Как обучают вертолётчиков в Казахстане. Фоторепортаж
Корреспондент informburo.kz побывал на Бурундайском аэродроме под Алматы, где проходят лётную практику курсанты Академии гражданской авиации. Они обучаются мастерству пилотирования вертолёта на базе авиационного учебного центра Sky School – единственного подобного заведения в Центральной Азии. Предполагается, что в ближайшие годы молодые лётчики придут на работу в казахстанские авиакомпании и государственные структуры, эксплуатирующие вертолётную технику.
Авиационный учебный центр Sky School был создан четыре года назад после соответствующего решения правительства. В 2014 году на совещании у премьер-министра обсуждалась казахстанская вертолётная индустрия. Было признано, что она находится в плачевном состоянии.
Хотя в стране и работало множество авиакомпаний, эксплуатирующих вертолётную технику, развиваться они не могли из-за хронической нехватки профессиональных пилотов. Их подготовка за рубежом стоила немалых средств, которых у многих, особенно небольших частных организаций просто не было. В Казахстане же вертолётчиков готовили только для силовых структур на базе Военного института СВО. А на базе Академии гражданской авиации готовили только пилотов, которые летали на самолётах.
Тогда и было принято решение создать на базе Академии гражданской авиации отечественную школу вертолётчиков. Специалисты академии разработали нормативную документацию совместно с авиакомпанией Sky Service, базирующейся в Алматы на аэродроме Бурундай. Через некоторое время здесь же был открыт учебный центр, и началась подготовка авиационных специалистов. Сегодня Sky School является единственным подобным заведением в Центральной Азии, где специалистов готовят по европейским стандартам.
– В 2014-м мы прошли международный аудит, его проводил директор Bертолётной академии Франции (DCI) Жан-Жак Шино, – рассказывает директор Sky School Валентин Литвинов. – Мы выполнили ряд его рекомендаций. Далее – сертифицировались и в 2015 году приступили к лётной подготовке студентов Академии гражданской авиации. Одновременно в этом учебном заведении появилась специальность "пилот вертолёта".
– Вначале было не более шести курсантов. В 2016-м году мы взяли ещё девять человек, студентов академии. Первый выпуск у нас был в 2017 году – шесть студентов. Сейчас все они работают в "Казавиаспасе" и летают на вертолётах EC145.
– В этом году мы выпустили ещё девять человек, – сообщил Валентин Литвинов. – Все они трудоустроены. Продолжаем выполнять полёты со студентами Академии гражданской авиации второго и третьего курсов. Третий курс уже закончил лётную подготовку, студенты второго летают. На сегодняшний день семь курсантов уже выполнили самостоятельные полёты. Среди студентов – две девушки. Одна уже выполнила самостоятельный полёт.
Назель Нургалиевой 19 лет, она родом из Семея. Пойти в авиацию, по словам девушки, ей посоветовали в 10 классе. Поступила в Академию гражданской авиации. Сначала думала, что будет летать на самолётах. Затем узнала, что в академии теперь есть специальность "пилот вертолёта". Перевелась на втором курсе. Вертолёты, по словам Назель, ей более интересны.
– Во-первых, красивые виды: вертолёт летает близко к земле. Кроме того, вертолёт более интересный в технике пилотирования, на нём летать гораздо сложнее, чем на самолёте. Вертолётчики у нас востребованы, проще найти работу, – говорит девушка.
– Сегодня вылетела самостоятельно. Вначале страшно было – думала, что не готова. Но меня допустили, – делится впечатлениями Назель. – Без инструктора на борту все-таки как-то всё по-другому. Волновалась очень.
Первый самостоятельный полёт курсанты выполняют по самой простой программе – взлёт, движение по кругу и посадка. Высота около 150 метров. Диаметр круга – четыре километра. Перед самостоятельным вылетом программу многократно проходят с инструктором на борту. Все тренировочные полёты выполняются на лёгком транспортном вертолёте Bell-206 американской авиастроительной корпорации Bell Textron.
– Нам ещё два года осталось отучиться. Практику будем здесь проходить следующим летом. Думаю, остаться в Алматы. Дальше – как получится. В ближайшем будущем Sky Service планирует принять на работу несколько пилотов. Хотела бы остаться в этой компании. Если пригласят, пойду работать в "Казавиаспас", – поделилась планами Назель Нургалиева.
