В начале апреля президент Касым-Жомарт Токаев провёл совещание с участием премьера Бектенова, главы Нацбанка Сулейменова и других должностных лиц в связи с изменением ситуации на мировых рынках. Президент поручил в кратчайшие сроки завершить  работу над планом действий правительства в условиях финансово-экономического кризиса.

Чуть позже на встрече с казахстанскими учёными глава Казахстана признал, что текущие события в мире могут стать предвестником глобального экономического шторма, заверив, что правительство работает над минимизацией его возможных последствий для экономики Казахстана.

О сценариях развития мировой экономики

Напомним, США ввели высокие тарифы на импорт товаров, в том числе для Казахстана. Затем Штаты отсрочили своё решение, но всего на 90 дней. Поскольку некоторые отрасли ориентированы на американский рынок, такие ограничения могут стать одним из факторов влияния на экономику республики. Впрочем, основным фактором давления по-прежнему остаются мировые нефтяные рынки.

Экономист Дармен Садвакасов напомнил, что цена на нефть марки Brent уже опускалась до уровня 60 долларов за баррель, и это негативно отразится на экономике нашей страны. По этим причинам во внешней среде наблюдается очень высокая волатильность, исходящая из резких управленческих решений руководства США.

"Не исключено, что стоимость нефти может снизиться до 40 долларов за баррель. В итоге нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны, включая Казахстан, окажутся под мощным давлением. Мы знаем, что доля нефти в общем объёме экспорта Казахстана чрезвычайно высока и государственные доходы в значительной степени зависят от её продажи. Поэтому необходимо заранее подготовиться к возможному кризису, вызванному внешними факторами. Если негативный сценарий реализуется, у страны должен быть чёткий алгоритм действий. Президент уже поручил разработку антикризисного плана, и это разумный шаг", – считает он. 

По его мнению, сейчас особенно важно иметь точное представление о себестоимости добычи нефти на месторождениях, о логистике её доставки на глобальные рынки. Это требует глубокой аналитики и оценки потенциала для оптимизации расходов – как капитальных, так и операционных.

"Кроме того, необходимо пересмотреть государственные расходы и обеспечить сбалансированность бюджета. Следует учитывать устойчивость крупных предприятий, а также предусмотреть меры поддержки через институты развития, включая механизм замещающего финансирования".

Спикер подчеркнул, что в условиях глобальной нестабильности Казахстану всё труднее конкурировать за инвестиции, поскольку капитал предпочитает стабильные, предсказуемые страны с прозрачным законодательством. Даже несмотря на предоставляемые преференции крупным инвесторам, риски и неопределённость делают развивающиеся рынки менее привлекательными.

ВТО стала символом глобализма без влияния

Экономист Тимур Айсаутов считает, что предсказать, насколько глубоким и затяжным окажется надвигающийся кризис, невозможно.

"Но если Трамп не договорится с Китаем и по истечении 90 дней действительно введёт пошлины для Европы и других стран, кризис развернётся в полную силу, и мир уже не будет прежним. Политический, военный и экономический ландшафт мира кардинально изменился. Тот факт, что Трамп фактически отправил ВТО на свалку истории, показал: организация оказалась недееспособной и устаревшей, символом глобализма без реального влияния".

Эксперт прогнозирует, что большинство стран последует примеру Трампа и перейдут к протекционизму, тогда в приоритете окажется политика меркантилизма, защищающая интересы национальных экономик.

Он считает, что план действий правительства Казахстана должен быть рассчитан минимум на 3–4 года, в случае, если кризис действительно наступит. Опыт реализации национальных экономических стратегий в Казахстане показывает, что ни одна из них не обеспечила качественный рост. Поэтому у плана, который сейчас обсуждается, есть шанс стать по-настоящему действенным, в отличие от предыдущих.

Главная задача – защита национального капитала

Главным приоритетом должно стать сохранение и укрепление национального экономического капитала – финансового, производственного, торгового. 

"В первую очередь мы должны научиться защищать свои экономические ресурсы. Президент неоднократно подчёркивал: капитал должен оставаться внутри страны. Эту задачу следует расширить, сделав приоритетом ограничение оттока капитала из страны. Второе направление – реализация политики импортозамещения. Нормы ВТО уже не актуальны, но у нас остаются обязательства в рамках ЕАЭС. Сейчас необходимо использовать все возможные механизмы внутри этих обязательств, чтобы защищать внутренний рынок".

