Какие возможности даёт "Открытое правительство" для граждан
Открытое правительство
"Открытое правительство" – проект относительно новый: ему чуть больше года, поэтому многие казахстанцы ещё не успели как следует разобраться, что это такое и для чего он нужен. Вместе с тем, как отмечают в Министерстве информации и коммуникаций, этот проект даёт большие возможности, нужно только научиться их использовать. Глава профильного ведомства выступил на очередной специальной пресс-конференции в Правительстве, посвящённой реализации Плана нации "100 конкретных шагов", и подробно рассказал, в чём заключается уникальность "Открытого правительства".
"Открытое правительство" – это уникальный шаг нашего государства навстречу демократизации общества. Вы можете себе представить, что мы теперь будем обязаны все бюджеты государственных органов публиковать? Каждый из вас может зайти на сайт и посмотреть, какие бюджеты у каких госорганов. Кроме определённых, под грифом "секретно", все остальные данные открыты", – отметил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
По факту "Открытое правительство" – это интернет-ресурсы, на которых любой желающий в онлайн-режиме может получить доступ к обширной базе данных государственных органов. Цель проекта – создание прозрачного, подотчётного государства, расширение прав и возможностей граждан в управлении государством, усиление борьбы с коррупцией, а также использование новых технологий для повышения эффективности государственного управления. Создание портала стало возможным после того, как в стране был принят Закон "О доступе к информации", который вступил в силу с 1 января 2016 года. В данном законе закреплены нормы по размещению общедоступной информации на порталах "Открытого правительства".
Открытое правительство состоит из 5 компонентов:
- открытые данные;
- открытые НПА;
- открытый диалог;
- открытые бюджеты;
- оценка эффективности деятельности госорганов.
Министр информации и коммуникаций отдельно остановился на каждом из компонентов. Говоря об "открытых данных", Даурен Абаев признал, что этот раздел ещё далёк от совершенства, однако уже сейчас он даёт большие возможности, в том числе для создания удобных мобильных приложений.
"Мы признаём сложности в использовании этих данных, сейчас мы над этим как раз большую работу проводим, чтобы облегчить использование информации, которая там находиться. Сложно, конечно, если человек не разбирается, но я приведу вам простой пример. Допустим, акимат будет вывешивать туда информацию по количеству маршрутов какого-то автобуса, который проходит с какой-то периодичностью. На основе этих данных любой человек может создать продукт – мобильное приложение, к примеру – который даёт возможность иметь на руках полную информацию о том, когда и через какое время придут автобусы. Очень удобно, главное, чтобы наше население сейчас научилось этим пользоваться", – прокомментировал глава профильного ведомства.
"Открытые НПА" – раздел, где публикуются все нормативно-правовые акты, прежде чем они будут официально утверждены и получат статус действующего документа. С помощью этого раздела граждане могут своевременно ознакомиться с той или иной инициативой государства и высказать своё мнение, тем самым повлияв на окончательную редакцию документа.
"Это очень ценно для людей, которые работают в определённой сфере. Допустим, наш проект – законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций", который мы сейчас внесли в Мажилис. На протяжении двух недель мы должны были его вывешивать, и всё это время люди могут писать свои замечания. Мы это два раза делали: когда создавалась концепция и когда сам законопроект был готов. Это прекрасная возможность у вас – профессионального сообщества, у ваших руководителей: посмотреть и внести свои замечания в эту работу. В принципе, этот процесс никогда не останавливается", – уточнил Даурен Абаев.
Портал "Открытый диалог" – это площадка для установления эффективной обратной связи между государственными органами и обществом. Сегодня на портал поступило более 191 тысячи обращений, из них на 140 тысяч, по данным министерства, представлены ответы.
"Открытый диалог" означает, что любой государственный чиновник высокого уровня обязан ответить на ваши вопросы, которые поступают на портал", – пояснил министр информации и коммуникаций.
Раздел "Открытые бюджеты" создан для того, чтобы общество могло самостоятельно контролировать расход бюджетных средств. На портале опубликовано около 13 тысяч проектов бюджетных программ, а также отчёты об их реализации за истекший финансовый год.
В разделе "Оценки эффективности деятельности государственных органов" размещены 11 отчётов о достижении целевых индикаторов стратегических планов госорганов и 135 отчётов о реализации программ развития территорий с возможностью их публичного обсуждения.
Правительство для граждан
Государственная корпорация "Правительство для граждан" – ещё один проект Министерства информации и коммуникаций, который реализуется в рамках Плана нации "100 конкретных шагов". Проект направлен на качественное оказание государственных услуг. На данный момент из 723 услуг, которые предоставляет государство, через "Правительство для граждан" можно получить 548 из них.
"Люди не будут ходить по госорганам – они будут приходить к единому оператору "Правительства для граждан", фронт-офисы, которого сегодня ЦОНы. Это означает, что любая госуслуга, которая попадает в реестр оказания госкорпорации, она автоматически упрощается - этот процесс мы автоматизируем", - пояснил глава МИК.
Структура госкорпорации объединяет порядка 350 фронт-офисов по всей стране, в которых работают более 20 000 сотрудников, ежегодно оказывая свыше 37 миллионов услуг. По официальным данным, за І полугодие 2017 года "Правительством для граждан" оказано более 21 млн услуг, в том числе более 14 млн или 67% – в электронном формате.
Особое внимание, по словам главы профильного министерства, уделяется созданию безбарьерной среды и обеспечению комфорта для лиц с ограниченными возможностями: фронт-офисы оборудованы пандусами, кнопками вызова, подъёмными механизмами, ведётся работа по оснащению тактильными табличками для слабовидящих. Проводится работа по обучению работников навыкам и принципам коммуникации с лицами, имеющими ограниченные возможности. На сегодняшний день 869 работников владеют жестовой речью. Кроме того, лицам с ограниченными возможностями было оказано 25 тысяч услуг с выездом на дом. Услуги с доставкой планируется оказывать и жителям дальних уголков страны.
"Мобильный отдел госкорпорации – это автомобили, которые будут ездить в отдалённые районы, в дальние сёла, где нет ЦОНов, чтобы люди сами не ездили в райцентры, города. Машины со специалистами будут выезжать по заказу акиматов", – объяснил Даурен Абаев.
Дальнейшее развитие госкорпорации планируется осуществлять по следующим направлениям
- Внедрение проактивного принципа оказания государственных услуг.
- Получение электронных государственных услуг без ЭЦП и снижение количества справок, выдаваемых через ЦОН на бумаге.
- Развитие инфраструктуры фронт-офисов госкорпорации.
Какие опасения, связанные с новым Трудовым кодексом, оказались напрасными, ранее на пресс-конференции в Правительстве рассказала министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.
Представители Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции рассказали, как с отечественной госслужбы смывают клеймо коррумпированности.
Пошаговый отчёт сделали и главы Министерства культуры и спорта и Министерства по делам религий и гражданского общества. На этой пресс-конференции стало известно, что ведомства приступают к модернизации общественного сознания.