Журналист Григорий Беденко провёл один день в Алматинском международном аэропорту, который в тесном взаимодействии с национальным авиаперевозчиком разработал систему защитных противоэпидемических мер.


Алматинский международный аэропорт сегодня работает более интенсивно / Фото Григория Беденко

Отечественная коммерческая авиация, как и в большинстве стран мира, восстанавливает былой потенциал с учётом коронакризисных норм. 1 мая Air Astana восстановила авиасообщение между столицей республики и крупнейшим городом Казахстана. 20 июня авиакомпанией был выполнен первый международный рейс из Алматы в Анталью. До этого рейсы национального авиаперевозчика имели лишь статус репатриационных и гуманитарных.


Air Astana постепенно восстанавливает маршрутную сеть / Фото Григория Беденко

К концу лета ситуация существенно улучшилась. Возобновлены все внутренние рейсы (хотя частота полётов ниже, чем до пандемии), а также частично открылось международное авиасообщение. Люди получили возможность провести свой отпуск как в курортных зонах в Казахстане, так и за рубежом. Постепенно, благодаря восстановленному авиасообщению, оживает бизнес.


Встреча рейса техническим персоналом / Фото Григория Беденко


В пилотской кабине Еmbraer E-190 Е2 авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко

Как же не допустить заражения пассажиров, членов экипажа и распространения инфекции во время авиаперелётов? Любопытно, что в разных авиакомпаниях мира, несмотря на общие рекомендации ВОЗ и ICAO, пытаются решить проблемы по-своему. В некоторых случаях меры безопасности приобретают настолько жёсткие формы, что уже граничат с абсурдом. Противоэпидемические меры должны быть в достаточной степени эффективными, но при этом не создавать дискомфорт для пассажиров.


Вид из терминала Алматинского аэропорта на лётное поле / Фото Григория Беденко

Любопытно проследить всю цепочку этих мер у нас, начиная с прибытия пассажира в аэропорт. Следует учитывать тот факт, что эффективность защиты от коронавируса возможна только в тесном взаимодействии воздушной гавани и авиакомпаний.


На входе в терминал установлен "умный" тепловизор / Фото Григория Беденко


Он не только измеряет температуру тела, но и следит за тем, надета ли маска / Фото Григория Беденко


Вход в терминал свободный / Фото Григория Беденко

Сегодня в пассажирские терминалы Алматинского международного аэропорта доступ свободный для всех, но на входе в центральный зал вас встретит "умный" тепловизор. Прибор не только измеряет температуру тела, но и проводит своеобразный фейс-контроль: определяет есть на вас маска или нет. С момента входа в терминал, а также на борту воздушного судна в маске необходимо быть постоянно.


Перед стойками регистрации теперь никто не толпится / Фото Григория Беденко


Сотрудники авиакомпании просят пассажиров соблюдать масочный режим


В офисе по продаже авиабилетов / Фото Григория Беденко


На пол нанесена разметка для соблюдения дистанции / Фото Григория Беденко

Возле стоек регистрации теперь никто, как раньше, не толпится. Сотрудники службы безопасности внимательно следят за тем, чтобы люди соблюдали социальную дистанцию. На пол терминала в регистрационной зоне нанесены специальные метки. Такой же порядок действует и в офисе по продаже билетов на рейсы Air Astana.


Альфия Сагитова, супервайзер наземного обслуживания авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко

– Сотрудниками авиакомпании соблюдается масочный режим в течение всей смены, – рассказывает Альфия Сагитова, супервайзер наземного обслуживания авиакомпании Air Astana. – На стойках регистрации каждому сотруднику выдаются личные санитайзеры и перчатки. Наши сотрудники в течение смены регулярно меняют маски и перчатки. За соблюдением дистанции между пассажирами во время регистрации и посадки на рейс следит специально выделенный сотрудник. Мы просим наших пассажиров носить индивидуальные средства защиты во время регистрации, посадки и всего полёта, соблюдать дистанцию.


Дезинфицирующее средство распыляется в переходе после того, как пассажиры покидают воздушное судно / Фото Григория Беденко


Такая обработка проводится на всём пути следования прилетевших пассажиров / Фото Григория Беденко

Еще одно нововведение аэропорта – это дезинфекция переходов и коридоров, ведущих к воздушному судну. После того, как борт прибыл к терминалу и пассажиры его покинули, производится обработка дезинфектантом. Его распыляют с помощью специального генератора.


Embraer Е-190 Е2 на послеполётном техобслуживании / Фото Григория Беденко


Проверяется состояние двигателя PW-1000 / Фото Григория Беденко


Embraer Е-190 Е2 – новейший самолёт с эффективной системой кондиционирования воздуха / Фото Григория Беденко

Но, безусловно, самое главное – это дезинфекция самолёта. Теперь традиционная уборка лайнера после выполнения рейса существенно изменилась и занимает значительно больше времени.


