Киберспорт – одна из самых быстрорастущих современных индустрий. В 2018 году главный турнир по Dota 2 – The International – собрал около 15 млн зрителей по всему миру. По данным исследования компании Nielsen, средний возраст болельщиков киберспортивных турниров в западных странах – 26 лет. При этом 71% опрошенных болельщиков считают, что киберспорт станет мейнстримом в ближайшие несколько лет, а 28% думают, что киберспорт должен быть одной из дисциплин Олимпийских игр. Как же компьютерные игры превратились в зрелищный вид спорта?


Главный турнир по Dota 2 – The International / Фото с сайте joinDOTA.com

С чего всё начиналось

Можно сказать, что киберспорт возник, когда у людей появилась возможность не просто играть в компьютерные игры, а соревноваться друг с другом. Первой действительно динамичной и зрелищной игрой с командными схватками считается Doom 2. Но по-настоящему киберспортивной оказалcя многопользовательский шутер Quake, где был полностью воссоздан трёхмерный мир. Именно с появлением этой игры обычно связывают зарождение киберспорта.

В 1997 году американец Эйнджел Муньез основал Кибератлетическую профессиональную лигу (Cyberathlete Professional League, CPL) и начал проводить турниры по Quake. Любители компьютерных игр были воодушевлены: их увлечение стало зрелищным и масштабным состязанием. С 2001 года CPL стала проводить турниры и по Counter-Strike. Турниры проходили в США, Европе, Латинской Америке и Азии. По состоянию на 2006 год на соревнованиях CPL было разыграно в сумме около 3 000 000 млн призового фонда.

Муньез, “отец" киберспорта, признаётся, что на него повлиял роман Вильяма Гибсона “Neuromancer”. В нём описана компьютерная сеть, связывающая всех людей и источники информации, интерфейс которой представлен виртуальным ландшафтом. Этот ландшафт в романе назывался киберпространством. Эйнджел понял, что, играя в компьютерные игры, люди соревнуются в похожем виртуальном пространстве и при этом используют специальные навыки, постоянно “прокачивая” их. Это напомнило ему работу профессиональных спортсменов. Совместив слова “киберпространство” и “атлет”, Муньез ввёл в употребление термин “кибератлет”, который используется для обозначения профессиональных игроков по сей день. При этом кибератлетам не нужно обладать развитой мускулатурой, чтобы выигрывать соревнования.

Главная особенность киберспорта – его доступность. Возраст, пол и страна проживания не имеют значения – важны только навыки и желание развиваться.

Как киберспорт развивается в Казахстане

В начале 2000-х годов в Казахстане набирали популярность LAN-соревнования (Local Area Network – сражение по локальной сети, когда все участники находятся в одном помещении). Тогда же в стране появились и первые киберспортсмены, которые поняли, что игры – это не просто способ расслабиться и убить время, а возможность для самореализации и заработка.

В 2005 году команда k23 (Kazakhstan 2030) занимает 2-е место по Counter Strike: Source на чемпионате World Cyber Games (WCG) в Сингапуре с призовым фондом в 435 тысяч долларов. На WCG-2005 казахстанские спортсмены обошли даже Virtus.pro – знаковую для индустрии российскую команду.

К казахстанским спортсменам растёт интерес за рубежом, и это стимулирует популяризацию киберспорта и в родной стране. Например, в прошлом году команда Gambit Esports, за которую в дисциплине Counter-Strike играют три казахстанца, победила на чемпионате мира по CS:GO.


Gambit Esports

Киберспортсмен и организатор кибертурниров Бауыржан Уакбаев отмечает, что отношение к индустрии в Казахстане меняется, и возлагает на будущее казахстанского киберспорта большие надежды:

“Казахстанский киберспорт находится на стадии активного развития. Наши действующие спортсмены уже показывают хорошие результаты на мировой сцене киберспорта, что приводит к большей популярности. Перспективы у сферы огромны. Но я думаю, нам нужно ещё лет пять, чтобы страна поняла, насколько высоко влияние киберспорта на молодёжь. Подрастает поколение digital, людей, которые с компьютером на ты, все они, так или иначе, увлекаются видеоиграми. Думаю, нас ждёт взрыв популярности в сфере киберспорта.

При этом я, как организатор турниров, вижу, что с каждым мероприятием всё больше и больше аудитории смотрит, следит и ждёт новых противостояний. Радует, что сектор FMCG-продукции понемногу входит в нашу сферу. Это обоюдовыгодное сотрудничество: рекламные бюджеты киберспортивного турнира совсем не большие, по сравнению с другой медиа-активностью”.

