Неготовность №1: Почему новый терминал столичного аэропорта работает в тестовом режиме
Спустя десятилетие только ленивый саркастический не отмечал, что столичный аэропорт уже не тот. К слову, именно в 2014 году планировали дать вторую жизнь износившейся взлётно-посадочной полосе (ВПП), но Президент объявил о реализации глобальной инфраструктурной программы "Нурлы жол", и проект переделали.
В итоге вместо капитального и дорогостоящего ремонта ВПП решили построить новый пассажирский терминал, а "взлётку" спасать решили точечными косметическими мерами. Всерьёз ей будут заниматься уже после проведения Международной выставки ЭКСПО.
Цена вопроса
Против нового терминала, кажется, были все обстоятельства: к примеру, свободно плавающий курс тенге привёл к тому, что проект от первоначального бюджета в итоге вырос в более, чем 2 раза.
Сначала в прессе фигурировала сумма 39 млрд тенге, потом 60, а в мае 2017 года, накануне открытия ультрасовременного здания, Банк Развития Казахстана скромным пресс-релизом сообщил, что добавил на завершение масштабной стройки ещё 11 миллиардов тенге. Итоговая стоимость объекта на текущий момент уже составляет 92,6 млрд тенге.
Надо ли упоминать, что основные расходы понёс государственный бюджет, часть расходов была взята напрямую из средств Национального фонда, часть – есть не что иное как средства вкладчиков ЕНПФ, попавшие в эту финансовую схему через тот самый Банк Развития Казахстана.
Обещанного три года ждут
После официального открытия с участием Нурсултана Назарбаева, которое состоялось 31 мая, как-то и забылось, что сроки этого самого открытия основные действующие лица регулярно переносили.
Столичный мэр Асет Исекешев в декабре 2016 года свято верил в то, что все строительные работы на важном объекте завершатся уже к 1 апреля. В феврале 2017 в официальных материалах, которые готовили к расширенному заседанию правительства, чёрным по белому было написано: "Полное завершение строительства произойдёт в марте". В апреле пресс-служба самого международного аэропорта сообщила, что точно к 15 мая запланировано открытие. Точку в итоге поставил премьер-министр Бахытжан Сагинтаев в ходе своего посещения объекта, итак: официально 1 июня было названо датой начала работы.
Правда, Президенту Нурсултану Назарбаеву в ходе посещения клятвенно пообещали, что не 1-го, а где-то к 10 июня всё обязательно заработает как швейцарские часы.
И надо сказать, транспортники, подрядчики и высокие управленцы перед Елбасы не слукавили: свой первый рейс новый терминал Т1 обслужил уже 5 июня, благополучно отработав прилёт маршрута Москва – Астана. Следующими рейсами после борта компании "Аэрофлот" стали вылеты "небесных машин" в Ташкент и во Франкфурт-на-Майне.
6 июня официально стало первым полноценным рабочим днём воздушной гавани, который должен показать эффективность работы всех служб в режиме 24 часа. Правда, судя по недоделкам, тестовый режим работы международного аэропорта может затянуться, а это уже не открытие ЭКСПО-2017, а немного позже.
Тестовый режим
Надо отметить, что генеральным подрядчиком строительства нового терминала стала всемирно известная компания Mabetex Group. Та самая, что делала и старый терминал, и успешно построила кучу статусных зданий в Астане. В общем, проверенный и надёжный партнёр. Правда, по иронии, на сайте самой компании столичный терминал всё ещё находится в закладке "незавершённые проекты".
Само здание впечатляет размерами, но работают пока не все участки. О назначении некоторых залов остаётся только догадываться. Часть табло используют графику с таким маленьким шрифтом, что свой "гейт" и зону посадки видит только обладатель идеального зрения. А в комнате для курения вместо неработающей пока вентиляции предприимчивые сотрудники аэропорта просто открыли люк на потолке.
Главное, что пока причиняет существенные неудобства, – отсутствие по-настоящему сильного фуд-корта: на трёх этажах работает всего одно кафе, которое не справляется с потоком пассажиров, не выдаёт клиентам фискальные и кассовые чеки и не принимает к оплате банковские карты, хотя обязано по закону иметь свой POS-терминал.
Многих приятно удивляет огромное количество молодого персонала – за стойками регистрации и в других сервисных службах. Правда, к примеру, один из сотрудников Пограничной службы РК признался корреспонденту Informburo.kz, что в старой кабинке работать было удобнее.
Ещё одним неприятным нюансом стало полное отсуствие стендов для зарядки ноутбуков и смартфонов. В главном зале ожидания на теоретически несколько тысяч пассажиров приходится всего 3-4 розетки, часть из которых активно использует персонал, который отвечает за санитарию и гигиену.
Элементарное отсутствие торговых автоматов, магазинов с едой и напитками первые два дня работы дружелюбный персонал восполнял бесплатной раздачей бутылок питьевой воды, правда, в умеренных количествах: примерно по 10 бутылок на рейс из 200 пассажиров. Огорчить может и тот факт, что пожилым пассажирам пока не могут по непонятной причине предоставить коляски: больным и немощным приходится опираться на собственных детей, внуков и отзывчивых сотрудников аэровокзала.
Во время ожидания вылета корреспондент Informburo.kz слышал, как именно молодые сотрудники переживают по поводу того, что терминал явно не готов к активной эксплуатации по сравнению со старым, которому уже присвоили имя – Т2.
Критику и отзывы пассажиров уже прокомментировали в пресс-службе международного аэропорта. Там ожидаемо пообещали, что к открытию ЭКСПО все сервисы точно заработают. Правда, пугает, что за оставшиеся несколько суток такой объём работы могут не успеть завершить.
Технические характеристики терминала Т1 международного аэропорта «Астана»:
Площадь здания - 47 тысяч квадратных метров.
Количество перевозимых пассажиров – 4,7 млн человек (общий объём пасажироперевозок старого и нового терминалов при полной загрузке – 8,2 млн в год).
Инфраструктура - пассажирский и VIP-терминалы, шесть новых стоянок самолётов с посадочными рукавами и четыре автобусных посадочных выхода.
Рост скорости и объёма обслуживания – 42 кабины паспортного контроля и багажная система, через которую может проходить 1200 единиц багажа в час.
Количество парковочных мест после запуска нового терминала аэровокзала выросло до 850.