Сюжет картины "Тараз" можно уложить в несколько слов – это история трёх таразских парней, попавших в переделку и вынужденных бежать из родного города в Алматы. Чем это заканчивается, несложно представить – ведь парни-то из Тараза, а там долго не шутят. Перефразируя цитату из русского "Бумера", к параллелям с которым мы ещё вернёмся, "это не они такие, это жизнь в маленьких городах такая".

У Нуртаса Адамбая есть хорошее профессиональное качество: он не почивает на собственных лаврах, а от картины к картине старается расти и делать то, что раньше не пробовал. На этот раз автор "Келинки Сабины" и "Побега из аула: Операция Махаббат" решил выйти за рамки хорошо известной ему области – комедии и попробовать снять настоящую драму. Получилось, надо сказать, сносно, если не сказать хорошо. Уж точно намного лучше, чем вы того ждали от автора комедий.


Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз" / facebook.com

Впрочем, избавиться от богатого комедийного прошлого у автора до конца не получается – в новой картине есть несколько юмористических сцен и эпизодов, которые следовало бы безжалостно вырезать, ведь не место шуткам там, где эмоциональный накал сцен должен быть на пределе и такая драма разворачивается, что не до смеха. Не будем спойлерить, но вы эти сцены узнаете в картине без труда. К тому же в "Таразе" есть два персонажа, которые явно не из этой оперы – они как случайно заблудившиеся в этой драме люди. Эти парни путешествуют по картине, оставляя за собой кровавый след без особой на то мотивации, а то, что "честь нашей семьи опозорена" выглядит как-то средневеково и не к месту юмористически.

Хотя Нуртас не учился писать сценарии в каком-нибудь творческом вузе и у него нет диплома сценариста, но он точно чувствует среду, хорошо понимает людей, которые живут вокруг него и, являясь носителем того самого "народного гена", выносит на экран то, что близко и понятно местному населению, нашу реальную жизнь и героев, которые живут рядом с нами – жителей провинции, приехавших в большой город за деньгами, горячих южных парней, сразу лезущих в драку, а в случае чего – тут же достающих огнестрельное оружие.

Именно поэтому даже предельно простая по форме и местами вторичная по содержанию картина выглядит любопытно. Это вроде как неспециальная попытка исследовать мир жителя маленького, уютного города, среднестатистического казахского мужчины. Он полезет в драку в ночном клубе на, казалось бы, ровном месте, устроит сцену ревности своей (точнее, как он предполагает, своей) женщине, будет заботиться о родных, от души встречать друзей своих друзей, страдать, что сына воспитывает чужой дядя и т. д. Интересно, как в картине Нуртаса раскрывается истинная темпераментная натура казахского народа: здесь многое решает страсть, влюблённость. Фильму симпатизируешь, потому что он настоящий.


Трейлер картины "Тараз"


Из очевидных плюсов картины – это конечно же отличный кастинг (впрочем, если бы довольный жизнью Нуртас – и этого на экране не скроешь – уступил бы своё место другому актёру, было бы ещё лучше). Актёры в фильме хороши: испоняющие главные роли Еркебулан Дайыров и Асан Мажитов, а также те, кто играет во второстепенных ролях – Нуржан Садыбеков, Толепберген Байскалов, Жандос Айбасов. И пусть для Еркебулана роль несправедливо обиженного боксёра – уже своего рода клише (мы же помним фильм "Жол" Жасулана Пошанова), он, конечно, солирует.

Ещё одна сильная сторона "Тараза" – это операторская работа. Половина успеха всех картин Нуртаса безусловно принадлежит прекрасному и самому, пожалуй, востребованному сегодня оператору – Азамату Дулатову. Судя по результату, Нуртас не ограничивает оператора, и тот вкладывает в картину своё видение. По начальным кадрам видно, что Азамат, похоже, вдохновлялся "Таксистом" Мартина Скорсезе.

Отношению к сценарию противоречивое. С одной стороны, он хорош – общая сюжетная канва с флэшбэками в целом неплоха, и прекрасных драматичных сцен достаточно, да и финал (точнее предфинал) хорош. Но всё же есть очевидные недоработки, из-за которых стоило бы отдать материал профессиональному сценаристу или риддеру, который бы доработал сюжетные линии и мотивацию героев довёл до ума, добавил бы ещё красок в характеры и довёл бы аудиторию до слёз, как в любой драме. Добавляет эмоций прекрасная музыка к фильму от Галымжана Молданазара.


Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз" / facebook.com

Из минусов ещё то, что, конечно, "Тараз" уж очень напоминает российский фильм "Бумер", автор которого недавно приезжал в Алматы: там практически и завязка примерно та же – все оказываются в бегах из-за какой-то глупости и неумения контролировать эмоции. На протяжении всего сеанса мысль о "Бумере", хотя все там ездят на Мерседесе, вас не покидает. Примеры можно привести, но боимся пересказать фильм так, что будет неинтересно смотреть. Впрочем, к вторичности мы так привыкли, что и не считаем это грехом.

Что касается Тараза, то никаких особых узнаваемых таразских мест мы там не увидели, ведь фильм "Тараз" – это не дань городу, а скорее, универсальный портрет всех городов-не-столиц и их жителей. Остаётся лишь добавить, что "Тараз", как и писал informburo.kz, уже получил две награды на Genre Celebration Film Festival в Лос-Анджелесе в номинациях "Лучший драматический фильм" и "За лучшую операторскую работу". Думаю, не зря.