Место Алматинского метро среди "подземок" постсоветского пространства
Чуть больше 11 километров, 9 станций и 40 000 пассажиров в день – вот основные характеристики нашего любимого метро, которое на глазах превращается из популярного аттракциона в полноценный общественный транспорт.
Попробуем понять, много это или мало.
Итак, старейшее метро СССР, понятно, в первую очередь, должно было стать визиткой столицы СССР и транспортом для самого населённого города страны. Так оно и случилось. Появившийся в 1935 году Московский метрополитен сегодня считается самым загруженным в мире, а его станции (старые, в первую очередь) – самыми красивыми среди всех прочих по архитектуре и оформлению. В день под землю спускается 6,5 миллионов пассажиров. 339 километров – протяжённость линий, 203 – количество станций, среди которых, кстати, недавно появилась одна с очень даже родным названием "Алма-Атинская".
Второй по всем показателям – Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) метрополитен. По всем – кроме глубины. Из-за сверхсложных условий построенного на болотах в дельте Невы города станции и линии пришлось углублять на сотню метров. Метро в городе трёх революций открыли в 1955 году. Ныне оно протянулось на 113 километров, располагает 67 станциями и перевозит в день 2,03 миллиона пассажиров.
Люди старшего поколения без труда догадаются, что третьим обладателем советского метрополитена должен был стать Киев. И стал. Киевское метро открылось в 1960 году. Сегодня длина его составляет 70 километров, а 52 станции обслуживают 1,3 миллиона киевлян и гостей ежедневно. Это метро также располагает красивыми старыми станциями, но главная его изюминка – это выезд поезда из тоннеля прямо на днепровский метромост. С непривычки дух захватывает!
Полвека возит пассажиров и Тбилисский метрополитен. Любопытно, что, по нормативам, метрополитен в СССР полагался городу лишь при достижении статуса "миллионщика", но в столице Грузинской ССР подземка появилась задолго до необходимого достижения. Ну так это ж Тбилиси! 26,3 километра, 22 станции, 600 тысяч пассажиров в день.
Самым досадным для Казахстана метрополитеном в СССР был, конечно же, Ташкентский. Мало того что появился он аж в 1977 году, так ещё и стал первым в азиатской части страны и получил высшее признание и имя Ленина! В общем, Ташкентский метрополитен имени Ленина настойчиво мозолил глаза и был для нас сплошным расстройством! Он и ныне впереди по основным показателям: 36,2 километра, 29 станций, 150 тысяч пассажиров в день. Но сегодня, с появлением метро в Алматы, это уже не столь заметно.
Новосибирский метрополитен – ещё один пример, близкий нашему. Как по расположению, так и по темпам строительства. Более 10 лет центр Новосибирска представлял собой сплошной "метрострой" с заборами, развороченными площадями и перманентными переносами открытия. Понятна радость горожан, дождавшихся своего часа в 1986 году (ещё немного – и наши подземки стали бы ещё ближе!). Сибирское метро так и не стало массовым транспортом, ежедневно им пользуются всего 0,2 миллиона человек. Да и по размерам оно не впечатляет: 13 станций на 16 километров.
Но Алматинское метро тоже не лыком шито. Нам тоже есть чем похвастаться. И не только скоростью строительства, благодаря которому, кстати, наше метро пока лидирует среди всех бывших братских республик по молодости.
И ещё: оно входит в тройку тех подземок, которые были запущены после развала СССР (с Казанью и Днепропетровском). Что само по себе впечатляет, потому что этой тройкой метростроительные достижения на постсоветском пространстве пока что и ограничиваются.