Киберспорт становится официальным видом спорта

Международный олимпийский комитет в 2017 году принял к рассмотрению вопрос признания киберспорта олимпийским видом. Растущая популярность индустрии со временем трансформируется в поддержку на государственном уровне. Например, в 2016 году в России киберсоревнования признали официальным видом спорта. Казахстан пришёл к этому в 2018 году. Поводом стало основание некоммерческой организации Qazaq Cybersport Federation. Федерация только начала работу и основной целью считает развитие и популяризацию киберспорта как части международного спортивного движения и подготовку страны к жизни в информационном обществе. Филиалы Киберспортивной федерации открыты в 9 регионах страны.


Red Bull Content Pool

Как проходят кибертурниры

Кибертурниры мало чем отличаются по форме от обычных спортивных чемпионатов. Соревнования проходят по дисциплинам. При этом для соревнований не подойдут игры, которые содержат в себе элемент случайности, преобладающий над фактором умения играть.

Киберспортсмен и организатор кибертурниров Бауыржан Уакбаев не понаслышке знает, что значит организовать турнир. Он начал заниматься киберспортом профессионально в 2009 году, работает в команде xGame.

“Мы можем взять на себя организацию мероприятия с нуля, до самого награждения, а можем взять какую-то отдельную часть, к примеру, на последнем турнире от Red Bull – Last Champion нас привлекли как специалистов по спортивной части. На нас лежат организация финальной части мероприятия, организация online-отборов, контроль над проведением турнира, работа судей, связь с аудиторией и, конечно же, все игровые моменты.


Фото ESL Gaming

В целом кибертурнир проходит как обычное спортивное соревнование. Открывается регистрация, после отборочного этапа выявляется 2, 4, 8 или 16 (в зависимости от формата турнира) команд. Их приглашают на LAN-финал.

Самые популярные дисциплины в Казахстане – Dota 2 и CS:GO. В последнее время, на мой взгляд, в связи с успешностью таких игроков, как MuMiNo, набирает популярность дисциплина PUBG. FIFA очень популярна в стране, но, к сожалению, по ней уже давно не проходило крупномасштабных турниров.

Если говорить о сериях турниров, то такой практики тоже давно не было в нашей стране. Раньше Казахстан славился такими сериями турниров, как OSPL (Omega Sector Professional League). Данная серия турниров проводилась четыре раза в год и была самым захватывающим зрелищем в Казахстане, входила в тройку лучших киберспортивных мероприятий в СНГ. Теперь же проводятся одиночные крупные турниры по разным дисциплинам, среди последних можно выделить Almeo eSports по Dota2, Cybergames по CS:GO, отборочный этап к международному турниру WESG и Last Champion от Red Bull по дисциплине Dota2”, – рассказал Бауыржан.

Сколько можно заработать на компьютерных играх

Набравшись опыта, можно превратить увлечение в полноценный заработок. Если кибератлет играет на высоком уровне, действующие киберспортивные организации могут пригласить его к себе в команду, как в классическом спорте. Кроме того, инвесторы активно вкладываются в киберспорт. За последний год в качестве спонсоров киберспортивных мероприятий и команд выступили более 350 брендов IT-индустрии, более 100 брендов индустрии FMCG и розничной торговли, более 60 для компаний, предлагающих, онлайн-сервисы, и более 50 – среди брендов безалкогольных напитков.

Сайт E-sport Earnings оценил призовые заработки (107 турниров) игрока российской команды Gambit в дисциплине CS:GO Даурена Кыстаубаева в 290 200 долларов. Он занимает первое место в рейтинге по Казахстану. Его коллеги по команде – Рустем Телепов и Абай Хасен расположились на второй и третьей строчках. За свою карьеру они заработали 256 200 долларов и 213 100 тысяч соответственно.


Red Bull Content Pool

Что такое Red Bull Last Champion?

15 декабря впервые в Казахстане состоится чемпионат по Dota 2 – Red Bull Last Champion. В соревновании могут участвовать игроки старше 16 лет. Турнир пройдёт по классическим правилам в два этапа, состав каждой команды подразумевает пять основных игроков и одного запасного. 24 ноября стартует онлайн-отбор участников, а 2 декабря – серия игр полуфинала по системе “best of 3”. Масштабный LAN-финал пройдёт 15 декабря в большом зале театра “ARTиШОК”. Команда победителя получит поездку на этап воздушной гонки Red Bull Air Race.

Любителей киберспорта ждёт насыщенная программа: конкурс косплееров, турнир Clash Royale, фотосессии и развлекательная зона с ретро-консолями и лучшими современными игровыми технологиями.