшие тревогу положения. Например, министерство отказалось от затеи приравнять блогеров к СМИ. Журналисты теперь не обязаны просить у героя (героини) своих публикаций собственноручную расписку с разрешением публиковать сведения из его/её личной жизни.
Эксперт отметила как позитивный факт возращение в СМИ рекламы брендов слабоалкогольных напитков (от себя заметим, что депутаты легко могут зарезать это послабление при обсуждении в парламенте). Хорошим знаком она считает смягчение норм по административной ответственности – к примеру, за непредоставление обязательных экземпляров, за нарушение порядка объявления выходных данных. И наконец, регламентирование деятельности пресс-служб и пресс-секретарей и процедур их взаимодействия со СМИ. Пресс-служба – не единственный, а дополнительный канал, который расширяет, а не ограничивает для журналистов возможности получения информации. Это она отнесла к последнему "плюсу" поправок.
Однако, спорные моменты всё же остались, – ими как раз министр Абаев очень заинтересовался. Так, юриста Internews-Казахстан тревожит, что поправки помогут министерствам и ведомствам закрыться от СМИ. Министр отвечает: времена, когда госорганы закрыты, уже проходят. Эффективность государственного органа будет определяться, в частности, по тому, как он работает со СМИ.
Переживания журналистов за "поминальник", то есть те самые выходные данные на первой (или последней) странице, которые съедают львиную долю наиболее востребованной рекламодателями газетной площади, теперь тоже можно будет оставить в прошлом. Министр назвал эту регламентацию порядка объявления выходных данных "мелочью": мол, можем убрать.
Он заинтересовался также и предложениями экспертов по транспарентности права собственности на СМИ. Internews считает, что сведения о конечных собственниках СМИ, информации об их долях в уставном/акционерном капитале юрлица, аффилированных компаниях и других контролируемых медиа-ресурсах должны быть открыты, а в законе должно быть записано, что владелец не вмешивается в редакционную политику.
Добавить в поправки? "Мы готовы, нет проблем. Мы только приветствуем независимость редакции от собственника", - подчеркнул министр.
Впрочем, можно легко догадаться, что в отличие от НПО, выступающего за такую толерантность, сами собственники СМИ уже вряд ли встретят такую новеллу "на ура".
Вопросы про запас
Министр, надо признать, честно отзывался и на те вопросы, ответ на которые у него ещё не был припасён в рукаве. По обязательной маркировке контента решение, к примеру, ещё не принято: ставить ли в газете и телеэфире значок "ГосИнформЗаказ" (или иную отметку по примеру ©, ® или PR) над утверждённым чиновником текстом или нет, в министерстве ещё не решили.
Стало также ясно, какой именно аспект не будет затронут законопроектом вовсе – это система розничной реализации печатных СМИ. Судя по темпераментной реплике Александра Краснера (главного редактора "Новой Газеты - Казахстан"), системы распространения печатных СМИ в государстве уже нет, она полностью разрушена. Министр получил в этой связи письмо от нескольких редакторов.
По словам Даурена Абаева, министерство этой проблемой уже занимается. Раз уж о наболевшем заговорили так эмоционально, то он согласился немного приоткрыть свои планы. К советской системе реализации газет возврата уже не будет. Бизнесу предложат распространение печатных СМИ через табачные лавки, как в Европе. Но тогда сигареты должны продаваться только в таких лавках. В нынешний законопроект инициаторы поправок с этой проблематикой не торопятся: мол, как только начнём поднимать вопрос, так весь законопроект и остановится.
Опять же, не хватает, как считают эксперты, "положений о повышенной терпимости к критике публичных персон и о преследовании журналистами общественных интересов при распространении информации". Давайте, предложите конкретную формулировку, обращается к аудитории министр.
Г-н Абаев замечает между делом: законопроект – системная работа. Проведена огромная работа: 200 поправок. Уже к следующему заседанию рабочей группы некоторые высказанные замечания будут отражены в тексте законопроекта. Все это направлено на конечного потребителя – на граждан страны.
Особую тоску по общественному, очищенному от любой рекламы (может быть, кроме социальной) телевидению казахстанцы почувствуют в самое ближайшее время, под новогодние праздники. Именно в эти дни телезрители истирают свои пульты до дыр, "прыгая" с канала на канал прочь от прокладок, подгузников и собачьего корма. Министр напомнил, что именно в декабрьский прайм-тайм на зрителя обрушится просто лавина рекламного потока – до 35% эфирного времени.
Известному юристу Сергею Злотникову, возглавлявшему в своё время общественный фонд Transparency Kazakhstan, принадлежала на Медиа Курултае весьма едкая реплика: в ХХI веке и сам закон "О СМИ", и, соответственно, поправки к нему вовсе не нужны. Мол, террористы газет всё равно не читают. А если власти боятся протеста, то обсуждаемые нормы можно поместить в Административный и Уголовный кодексы.
Однако тут ему оппонировал президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров: "считаю, что закон нужен, государство должно регулировать профессиональную сферу". Он поддержал отказ инициаторов поправок от попытки регулировать блогеров и устанавливать им статус. Мол, завтра, вместо них появятся какие-нибудь "могеры". Не будешь же писать законопроект теперь и под них? "Надо регулировать тех, кто занимается медиа профессионально, кто положил на это всю свою жизнь".