Дезинфекция салона производится после каждого рейса / Фото Григория Беденко


Уборщики поднимаются на борт / Фото Григория Беденко


Дезинфицирующим раствором тщательно протираются кресла, откидные столики, иллюминаторы / Фото Григория Беденко


Дезинфекция салона производится два раза / Фото Григория Беденко


После такой обработки салон практически стерильный / Фото Григория Беденко

После того как пассажиры вышли из самолёта, на борт поднимается группа из шести уборщиков. Ветошью, пропитанной дезинфицирующим средством, протираются твёрдые поверхности кресел, откидные столики, иллюминаторы. Причём обработка двукратная. Клининг-группа применяет защитные костюмы – СИЗы. После всего этого салон самолёта выглядит не просто чистым, но в буквальном смысле стерильным.


Вячеслав Аушев, командир воздушного судна Embraer / Фото Григория Беденко

– Воздушное сообщение постепенно восстанавливается. Мы ждём открытия международных рейсов, – рассказывает Вячеслав Аушев, командир воздушного судна Embraer.Сейчас постепенно снимаются ограничения. В нашей авиакомпании приняты меры личной безопасности, так же, как и везде. Это обязательное ношение масок. Одноразовые маски и санитайзеры выдаются нам при предполётном брифинге.


Контакты экипажей воздушных судов с наземным персоналом ограничены / Фото Григория Беденко

Как сообщил Вячеслав Аушев, в офисах авиакомпании Air Astana введены повышенные меры безопасности. У сотрудников уже вошло в привычку не здороваться за руку. Обязательным стало измерение температуры при входе в офис. Она фиксируется в документах, причём температура также указывается в задании на полёт каждого члена экипажа. По словам Вячеслава, максимально ограничены контакты с техническим персоналом. Сведения по загрузке борта, по количеству заправляемого топлива экипаж передаёт либо по телефону, либо используя мессенджеры – делаются фото, пересылаются. Затем таким же образом приходит подтверждение, что информацию приняли.


В пилотской кабине Airbus A-321LR перед вылетом / Фото Григория Беденко


Командир воздушного судна Airbus Олег Прохоренко / Фото Григория Беденко


Самолёт вылетает в Актау рейсом КС 8570 / Фото Григория Беденко

– Ещё одна тема. Так как очень долго самолёты стояли, было принято однозначное решение: первые рейсы, когда пилоты очень долго не летали, проводятся с пилотами-инструкторами, – рассказывает далее Вячеслав Аушев.


Уборка на борту Airbus А-321LR / Фото Григория Беденко


После уборки проводится дезинфекция в два этапа / Фото Григория Беденко

Вячеслав Аушев – командир воздушного судна Embraer-190. Недавно он переучился на новейшие А320/321LR. Переобучение проводилось во французской Тулузе. Туда лётчики добирались через Франкфурт, поэтому Вячеслав может сравнить меры безопасности в разных аэропортах Европы.


Супервайзер бортового обслуживания Анна Одинцова наблюдает за подготовкой борта к вылету / Фото Григория Беденко

– В крупных хабовых аэропортах, в принципе, то же, что и у нас – обязательное дистанцирование, – сравнивает Вячеслав Аушев. – Во Франции – это один метр, в Нидерландах – не менее полутора метров. Обязательное ношение медицинских масок. Они просят самодельные маски снимать. Необходимо быть либо в хирургической, либо в медицинской маске. Во время всего полёта у них стопроцентный масочный режим. В аэропортах на каждом шагу стоят санитайзеры.


Бортовое питание в специальной упаковке / Фото Григория Беденко

Отдельно стоит упомянуть о качестве воздуха в салонах самолетов Air Astana. Все воздушные суда национального авиаперевозчика оснащены высокоэффективными фильтрами частиц (HEPA), которые удерживают 99,97% микроорганизмов, в том числе и такие вирусы, как возбудитель Covid-19. Эти фильтры меняются на регулярной основе в соответствии с регламентом от производителя самолёта. Любопытный факт: по информации международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), воздух в современных самолётах безопаснее и чаще обновляется, чем в офисах и торговых центрах. В салоне лайнера каждые 2-3 минуты происходит воздухообмен извне. Фактически атмосфера на борту во время полёта стерильная.


Пассажиры проходят на борт группами по 10 человек / Фото Григория Беденко

Когда борт полностью подготовлен к очередному рейсу, пассажиров приглашают на посадку. Пассажиров делят на группы по 10 человек, которые спокойно проходят на борт и занимают свои места. На всем протяжении полёта пассажиры должны быть в масках. Экипаж будет за этим внимательно следить.


Размещение пассажиров на борту производится с соблюдением дистанции / Фото Григория Беденко


Супервайзер рейса внимательно следит за тем, чтоб пассажиры находились в масках / Фото Григория Беденко


Безопасный перелёт теперь – это прежде всего соблюдение мер противоэпидемической безопасности / Фото Григория Беденко

Если подвести итоги, можно с уверенностью сказать, что в авиакомпании Air Astana сегодня полностью соблюдают все правила, изложенные в постановлении главного санитарного врача на транспорте от 27 апреля 2020 года. Летать, не опасаясь заразиться в пути коронавирусной инфекцией, можно смело.


Новый Airbus А-321 LR авиакомпании Air Astana / Фото Григория Беденко