Прямой эфир Новости спорта

Как обучают вертолётчиков в Казахстане. Фоторепортаж

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Репортаж из Sky School, где сейчас проходят лётную практику курсанты Академии гражданской авиации.

Корреспондент informburo.kz побывал на Бурундайском аэродроме под Алматы, где проходят лётную практику курсанты Академии гражданской авиации. Они обучаются мастерству пилотирования вертолёта на базе авиационного учебного центра Sky School – единственного подобного заведения в Центральной Азии. Предполагается, что в ближайшие годы молодые лётчики придут на работу в казахстанские авиакомпании и государственные структуры, эксплуатирующие вертолётную технику.


Буксировка вертолёта Bell-206B3

Буксировка вертолёта Bell-206B3 / Фото Григория Беденко


Авиационный учебный центр Sky School был создан четыре года назад после соответствующего решения правительства. В 2014 году на совещании у премьер-министра обсуждалась казахстанская вертолётная индустрия. Было признано, что она находится в плачевном состоянии.


Курсанты Академии гражданской авиации с пилотом-инструктором Кайратом Куангалиевым

Курсанты Академии гражданской авиации с пилотом-инструктором Кайратом Куангалиевым / Фото Григория Беденко


Хотя в стране и работало множество авиакомпаний, эксплуатирующих вертолётную технику, развиваться они не могли из-за хронической нехватки профессиональных пилотов. Их подготовка за рубежом стоила немалых средств, которых у многих, особенно небольших частных организаций просто не было. В Казахстане же вертолётчиков готовили только для силовых структур на базе Военного института СВО. А на базе Академии гражданской авиации готовили только пилотов, которые летали на самолётах.


Подготовка борта к тренировочным полётам

Подготовка борта к тренировочным полётам / Фото Григория Беденко


Тогда и было принято решение создать на базе Академии гражданской авиации отечественную школу вертолётчиков. Специалисты академии разработали нормативную документацию совместно с авиакомпанией Sky Service, базирующейся в Алматы на аэродроме Бурундай. Через некоторое время здесь же был открыт учебный центр, и началась подготовка авиационных специалистов. Сегодня Sky School является единственным подобным заведением в Центральной Азии, где специалистов готовят по европейским стандартам.




Валентин Литвинов, директор авиационного учебного центра Sky School

Валентин Литвинов, директор авиационного учебного центра Sky School / Фото Григория Беденко


– В 2014-м мы прошли международный аудит, его проводил директор Bертолётной академии Франции (DCI) Жан-Жак Шино, – рассказывает директор Sky School Валентин Литвинов. – Мы выполнили ряд его рекомендаций. Далее – сертифицировались и в 2015 году приступили к лётной подготовке студентов Академии гражданской авиации. Одновременно в этом учебном заведении появилась специальность "пилот вертолёта".


Bell-206B3 поднимается в небо с пилотом-инструктором и курсантом на борту

Bell-206B3 поднимается в небо с пилотом-инструктором и курсантом на борту / Фото Григория Беденко




– Вначале было не более шести курсантов. В 2016-м году мы взяли ещё девять человек, студентов академии. Первый выпуск у нас был в 2017 году – шесть студентов. Сейчас все они работают в "Казавиаспасе" и летают на вертолётах EC145.


Пилот-инструктор Дмитрий Задорожный руководит действиями курсанта

Пилот-инструктор Дмитрий Задорожный руководит действиями курсанта / Фото Григория Беденко


– В этом году мы выпустили ещё девять человек, – сообщил Валентин Литвинов. – Все они трудоустроены. Продолжаем выполнять полёты со студентами Академии гражданской авиации второго и третьего курсов. Третий курс уже закончил лётную подготовку, студенты второго летают. На сегодняшний день семь курсантов уже выполнили самостоятельные полёты. Среди студентов – две девушки. Одна уже выполнила самостоятельный полёт.


Назель Нургалиева, курсант Академии гражданской авиации РК

Назель Нургалиева, курсант Академии гражданской авиации РК / Фото Григория Беденко


Назель Нургалиевой 19 лет, она родом из Семея. Пойти в авиацию, по словам девушки, ей посоветовали в 10 классе. Поступила в Академию гражданской авиации. Сначала думала, что будет летать на самолётах. Затем узнала, что в академии теперь есть специальность "пилот вертолёта". Перевелась на втором курсе. Вертолёты, по словам Назель, ей более интересны.


C борта вертолета открываются живописные виды окрестностей Алматы

C борта вертолёта открываются живописные виды окрестностей Алматы / Фото Григория Беденко


– Во-первых, красивые виды: вертолёт летает близко к земле. Кроме того, вертолёт более интересный в технике пилотирования, на нём летать гораздо сложнее, чем на самолёте. Вертолётчики у нас востребованы, проще найти работу, – говорит девушка.


Отработка пилотажных фигур курсантом

Отработка пилотажных фигур курсантом / Фото Григория Беденко


– Сегодня вылетела самостоятельно. Вначале страшно было – думала, что не готова. Но меня допустили, – делится впечатлениями Назель. – Без инструктора на борту все-таки как-то всё по-другому. Волновалась очень.




Парная посадка для смены экипажей
Парная посадка для смены экипажей / Фото Григория Беденко

Первый самостоятельный полёт курсанты выполняют по самой простой программе – взлёт, движение по кругу и посадка. Высота около 150 метров. Диаметр круга – четыре километра. Перед самостоятельным вылетом программу многократно проходят с инструктором на борту. Все тренировочные полёты выполняются на лёгком транспортном вертолёте Bell-206 американской авиастроительной корпорации Bell Textron.


