Пока всё прогрессивное мировое сообщество бурно обсуждает, как бы поскорее слезть с "нефтяной иглы" и начать повсеместно использовать энергию солнца, ветра и воды, многие забывают о том, что между "прошлым" и "будущим" должен быть так называемый переходный период. Когда мировые запасы нефти начнут уже истощаться, а необходимых мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) человечество ещё не достигнет, ожидается, что на первые позиции в качестве источника энергии выйдет природный газ. Произойдёт это, если верить экспертам, уже в ближайшие десятилетия.

"Это долгосрочный прогноз до 2050 года. Среднегодовые темпы роста доли газовой энергетики в целом составят от 0,7 до 1%. 66% всего потребления газа придётся на развивающиеся страны. Основной спрос и наибольший рост потребления будет в Индии, в Китае и в странах Африки", – сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев.

Ожидаемый интерес других стран к газу не может не радовать Казахстан. "Голубое топливо", как известно, залегает под землёй вместе с нефтью, а наша страна славится своими богатыми залежами. Сейчас почти половина объёмов добываемого газа из-за сложности его транспортировки вновь закачивается в пласт. Ещё примерно столько же используется для бытовых нужд жителей близлежащих регионов. При этом уже осенью 2017 года планируется начать экспорт "голубого топлива" в Китай по новому трубопроводу.

"После 2030 года для нашей страны ожидает газовая эра. Впереди у нас перевод части электроэнергетики на газ. В перспективе вероятность монетизации газа будет достаточно высокая, потому что значительный объём жидких углеводородов будет извлечён из ключевых месторождений, поэтому нам надо быть готовыми к тому, чтобы у нас к этому времени была готовая необходимая инфраструктура", – отметил глава профильного ведомства.

А вот с инфраструктурой в Казахстане есть проблемы. Ещё совсем недавно, отвечая на вопрос журналистов о том, когда наконец Правительство выполнит обещание, данное несколько лет назад и переведёт столицу на газовое отепление, Канат Бозумбаев ответил: "Только Бог знает, наверное, когда проведём газ в Астану", однако уже сегодня глава профильного ведомства вновь заговорил о повсеместной газификации страны, в том числе и Астаны.

"Мы рассматриваем сегодня варианты газоснабжения и нашей прекрасной молодой столицы – Астаны. Есть различные варианты: это варианты и поставки метана, природного газа трубопроводным транспортом, и варианты поставки СПГ сюда. Я думаю, что в июне-июле Правительство определится и какое-то решение на эту тему тоже примет. К 2030 году в целом охват населения газом составит более 56 против 42-43%, которые на сегодняшний день имеются", – заявил Канат Бозумбаев.

Своё видение о развитии энергетической отрасли в стране и в мире глава отечественного Минэнерго озвучил на конференции, посвящённой новым тенденциям и технологиям, трансформирующим нефтегазовую отрасль и транспортное машиностроение. Мероприятие прошло в Астане при участии экспертного сообщества Казахстана и представителей компании GE – мирового лидера в области промышленности и цифровых технологий. Топ-менеджемент компании, зная о проблемах в нашей стране с газификацией регионов, рассказал, как можно их решить с помощью современных технологий.

"У нас есть предложение – так называемый "виртуальный трубопровод". Это по сути способность сжимать газ на разных уровнях и доставлять любым видом транспорта от места производства до места потребления, даже если две эти точки географически находятся очень далеко друг от друга. А вообще, есть множество различных способов, как можно осуществлять транспортировку газа, в том числе и в Астану, о чём вы говорили", – отметил директор по глобальной стратегии и маркетингу GE Oil and Gas Тассос Власопулос.

Воспользуется ли Казахстан технологиями GE для транспортировки газа, пока неизвестно, а вот предложение иностранной компании перевести казахстанские тепловозы с дизельного на "голубое" топливо – в нашей стране всерьёз рассматривают. В КТЖ уже подсчитали, что локомотивы, работающие на газе, на 60% экономичнее своих собратьев, заправляющихся соляркой. Правда, если воспользоваться этим предложением, придётся развивать соответствующую инфраструктуру.

"Есть определённые моменты, которые создают препятствие. В первую очередь, это неготовность инфраструктуры: необходимо сначала построить специальные газовые заправочные станции для тепловозов. Но я надеюсь, что совместно с партнёрами мы найдём пути решения в этом вопросе", – заявил начальник управления АО "КТЖ-грузовые перевозки" Егор Лесных.

Прямо во время конференции "Қазақстан Темiр Жолы" и GE подписали меморандум о сотрудничестве. В рамках этой договорённости GE должна внедрить бортовую систему контроля движения тепловозов и программы управления перевозками, что в целом позволит повысить энергоэффективность локомотивов, работающих на дизтопливе. Сколько это будет стоить КТЖ, стороны не ответили.

Помимо этого КТЖ и GE подписали меморандум о сотрудничестве в области развития цифровых технологий.