Для развития внутреннего производства и защиты от импорта уже через 1,5–2 года необходимо ставить вопрос о повышении НДС до 20%, считает эксперт.

Третье направление – максимально интегрировать национальный бизнес в государственную экономическую политику. 

"Речь идёт не о национализации, а о стратегическом соглашении между государством и бизнесом. Это основа для создания нового политико-экономического базиса. Без этого все попытки будут тщетны. Успех любой реформы, даже антикоррупционной или социальной, зависит от правильно сформулированной политико-экономической базы".

Если государство предложит бизнесу действенную платформу, то Казахстан сможет перейти к модели, реализованной в Японии, Южной Корее, Китае. Опыт этих стран показывает, что только тесное взаимодействие государства с национальным капиталом позволяет выйти на новый уровень.

"В условиях, когда США перекраивают глобальный экономический ландшафт, Казахстану необходимо осознать, что иностранные инвестиции не поднимут экономику страны. В большинстве случаев иностранный капитал носит спекулятивный характер. Цель инвесторов проста: максимизация прибыли в кратчайшие сроки. Они не заинтересованы в долгосрочном развитии, особенно в высокотехнологичных секторах. Их максимум – сырьевой сектор с вывозом непереработанных ресурсов".

Спикер убеждён, что крупнейшие промышленные конгломераты никогда не будут строить в Казахстане перерабатывающие предприятия. Исключение составляет Китай, который обязал инвесторов работать в рамках национальных стратегий стран, куда они заходят.

Если бы иностранный капитал мог развивать промышленность, то сегодня Африка и Латинская Америка были бы промышленными державами. Однако это не так. Япония, Корея, Китай добились роста за счёт национального капитала. Для подобных результатов государство должно создавать комфортные условия в первую очередь для отечественного бизнеса, а не для иностранных корпораций. Это принцип, который должен лежать в основе экономической политики Казахстана в условиях глобальной трансформации.

"Политика Трампа полностью дезавуировала призывы к либерализации национальных экономик. Он открыто реализует крайнюю форму меркантилизма, которая в скрытом виде всегда существовала в ЕС, Китае, США, Японии. Государства, не обладающие собственным стратегическим видением, включая Казахстан, поверили в миф о либерализме. Но либерализацию рынка следует проводить только в интересах внутреннего капитала. В текущих условиях Казахстан, обладая слабой экономикой, не может позволить себе следовать либеральной повестке", – предупредил Тимур Айсаутов.

Экономист уверен, что именно кризис даёт Казахстану шанс пересмотреть иллюзорные представления о глобализме и ВТО. Главная задача сегодня – защитить капитал, выстроить политико-экономическую платформу, развивать импортозамещение, создать условия для роста национального бизнеса. И только когда экономика Казахстана достигнет уровня таких стран, как Польша, Чехия, Малайзия, можно будет говорить об открытии рынков – сначала через двусторонние, затем через многосторонние соглашения.

Налоги для богатых должны быть выше

Экономист Сапарбай Жубаев разделяет мнение о том, что индустриально-инновационные программы, реализованные за годы независимости, дали очень скромные результаты и не смогли обеспечить необходимую диверсификацию. Он убеждён, что нынешняя предкризисная ситуация является следствием глубоко укоренившейся сырьевой направленности казахстанской экономики, о которой говорят ещё с 1990-х.

"Экономика, особенно в условиях олигархической модели власти, делает ставку преимущественно на сырьевые ресурсы. Поскольку именно там можно получить быструю прибыль. Но это снижает мотивацию к инвестированию в долгосрочные индустриальные проекты. В результате, когда президент крупнейшей мировой державы принимает решения в интересах своей экономики, первыми ощущают последствия развивающиеся страны, в их числе – Казахстан. Мы уже наблюдали это на фоне падения цен на нефть и ослабления тенге по отношению к доллару".

Очевидно, что для нивелирования последствий таких скачков властям страны следует активнее инвестировать перерабатывающую промышленность. И даже несмотря на то, что они будут очень рискованные, могут не дать огромных прибылей, они обеспечат стабильное развитие экономики Казахстана, считает эксперт. 