Пилот-инструктор Кайрат Куангалиев и курсант Бибихан Турусбекова

Пилот-инструктор Кайрат Куангалиев и курсант Бибихан Турусбекова / Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


– Нам ещё два года осталось отучиться. Практику будем здесь проходить следующим летом. Думаю, остаться в Алматы. Дальше – как получится. В ближайшем будущем Sky Service планирует принять на работу несколько пилотов. Хотела бы остаться в этой компании. Если пригласят, пойду работать в "Казавиаспас", – поделилась планами Назель Нургалиева.


Первый самостоятельный вылет

Первый самостоятельный вылет / Фото Григория Беденко


– Мы получаем хорошую поддержку как со стороны Академии гражданской авиации, так и от профильного комитета в правительстве. Нас непосредственно курирует Тоты Амирова, постоянно интересуется, как идут дела, – продолжает рассказ директор Sky School.


В небе над аэродромом

В небе над аэродромом / Фото Григория Беденко


Программа первоначальной подготовки на вертолётах в Sky School составлена в соответствии с регламентирующими документами ICAO и полностью соответствует европейской системе PART-FCL. Это 350 часов теории, сдача экзаменов. Далее идёт наземная тренажёрная подготовка и 135 часов налёта на вертолёте. Курсанты, как правило, начинают выполнять самостоятельные полёты после 17-18 часов налёта с инструкторами.


Перерыв на дозаправку

Перерыв на дозаправку / Фото Григория Беденко


– Почти все наши курсанты – второй курс – продолжают свою лётную деятельность в государственных структурах. Это Министерство обороны, пограничная авиация и авиация Национальной гвардии. Они видят в этом для себя большие перспективы, – сообщил Валентин Литвинов. – Со своей стороны мы хотели бы заинтересовать наши силовые структуры, чтобы они обратили внимание на нашу школу. У нас очень большой налёт для курсантов. Мы в этом не отстаём от европейской системы. Например, в Вертолётной академии Франции тот же самый налёт. У нас даже больше – 135 часов, а у них – 122.


Технику курсанты обслуживают сами

Технику курсанты обслуживают сами / Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


Весь наш инструкторский состав – бывшие военные. Система подготовки такая же, как в своё время и нас обучали в военных училищах. Было бы очень хорошо, если бы представители силовых ведомств приехали к нам, ознакомились с нашей подготовкой и были бы заинтересованы в приглашении наших курсантов для прохождения службы, – уверен директор лётного центра. – В настоящее время вертолётчиков для силовых структур Казахстана обучают в Военном институте СВО в Актобе. Но там низкий налёт, нехватка авиационной техники. Можно было бы проводить первоначальную подготовку у нас – обучать курсантов летать на однодвигательном вертолёте, а затем уже продолжать в Актобе на более сложных машинах с двумя двигателями, например, на Ми-8/17.


После дозаправки полёты продолжаются

После дозаправки полёты продолжаются / Фото Григория Беденко


По словам Валентина, вертолётчики для нашей армии обучаются ещё в России – в Сызранском авиационном училище. Но там могут принять ограниченное число наших курсантов – россиянам необходимо готовить кадры для своих Вооружённых сил. Кроме того, стоимость обучения для иностранцев там высокая. Курсанты выполняют 130-140 часов налёта.


Пилот-инструктор Дмитрий Задорожный и курсант Ельдос Бактыбай

Пилот-инструктор Дмитрий Задорожный и курсант Ельдос Бактыбай / Фото Григория Беденко


– Если научился летать на Bell-206, то можешь потом летать на любых типах. У него газотурбинный двигатель, вертолёт сложнее в управлении – после него любая вертолётная техника осваивается очень быстро. Наших выпускников смело можно брать на Ми-8/17 вторыми пилотами, – уверен директор авиационного центра.


Лётная практика у курсантов будет проходить до конца октября

Лётная практика у курсантов будет проходить до конца октября / Фото Григория Беденко


Курсанты казахстанской Академии гражданской авиации обучаются в Sky School на гранты Министерства по инвестициям и развитию. Здесь также обучаются частные пилоты. На сегодняшний день центр подготовил двух человек. Они успешно летают, берут в аренду вертолётную технику. Один из бывших курсантов переучился на EC 130 и сейчас свободно выполняет на нем полёты. Эти люди – любители авиации. Но удовольствие весьма недешёвое. Полный курс подготовки стоит 120 тыс евро. Впрочем, к примеру, во Франции, подготовка коммерческого пилота на вертолётах EC 120 (это аналог Bell-206) cтόит для гражданина Франции 270 тыс евро, для нерезидента – 360 тыс евро.


Дмитрий Задорожный проводит разбор полётов

Дмитрий Задорожный проводит разбор полётов / Фото Григория Беденко



Фото Григория Беденко


В Sky School работают трое инструкторов, двое из них – пилоты-экзаменаторы. Как сообщил Валентин Литвинов, в настоящее время проходит подготовка третьего пилота-экзаменатора. И в этом году приступит к работе четвёртый инструктор. Возможно, увеличится и число студентов. На данный момент в учебной центре три вертолёта, завершается ремонт четвёртого.


После полётов курсанты закатывают машину в ангар

После полётов курсанты закатывают машину в ангар / Фото Григория Беденко


Двое курсантов выпуска 2018 года пойдут работать в компанию Aeroprakt, семь – в "Казавиаспас". Планируются, что выпускники авиационного центра в дальнейшем будут трудоустроены в авиакомпанию ВКО (Восточно-Казахстанская область), Aeroprakt и в "Казавиаспас", а также, возможно, в авиакомпанию "Евразия". Примечательно, что расширение штата планируется как в "Казависпасе", так и авиационном подразделении Национальной гвардии. В ближайшее время там тоже потребуются вертолётчики.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров