Международный аэропорт в Астане всегда был на особом счету у Главы государства. Под его личным контролем в 2003-2005-х годах была проведена глобальная реконструкция главного воздушного порта республики.

Спустя десятилетие только ленивый саркастический не отмечал, что столичный аэропорт уже не тот. К слову, именно в 2014 году планировали дать вторую жизнь износившейся взлётно-посадочной полосе (ВПП), но Президент объявил о реализации глобальной инфраструктурной программы "Нурлы жол", и проект переделали.


Здание нового терминала аэропорта Астаны / Фото Informburo.kz

В итоге вместо капитального и дорогостоящего ремонта ВПП решили построить новый пассажирский терминал, а "взлётку" спасать решили точечными косметическими мерами. Всерьёз ей будут заниматься уже после проведения Международной выставки ЭКСПО.

Цена вопроса

Против нового терминала, кажется, были все обстоятельства: к примеру, свободно плавающий курс тенге привёл к тому, что проект от первоначального бюджета в итоге вырос в более, чем 2 раза.

Сначала в прессе фигурировала сумма 39 млрд тенге, потом 60, а в мае 2017 года, накануне открытия ультрасовременного здания, Банк Развития Казахстана скромным пресс-релизом сообщил, что добавил на завершение масштабной стройки ещё 11 миллиардов тенге. Итоговая стоимость объекта на текущий момент уже составляет 92,6 млрд тенге.


Холл первого этажа нового терминала / Фото Informburo.kz

Надо ли упоминать, что основные расходы понёс государственный бюджет, часть расходов была взята напрямую из средств Национального фонда, часть – есть не что иное как средства вкладчиков ЕНПФ, попавшие в эту финансовую схему через тот самый Банк Развития Казахстана.

Обещанного три года ждут

После официального открытия с участием Нурсултана Назарбаева, которое состоялось 31 мая, как-то и забылось, что сроки этого самого открытия основные действующие лица регулярно переносили.


Стройплощадка нового терминала в декабре 2016 года / Фото со страницы Асета Исекешева в Facebook

Столичный мэр Асет Исекешев в декабре 2016 года свято верил в то, что все строительные работы на важном объекте завершатся уже к 1 апреля. В феврале 2017 в официальных материалах, которые готовили к расширенному заседанию правительства, чёрным по белому было написано: "Полное завершение строительства произойдёт в марте". В апреле пресс-служба самого международного аэропорта сообщила, что точно к 15 мая запланировано открытие. Точку в итоге поставил премьер-министр Бахытжан Сагинтаев в ходе своего посещения объекта, итак: официально 1 июня было названо датой начала работы.


Нурсултану Назарбаеву рассказали о возможностях нового терминала аэропорта Астаны / Фото Informburo.kz

Правда, Президенту Нурсултану Назарбаеву в ходе посещения клятвенно пообещали, что не 1-го, а где-то к 10 июня всё обязательно заработает как швейцарские часы.

И надо сказать, транспортники, подрядчики и высокие управленцы перед Елбасы не слукавили: свой первый рейс новый терминал Т1 обслужил уже 5 июня, благополучно отработав прилёт маршрута Москва – Астана. Следующими рейсами после борта компании "Аэрофлот" стали вылеты "небесных машин" в Ташкент и во Франкфурт-на-Майне.


Стойки регистрации на первом этаже нового терминала / Фото Informburo.kz

6 июня официально стало первым полноценным рабочим днём воздушной гавани, который должен показать эффективность работы всех служб в режиме 24 часа. Правда, судя по недоделкам, тестовый режим работы международного аэропорта может затянуться, а это уже не открытие ЭКСПО-2017, а немного позже.

Тестовый режим

Надо отметить, что генеральным подрядчиком строительства нового терминала стала всемирно известная компания Mabetex Group. Та самая, что делала и старый терминал, и успешно построила кучу статусных зданий в Астане. В общем, проверенный и надёжный партнёр. Правда, по иронии, на сайте самой компании столичный терминал всё ещё находится в закладке "незавершённые проекты".


Часть работ всё ещё не завершена / Фото Informburo.kz

Само здание впечатляет размерами, но работают пока не все участки. О назначении некоторых залов остаётся только догадываться. Часть табло используют графику с таким маленьким шрифтом, что свой "гейт" и зону посадки видит только обладатель идеального зрения. А в комнате для курения вместо неработающей пока вентиляции предприимчивые сотрудники аэропорта просто открыли люк на потолке.


Ни одно заведение полноценно ещё не работает / Фото Informburo.kz

Главное, что пока причиняет существенные неудобства, – отсутствие по-настоящему сильного фуд-корта: на трёх этажах работает всего одно кафе, которое не справляется с потоком пассажиров, не выдаёт клиентам фискальные и кассовые чеки и не принимает к оплате банковские карты, хотя обязано по закону иметь свой POS-терминал.


Магазины с едой и сувенирами так же не работают / Фото Informburo.kz

Многих приятно удивляет огромное количество молодого персонала – за стойками регистрации и в других сервисных службах. Правда, к примеру, один из сотрудников Пограничной службы РК признался корреспонденту Informburo.kz, что в старой кабинке работать было удобнее.


Вместо неработающей вентиляции в комнате для курения просто открыли люк / Фото Informburo.kz

Ещё одним неприятным нюансом стало полное отсуствие стендов для зарядки ноутбуков и смартфонов. В главном зале ожидания на теоретически несколько тысяч пассажиров приходится всего 3-4 розетки, часть из которых активно использует персонал, который отвечает за санитарию и гигиену.


Свободные розетки отыскались у входа в туалет / Фото Informburo.kz

Элементарное отсутствие торговых автоматов, магазинов с едой и напитками первые два дня работы дружелюбный персонал восполнял бесплатной раздачей бутылок питьевой воды, правда, в умеренных количествах: примерно по 10 бутылок на рейс из 200 пассажиров. Огорчить может и тот факт, что пожилым пассажирам пока не могут по непонятной причине предоставить коляски: больным и немощным приходится опираться на собственных детей, внуков и отзывчивых сотрудников аэровокзала.


Многие помещения закрыты из-за их неготовности / Фото Informburo.kz

Во время ожидания вылета корреспондент Informburo.kz слышал, как именно молодые сотрудники переживают по поводу того, что терминал явно не готов к активной эксплуатации по сравнению со старым, которому уже присвоили имя – Т2.

Критику и отзывы пассажиров уже прокомментировали в пресс-службе международного аэропорта. Там ожидаемо пообещали, что к открытию ЭКСПО все сервисы точно заработают. Правда, пугает, что за оставшиеся несколько суток такой объём работы могут не успеть завершить.


Плохо отштукатуренные колонны на 3 этаже терминала / Фото Informburo.kz

Технические характеристики терминала Т1 международного аэропорта «Астана»:

Площадь здания - 47 тысяч квадратных метров.

Количество перевозимых пассажиров – 4,7 млн человек (общий объём пасажироперевозок старого и нового терминалов при полной загрузке – 8,2 млн в год).

Инфраструктура - пассажирский и VIP-терминалы, шесть новых стоянок самолётов с посадочными рукавами и четыре автобусных посадочных выхода.

Рост скорости и объёма обслуживания – 42 кабины паспортного контроля и багажная система, через которую может проходить 1200 единиц багажа в час.

Количество парковочных мест после запуска нового терминала аэровокзала выросло до 850.


Пока закрытая зона беспошлинной торговли Duty Free / Фото Informburo.kz