По его словам, экономические колебания неизбежны, и в будущем с ними также придётся считаться. Их влияние в первую очередь ощущает бюджет. В таких условиях укрепление бюджетной устойчивости вполне согласуется с антикризисным планом. 

Являясь частью Таможенного союза, Казахстан ограничен в возможности самостоятельно изменять таможенные ставки. Поэтому основная нагрузка должна лечь на внутренние налоги – корпоративный подоходный налог (КПН), налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также таможенные платежи, которые составляют основу доходной части бюджета.

"В нынешнем варианте проекта Налогового кодекса максимальная ставка НДС составляет 16%, однако для наиболее обеспеченных слоёв населения она могла бы быть увеличена и до 20–25%, как во многих странах. В то же время только авторитарные государства стремятся снизить этот налог, поскольку он удобен для администрирования. В отличие от КПН, который можно "оптимизировать" через завышение затрат, НДС практически невозможно скрыть. КПН также можно повысить, в частности для сырьевого и квазигосударственного секторов, вплоть до 30%. Это не станет критичным для компаний, поскольку КПН уплачивается с прибыли, а не с выручки от основной деятельности".

По расчётам экономиста, от повышения НДС пострадают бедные слои населения, их примерно 1,5–2 млн человек. За счёт повышения налогов государство должно оказать помощь данной категории.

С 2019 года власти Казахстана воздерживаются от повышения ставок КПН и НДФЛ. По мнению Сапарбая Жубаева, это объясняется тем, что "ключевые позиции в государственном управлении и бизнесе занимают одни и те же люди – представители власти, акиматов, министерств и крупного капитала. При этом именно эти группы получают наибольшую выгоду в виде триллионных прибылей, однако не проявляют готовности делиться частью доходов с обществом через налоговую систему". 

Экономист назвал необходимым пересмотр действующей системы и ограничения практик, которые подрывают экономическую эффективность и справедливость в распределении государственных ресурсов.

Госкомпании тормозят развитие экономики

Также для устойчивого экономического роста необходимо завершать инфраструктурные проекты, сокращать затраты на содержание госаппарата. Основные отрасли, которые могут и должны быть двигателями роста, – металлургия, химическая промышленность, энергетика, фармацевтика, сельское хозяйство, транспорт.

"Это очевидный приоритет. Однако существует и менее заметный, но куда более глубокий фактор, мешающий прогрессу, – чрезмерное участие государства в экономике. Доля госсектора в экономике неуклонно растёт. В 2006 году государственная доля составляла 48%, сегодня она приблизилась к 60%. Мы планомерно движемся в сторону социализма. Между тем даже в коммунистическом Китае этот показатель держится на уровне 20–22%. В развитых странах, согласно базовым принципам экономической теории, преобладает частный сектор, именно он является двигателем роста, инноваций и эффективности", – заметил Жубаев.

По словам спикера, требуется снижение роли государства за счёт широкой приватизации – как через IPO, так и альтернативные методы, вплоть до бесплатной передачи активов. 

"Из 100 крупных квазигосударственных предприятий 54 работают в убыток. Они не платят налоги, а, наоборот, получают деньги из бюджета – на повышение зарплат, представительские расходы, покупку дорогих автомобилей. При этом госкомпании искусственно завышают себестоимость, не показывают прибыль и продолжают получать дотации в условиях дефицита бюджета, когда стране приходится обращаться к средствам Национального фонда", – считает экономист.

Земля должна работать на фермеров

Также одним из недооценённых источников роста остаётся аграрный сектор. Казахстан расположен в той же климатической зоне, что и аграрные гиганты, такие как Канада, США, Украина, Россия. "Мы могли бы кормить не только Центральную, но и Южную Азию, арабский мир мукой, растительным маслом, мясом, картофелем", – считает эксперт.

Однако вместо продуктивного использования земли она часто оказывается в руках случайных владельцев и превращается в спекулятивный актив. Предлагаемое решение – передача сельхозугодий кооперативам и фермерам. "Сегодня один аким дал землю, завтра другой может отобрать. Инвесторам нужна стабильность, а не лотерея", – говорит Жубаев. 

На его взгляд, приватизация земли может стать мощным стимулом. Фермеры вкладывали бы в долгосрочные проекты, и экспорт продукции мог бы вырасти в 2–3 раза.