Либо свет, либо – "Триколор"
Исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева, касаясь темы общественного телевидения, заявила, что сегодня настроения казахстанцев вызревают в регионах. Поэтому развитию местных СМИ нужно уделять особое внимание. Казахстан, возможно, станет такой страной, где настоящее общественное ТВ родится именно в регионах. К примеру, в ЮКО уже сегодня 15 местных телеканалов. ЮНЕСКО дала такой инициативе очень импонирующее госпоже Жаксыбаевой определение – "общинное телевидение". Коммуникация должна идти снизу вверх, считает спикер. Метод командирования пожарных команд на тушение пожара в регионе она считает неверным.
Законопроект этот спикер оценила как "сборную солянку" именно потому, что здесь она не нашла взвешенного анализа и результатов соцопросов. Национальная ассоциация, мол, может провести исследование местных СМИ. Пока же выступающей очевидно, что ставка на покрытие территории Казахстана телевизионным сигналом – это также неверный подход. К примеру, инфраструктура так и не пришла во многие сёла Восточного Казахстана. Там жители нашей республики широко используют спутниковые "тарелки" российской компании "Триколор" и "Радуга". Пользование обходится зрителю впятеро дешевле по сравнению с абонплатой на отечественного поставщика "Отау ТВ".
Аудитория ІХ Медиа Курултая в этот момент пережила весьма драматичные секунды. В зале как по команде на слове "триколор" мгновенно потухло освещение и безжизненно замерло всё оборудование. Модератор подобрал нужные слова сразу же, ещё в темноте: мол, при превышении регламента выступления теперь надо не микрофон выключать, а сразу всё здание обесточивать. Тут-то свет в зал отеля InterСontinental Almaty как по команде и вернулся.
Министр Абаев внимательно следил за выступлением Шолпан Жаксыбаевой, а потом напомнил собравшимся о её же великолепной идее – фонде контента. Всем региональным телеканалам можно (и нужно!) предоставить доступ к уже созданным национальными телекомпаниями видеоматериалам –созданным в рамках госзаказа информационным, познавательным и развлекательным телепрограммам.
На переходе к цифровому вещанию министр остановился отдельно. По его словам, всё упирается в технологическую цепочку. Необходимо возводить "башни" радиочастотного спектра. Что же касается приёма сигнала, то адресная помощь по поставке малообеспеченным казахстанцам телевизионных приставок "Отау ТВ" уже осуществляется. Ответственность за "серые" спутниковые тарелки пока не предусмотрена, но эта проблема "очень беспокоит": "Занимаемся очень серьёзно. Два или три пути развития есть, выбираем". Отвечая на уточняющий вопрос по тарелочкам Сакена Балбаева, исполнительного директора Казахстанского преcс-клуба, будет ли жёсткий запрет, министр сказал: "Если мы предлагаем кнут, мы должны предложить и пряник. Мы боремся с незаконным серым рынком". По его прогнозам, уже через два года ситуация кардинально изменится.
Вопросы на засыпку
Министру достался и вопрос с подвохом. Девушка из Кыргызстана поинтересовалась его мнением по поводу того, что в списке врагов прессы, составленном организацией "Репортёры без границ", вместе с Путиным и Кадыровым оказался и Нурсултан Назарбаев. Министр уходить от ответа не стал и открыто заявил, что не согласен с таким рейтингом.
Прямой вопрос политика и общественного деятеля Амиржана Косанова по делу Сейтказы Матаева г-н Абаев также не стал игнорировать. Министру ясна суть вопроса и суть проблемы, сейчас в суде идёт апелляция. Исходя из этого дела, сделаны "определённые выводы". До конца текущего года в министерстве внесут соответствующие изменения в систему распределения госзаказа и подсчёта объёмов публикуемых материалов. По словам главы госструктуры, его ведомство стремится к тому, чтобы граждане Казахстана получали объективную информацию.
На казахском языке прозвучал в адрес министра каверзный вопрос о существовании в Казахстане фабрики троллей – злобных комментаторов, что портят нервы читателям и журналистам патетическими возгласами и откровенным издевательством над оппонентами. Медленно и весомо г-н Абаев уверил собравшихся: "Мемлекеттік трольдері жоқ". Спикер считает, что актуальность негативного комментирования уходит. Гораздо целесообразней – создавать хороший контент.
Но самое щедрое обещание от топового спикера ІХ Медиа Курултая получили, несомненно, женщины всего Казахстана. Платиновая блондинка и очаровательный директор "Правового медиа-центра" Диана Окремова в своём вопросе с места поделилась с Дауреном Абаевым наболевшим. В рекламе пива и вина запрещено сниматься детям… и женщинам. ("В этом вопросе сквозит некая обида, Диана!"- не удержался модератор).
Министр удивления не прятал, мол, для меня этот тоже открытие. Оценив масштаб сексистской несправедливости и гендерного неравенства, он без лишнего пафоса отлил в граните: "Добавим женщин."
Loading...