– Мы получаем хорошую поддержку как со стороны Академии гражданской авиации, так и от профильного комитета в правительстве. Нас непосредственно курирует Тоты Амирова, постоянно интересуется, как идут дела, – продолжает рассказ директор Sky School.
Программа первоначальной подготовки на вертолётах в Sky School составлена в соответствии с регламентирующими документами ICAO и полностью соответствует европейской системе PART-FCL. Это 350 часов теории, сдача экзаменов. Далее идёт наземная тренажёрная подготовка и 135 часов налёта на вертолёте. Курсанты, как правило, начинают выполнять самостоятельные полёты после 17-18 часов налёта с инструкторами.
– Почти все наши курсанты – второй курс – продолжают свою лётную деятельность в государственных структурах. Это Министерство обороны, пограничная авиация и авиация Национальной гвардии. Они видят в этом для себя большие перспективы, – сообщил Валентин Литвинов. – Со своей стороны мы хотели бы заинтересовать наши силовые структуры, чтобы они обратили внимание на нашу школу. У нас очень большой налёт для курсантов. Мы в этом не отстаём от европейской системы. Например, в Вертолётной академии Франции тот же самый налёт. У нас даже больше – 135 часов, а у них – 122.
– Весь наш инструкторский состав – бывшие военные. Система подготовки такая же, как в своё время и нас обучали в военных училищах. Было бы очень хорошо, если бы представители силовых ведомств приехали к нам, ознакомились с нашей подготовкой и были бы заинтересованы в приглашении наших курсантов для прохождения службы, – уверен директор лётного центра. – В настоящее время вертолётчиков для силовых структур Казахстана обучают в Военном институте СВО в Актобе. Но там низкий налёт, нехватка авиационной техники. Можно было бы проводить первоначальную подготовку у нас – обучать курсантов летать на однодвигательном вертолёте, а затем уже продолжать в Актобе на более сложных машинах с двумя двигателями, например, на Ми-8/17.
По словам Валентина, вертолётчики для нашей армии обучаются ещё в России – в Сызранском авиационном училище. Но там могут принять ограниченное число наших курсантов – россиянам необходимо готовить кадры для своих Вооружённых сил. Кроме того, стоимость обучения для иностранцев там высокая. Курсанты выполняют 130-140 часов налёта.
– Если научился летать на Bell-206, то можешь потом летать на любых типах. У него газотурбинный двигатель, вертолёт сложнее в управлении – после него любая вертолётная техника осваивается очень быстро. Наших выпускников смело можно брать на Ми-8/17 вторыми пилотами, – уверен директор авиационного центра.
Курсанты казахстанской Академии гражданской авиации обучаются в Sky School на гранты Министерства по инвестициям и развитию. Здесь также обучаются частные пилоты. На сегодняшний день центр подготовил двух человек. Они успешно летают, берут в аренду вертолётную технику. Один из бывших курсантов переучился на EC 130 и сейчас свободно выполняет на нем полёты. Эти люди – любители авиации. Но удовольствие весьма недешёвое. Полный курс подготовки стоит 120 тыс евро. Впрочем, к примеру, во Франции, подготовка коммерческого пилота на вертолётах EC 120 (это аналог Bell-206) cтόит для гражданина Франции 270 тыс евро, для нерезидента – 360 тыс евро.
В Sky School работают трое инструкторов, двое из них – пилоты-экзаменаторы. Как сообщил Валентин Литвинов, в настоящее время проходит подготовка третьего пилота-экзаменатора. И в этом году приступит к работе четвёртый инструктор. Возможно, увеличится и число студентов. На данный момент в учебной центре три вертолёта, завершается ремонт четвёртого.
Двое курсантов выпуска 2018 года пойдут работать в компанию Aeroprakt, семь – в "Казавиаспас". Планируются, что выпускники авиационного центра в дальнейшем будут трудоустроены в авиакомпанию ВКО (Восточно-Казахстанская область), Aeroprakt и в "Казавиаспас", а также, возможно, в авиакомпанию "Евразия". Примечательно, что расширение штата планируется как в "Казависпасе", так и авиационном подразделении Национальной гвардии. В ближайшее время там тоже потребуются вертолётчики.