Образ матери в постсоветском пространстве окружён ореолом святости. Быть мамой – это миссия женщины, и это отражается в СМИ, общественной жизни и культурных архетипах. В России депутат Наталья Баскова предлагает обязать женщин рожать до 20 лет, а в сериалах и телешоу подчёркивается роль матери в семье. В Казахстане в рамках концепции "Рухани Жангыру" разрабатывают программу воспитания девочек и рассуждают о роли женщины-матери в современном обществе.

В западных сериалах показывают однополые пары с детьми, Ларс фон Триер снимает фильм "Нимфоманка", в котором образ Богоматери сопоставляется с образом Мессалины (знаменитая римская статуя изображает Мессалину как даму с покрытой головой и младенцем на руках). В США снимают сериал "Рассказ служанки" – антиутопию, показывающую ужасы репродуктивного давления на женщину.


Кадр из сериала "Рассказ служанки"

Наш дискурс пронизан традиционными или, наоборот, разрушающими стереотипы образами матери.
В то же время образ мужчины с ребёнком как архетип в культуре представлен гораздо слабее: отец остаётся один с ребёнком по стечении каких-то исключительных обстоятельств. Как, например, в основанном на реальных событиях фильме "В погоне за счастьем", где Уилл Смит играет Криса Гарднера, отца-одиночку, оказавшегося на улице, но сумевшего разбогатеть, чтобы кормить сына.

Казахстанские отцы-одиночки

В Казахстане живут мужчины, которые воспитывают детей в одиночку и выполняют функции, традиционно воспринимаемые как материнские. И их больше волнует не столько исключённость из дискурса, сколько неравное, как они считают, положение с женщинами. Они говорят о негласной дискриминации в судах при разводах и об отсутствии отдельных льгот для отцов-одиночек.

В Верховном суде РК Informburo.kz сообщили, что не могут представить статистические данные о том, как часто при разводах дети остаются с отцами. В Комитете по статистике сообщили, что, по данным последней переписи населения, в Казахстане более 70 000 мужчин, воспитывающих детей самостоятельно, то есть примерно население среднего города.


Фото с LiveJournal

Юристы говорят, что существует негласное правило, согласно которому при разводе детей чаще всего оставляют матери. Это решение, как правило, основано исключительно на традиции и почитании института материнства, так как считается, что воспитание детей – главная обязанность женщины, а мужчина не способен справиться с этим так же хорошо.

При этом законодательно этот приоритет для матерей никак не закреплён. Статья 68 Кодекса о браке и семье говорит о равенстве прав и обязанностей родителей.
Также при расторжении брака суд может определить местожительство ребёнка. В этом случае он должен действовать в интересах ребёнка, однако гендерная сторона вопроса в этом плане никак не оговорена.

Выплата алиментов при разводе в равной степени может быть обязанностью как матери, так и отца. В Жилищном кодексе прописано, что одинокие матери могут встать в очередь на получение бесплатного жилья. Для отцов-одиночек подобных льгот не предусмотрено.

Отцам-одиночкам можно смело забыть о личной жизни

Лев уже четыре года воспитывает ребёнка один. Гражданская супруга, по его словам, покинула его, оставив с трёхлетним сыном. Мужчина был уверен, что ребёнку будет лучше жить с ним, он подал в суд для определения местожительства ребёнка.

"Через полгода я подал в суд. Но адвокаты в один голос сказали, что позиция казахстанского суда априори на стороне мамы и мне будет крайне сложно доказать, что ребёнку со мной будет лучше", – рассказывает Лев.

В конце концов мать ребёнка, по словам Льва, согласилась с исковыми требованиями, и они заключили мирное соглашение. Сын остался жить у отца, а за матерью осталось право видеться с ним.

"Я занял такую позицию, чтобы мама могла общаться с ребёнком. Он любит маму, и было бы страшным преступлением с моей стороны запрещать что-то. Он может позвонить ей в любой момент, она может брать его к себе в рамках медиативного соглашения", – говорит Лев.

Льву пришлось учиться выполнять социальные роли отца и матери одновременно. Он говорит, что успешно справился с этим.

"Поначалу я был ошарашен тем, что и работать надо, и пацан один дома. Что делать? Ни бабушек, ни дедушек, ни родственников, у которых можно было бы его оставить. Благо попалась хорошая няня, – рассказывает мужчина. – Поначалу я бросился в интернет: как начать учить ребёнка читать-писать, как с ним играть, как общаться. Я, в общем-то, человек бывалый, потому что рано остался без родителей. Поэтому у меня нет проблем с тем, чтобы приготовить что угодно, вплоть до куличей и пирогов. Главная проблема заключалась в невозможности работать. Тут выручила няня".

Лев рассказал, что ему пришлось от многого отказаться, чтобы уделять внимание ребёнку. На вопрос о том, где мама, он честно ответил сыну, когда он достиг шестилетнего возраста и начал требовательно задавать вопросы.

