Как из Казахстана изгнали "ядовитое" китайское пиво
В начале 1990 годов наше юношество, поголовно переодевшееся в спортивные костюмы "адидас" (китайской фабрикации) дополнило свой облик ещё одним непременным аксессуаром – початой бутылкой сделанного в том же Китае пива. Впрочем, любви к пенному змию из Синьцзяна были покорны все возрасты тогдашних любителей. Знатоки ценили не только низкую цену импортного напитка, но и его (соответствующие массовым запросам) вкусовые качества. Китайское пиво незаметно, быстро и окончательно (как казалось) стало элементом бытия казахстанцев.
Гром среди ясного неба прогремел летом 1995-го, залпом из спаренного ствола двух "Караванов" (в те годы всенародно любимая газета, наряду с привычной "толстушкой", выходила ещё и в ежедневном варианте), начинённых боезарядами сведений, полученных от неких "торгово-санитарных инспекторов". Оказалось, что под видом пива китайцы пичкали простодушных казахстанцев всякой опасной для жизни гадостью – так что (мороз по коже!) самые доверчивые даже поплатились жизнью!
Сообщение, вызвавшее панику у обывателя и здоровый скепсис у искушённых граждан, привело к подозрительно быстрой реакции властей – несмотря на незавершившуюся проверку, ввоз китайского пива в Казахстан был полностью остановлен. Последовавшая экспертиза выявила даже "источник отравления" – потерпевшие подверглись воздействию яда аконита, с помощью которого ещё в Древнем Риме казнили приговорённых к смерти. Откуда он взялся в пиве?
Чтобы не обвинять китайцев в сознательном отравлении казахстанцев, было пущено весьма правдоподобное объяснение – дескать, по халатности и недомыслию китайские пивовары "спутали" корень аконита с корнем солодки. Вот, мол, какие недотёпы!
Благодаря продуманной пропаганде в средствах массовой информации, в общественном сознании среднего потребителя живенько сформировался и образ китайской пивоварни - этакая полузавалившаяся фанза, в тёмных недрах которой неумытые субъекты разливают в грязные бутылки недобродившее зелье. Чего уж с этих китайцев требовать?
Между тем, сама абсурдность ситуации и слаженность, с которой велось в Казахстане "очернение" светлого образа светлого китайского пива, с самого начала всей этой истории ясно указывали на то, что мы имели дело с очередной, хорошо продуманной локальной операцией на ограниченном участке экономического фронта. И падкие на сенсации журналисты были лишь крохотными винтиками (так хотелось думать) в чьей-то большой и сложной игре.
Чтобы убедиться в справедливости очевидного, мне в том же 1995-м удалось побывать в "логове врага" – у синьцзянских пивоваров. Производители по ту сторону границы пребывали в унынии и растерянности.
– Почему так? – с горечью вопрошал удручённый товарищ Ян, замначальника легпрома СУАР. И тут же сам отвечал на свой вопрос. – В 93 году мы поставили на экспорт 2000 тонн пива, 94-м – 8750, а в нынешнем 95-м успели вывезти 35 000 тонн. И 80 процентов из них – к вам, в Казахстан. Мы видели, что наше пиво значительно потеснило конкурентов на вашем рынке именно благодаря своему высокому качеству и низкой цене.
В сопредельной провинции Китая в те годы функционировало 14 пивзаводов, работали они в основном на внутренний рынок – китайцы в начале своей Реформы стали одними из самых завзятых любителей пива в мире. Самым крупным в регионе был Синьцзянский пивзавод, на южной окраине Урумчи. Он, надо сказать, менее всего напоминал тот образ "грязной фанзы", который был сформирован нашими СМИ. Огромные корпуса, современные линии, часть которых была поставлена из Германии и Дании, компьютеризация процесса, многократный контроль за качеством на всех этапах – начиная от чистоты бутылок и кончая расфасовкой по коробкам. Всё это я видел собственными глазами.
– Если бы наше пиво оказалось отравленным, то число жертв было бы несопоставимо больше! – Главный инженер завода, товарища Му, пивовар с двадцатилетним стажем, тоже не скрывал своего недоумения. – Ведь по технологии из одной бочки пиво разливается в 150 000 бутылок. А технология эта, как и стандарты, в КНР одинаковы с таковыми же в Германии и Чехии. В нашей стране, где производят много миллионов тонн пива в год, не было зафиксировано ни одного случая отравления.
Это был не первый случай "недобросовестной конкуренции" в отношении Китая, потому-то возможность честно конкурировать с китайскими производителями в те годы вообще серьёзно не рассматривалась. А потому борьба за рынок (свой рынок!) велась не очень чистыми методами.
К тому времени, напомню, уже "выяснилось", что:
- китайский сахар оказался вдруг абсолютно "несладким";
- китайская жевательная резинка "приводила к повальной потере потенции";
- китайские игрушки были признаны "опасными для здоровья".
Но если китайские игрушки всё равно оказались незаменимыми, а своя сахарная промышленность у нас не восстановилась до сих пор, то в "войне за пиво" – победа осталась за нами.
А методы… А чего? Нормальные методы эпохи, которыми широко пользуются в мировой торговле даже самые признанные лидеры.