"Отцам-одиночкам можно смело забыть о личной жизни, о компаниях, о посиделках с друзьями. До той поры, пока ребёнку не будет лет 14-15, об этом можно забыть, если хочешь хотя бы что-то успевать, – говорит Лев. – Как ответить на вопрос "Где мама?". Отцов-одиночек много, мы существуем. Просто мы этого не афишируем. Я знаю парня, который остался с двумя детьми. У него были какие-то зёрна сомнения в сердце, и он сделал тест ДНК. Выяснилось, что он не является биологическим отцом ни первого, ни второго ребёнка. Но, несмотря на это, он всё же воспитывает этих детей. Как-то так получается, что есть понятие мать-одиночка, но такой статус, как отец-одиночка, обычно упускается из виду. Каких-то отдельных льгот для нас не существует".

"Я уверен, что смогу воспитать сына"

Константин Бугаёв – ещё один мужчина, который заявил о дискриминации при разводах. После того как он расстался с супругой, суд определил, что его восьмилетний сын будет жить с мамой. Константин не согласен с этим, он говорит, что способен создать сыну лучшие условия, чем его мать. Его бывшая жена в суде приводила схожие аргументы и говорила, что экс-супруг не даёт ей видеться с сыном. Константин утверждает, что не против общения матери и ребёнка, он просто хочет, чтобы суд определил окончательное местожительство мальчика. Скоро этот вопрос будет решён в Верховном суде.


Константин Бугаёв / Фото Алмаза Толеке

Константин говорит, что комиссия по опекунству необъективно оценила жилищные условия его бывшей супруги.

"Она хочет его взять в дом, где живут её отец шестидесяти с лишним лет с молодой женой, там же живёт наша 18-летняя дочь, там три комнатки против моего большого дома, – говорит Константин. – Я уверен, что смогу воспитать сына. Сначала я боялся, испугался, как я смогу воспитать один, но с божьей помощью я смог, и мы начали понимать друг друга. И теперь у нас свободного времени практически нет – то мы на хоккее, то на занятиях музыкой, то на плавании".

Юрист Олег Охулков говорит, что в случае с его подзащитным Константином Бугаёвым назначенная судом судебно-психиатрическая экспертиза дала заключение, что ребёнок может быть и с отцом, и с матерью. При этом в материалах экспертизы было указано, что мальчик предрасположен к отцу.

"Суд выносит решение, где просто переписываются статьи закона, и единственный вывод, который суд делает, что, так как ребёнок привязан к матери, он должен находиться у матери. Хотя этот вывод суда противоречит всем исследованным материалам", – говорит Олег Охулков.


Фото Алмаза Толеке

Олег Охулков считает тот факт, что детей при разводе автоматически отдают матерям, дискриминацией по признаку пола.

"Хотя у нас в Конституции запрещена дискриминация по любым признакам – по социальным, по религиозным, по имущественным, но она всё-таки то есть. Таким образом, идёт дискриминация по половому признаку, – говорит Олег Охулков. – В последнее время за четыре месяца лично ко мне с такими вопросами обращались четыре раза".

Что об этом думают феминистки?

Тема неравноправия при разводах заставляет вспомнить то самое опасное словосочетание "обратный сексизм". Его следует использовать осторожно как в феминистической среде, так и среди тех, кто считает, что движение за права женщин пошло не в ту сторону, так как понятие "обратный сексизм" – это триггер, который может запустить длинную дискуссию. Феминистки, как правило, отрицают существование обратного сексизма, говоря, что в патриархальном мире, где у мужчин итак множество привилегий, лицемерно говорить об ущемлении их прав. Их оппоненты считают, что угнетаемые уже давно стали угнетателями и пытаются добиться не равноправия, а отобрать у мужчин последние привилегии. Рассуждать на эту тему можно долго. Вот что думают о конкретном примере с определением местожительства ребёнка сами феминистки.

Гульзада Сержан считает, что в этом контексте об обратном сексизме говорить не приходится. Наоборот, решения о том, кому отдать ребёнка при разводе, – ещё один пример угнетения женщин.

"В Турции отдают детей отцам при разводе, – говорит Гульзада Сержан. – И в нашей, и в турецкой системе эти правила придуманы мужчинами для мужчин. Глядя на то, как в отдельно взятой стране мужчины принимают решения, не стоит объяснять обратный сексизм. В первом случае женщинам отдают детей при иx экономически xудшем положении в обществе. Во втором случае женщин лишают своиx биологическиx детей и подвергают эмоциональной травме, при этом иx экономическое положение всегда зависит от содержащиx иx мужчин. И в том и в другом случае женщины не принимали участия в принятии решения".


Вероника Фонова / Фото Facebook

Феминистка Вероника Фонова считает, что в данном случае речь идёт не столько об обратном сексизме, сколько о гендерном неравенстве в целом. Она говорит, что практика, при которой детей при разводах чаще отдают матерям, дискриминирует как раз-таки женщин. Ведь феминистки пытаются добиться равных прав и обязанностей в первую очередь в сфере воспитания детей и разделить репродуктивный труд поровну, чтобы и мужчина и женщина принимали равное участие в воспитании детей.

"У нас получается, что весь репродуктивный труд ложится на плечи женщины, и по умолчанию получается, что ребёнок остаётся с матерью, – говорит Вероника Фонова. – Хотя нужно действительно смотреть на материальные условия, на наличие времени у отца, у матери. Но так как более социально одобряемым считается для мужчин делать карьеру, а для женщин растить детей, то получается так, что у отца зачастую не бывает времени на ребёнка, поэтому суд и общество делают выбор в сторону женщины. По-моему, в этой части у нас не дискриминируют мужчин. Просто нужно, чтобы закон работал так, чтобы это было в интересах ребёнка, чтобы это было сделано грамотно, без привязки к полу человека".

Пол родителя не важен

В США в правовом плане у отцов и матерей равный статус. Однако при разводе ребёнок всё же чаще остаётся с матерью. Согласно данным переписи населения, приблизительно 82,2% родителей-опекунов – матери, а только 17,8% – отцы.

В Италии дети старше десяти лет могут сами выбрать, с кем из родителей им жить после развода.
В мусульманских странах при разводах преимущество традиционно было на стороне отцов. Чтобы получить опеку над собственными детьми, женщинам приходилось подавать иск, чтобы получить право опеки, судебные споры могли тянуться годами. Однако в марте 2018 года в СМИ Саудовской Аравии появилась новость о том, что Министерство информации объявило об изменениях, согласно которым женщинам теперь не обязательно подавать в суд, чтобы получить опеку над детьми.

Психолог Айгуль Дюсембаева считает, что воспитать адекватную личность в современном мире может и мужчина, и женщина. Чисто бытовая сторона вопроса сегодня зависит только от материального достатка родителя.

"Если у родителя достаточный доход, то он вполне может обеспечить бытовые вещи, готовку, стирку и так далее, – говорит Айгуль Дюсембаева. – А уделять время ребёнку, играть с ним, рассказывать об окружающем мире может любой родитель, вне зависимости от пола. Дети могут болезненно воспринимать тот факт, что они не такие, как все. Например, у всех есть оба родителя, а у меня нет. Но так как разводы и неполные семьи сегодня распространённое явление, то и это может не быть большой проблемой. Важен бэкграунд: каким был развод, какие были до этого взаимоотношения с отцом или матерью, были ли скандалы в доме".

А вот эмоциональная сфера более сложная. Традиционной считается, что семья должна формировать правильную гендерную социализацию ребёнка. То есть он смотрит на роли мамы и папы, мужчины и женщины и делает выводы. Мама учит дочь быть девочкой, а папа показывает сыну, как быть защитником.

Сторонники более европейского подхода, феминистки и профеминисты, а также квир-люди, напротив, скажут, что не важно, растят мальчика или девочку мужчина и женщина, или двое мужчин, или двое женщин или кто-то один. Потому что гендерная социализация – это набор стереотипов, навязанных патриархальной системой ценностей. Не нужно бездумно покупать девочкам кукол, а мальчикам конструкторы, пусть ребёнок выберет то, что ему больше нравится.

Психолог Айгуль Дюсембаева считает, что состав семьи, в принципе, может не влиять на гендерную социализацию.

"Современные исследования показывают, что воспитание одним отцом или одной матерью не играет решающей роли в формировании гендерной идентичности. Например, если девочку воспитывает один отец, то он же находится не в вакууме. Есть общение, посредством которого девочка может увидеть разные ролевые модели, – говорит Айгуль Дюсембаева. – Всегда есть бабушки, тётушки, друзья семьи, учителя, которые могут стать замещающей родительской фигурой. Ребёнок обязательно увидит существующие модели поведения и сможет их перенять. И необязательно, чтобы он увидел их именно у матери".


Ольга Яковенко / Фото предоставлено героем материала

Семейный психолог и гешталь-терапевт Ольга Яковенко, напротив, считает, что для того чтобы сформировалась полноценная личность, одного родителя недостаточно, роль женщины в воспитании важна. В идеале, по её мнению, ребёнок должен видеть примеры и мужского, и женского поведения.

"Отец даёт ребёнку социальные правила игры, учит достигать, добиваться чего-то, а мама, женское начало – это больше про гибкость, про чуткость, умение адаптироваться к ситуации, – говорит Ольга Яковенко. – Поэтому наличие и мужского, и женского начала желательно. Другое дело, что маму может заменить другая женщина – бабушка, тётя, сестра, тот, кто может показать женские модели поведения, чтобы ребёнок видел гендерные различия. Потому что, что ни говори, мы разные и физиологически, и психологически. Это не значит, что мужчина обязательно должен жить с женщиной, ведь она может и не соответствовать роли мамы, может вести асоциальный образ жизни, например".