Комплекс "БраМос" состоит из связки сверхмощной гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты и многоцелевого истребителя Су-30МКИ. Продукт российского ВПК подвергся серьёзной прокачке в Индии благодаря международной военно-технической кооперации. Именно эта уникальная на сегодня технология вызвала неподдельный интерес военных, особенно тех, кто заинтересован в её экспортном потенциале. Для Казахстана проект может представлять интерес с точки зрения расширения возможностей новых истребителей Су-30СМ, которые недавно поступили на вооружение и являются аналогом индийских Су-30 МКИ. Наш корреспондент побывал в штаб-квартире компании BrahMos Aerospace в Нью-Дели и подробно изучил тему.


Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко

BrahMos Aerospace была учреждена в Индии по межправительственному соглашению от 12 февраля 1998 года. Название символизирует собой слияние двух рек – индийской Брахмапутры и Москва-реки. Это совместное предприятие индийской организации Оборонных исследований (DRDO) и российского ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Уставной капитал составлял $250 млн, где доля индийской стороны 50,5%, а российской – 49,5. В задачи компании входят проектирование, разработка, производство и продажа сверхзвуковых крылатых ракет "БраМос" при активном участии индийского и российского промышленных комплексов.


Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко

Ракета "БраМос" представляет собой модернизированный и адаптированный к требованиям индийских вооружённых сил экспортный вариант российской сверхзвуковой противокорабельной ракеты среднего радиуса действия П-800 "Оникс" (по классификации НАТО SS-N-26 Strobile). В экспортном варианте ракета называется "Яхонт". Она предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Кроме того, может применяться и против наземных целей, при этом дальность поражения цели может быть увеличена в несколько раз, по сравнению с штатными 300 километрами в противокорабельном варианте. П-800 "Оникс" входит в состав берегового ракетного комплекса 3K55 "Бастион" (SSC-5 Stooge). Совсем недавно такие комплексы были поставлены на боевое дежурство на Камчатке близ Вилючинска для защиты базы субмарин-стратегов.


Главное офисное здание BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко

Как и её прототип, ракета "БраМос" имеет двухступенчатую схему: стартовая твёрдотопливная первая ступень разгоняет изделие до сверхзвуковой скорости, затем отделяется. Далее включается жидкостный воздушный реактивный двигатель (вторая ступень), которая доводит скорость ракеты до 3 M. Ракета имеет низкую степень радиозаметности и усовершенствованное программное обеспечение.


Индийские лётчики-испытатели / Фото Григория Беденко

Сверхзвуковую скорость "БраМос" сохраняет в течение всего полёта, что существенно снижает возможность её перехвата. Комплекс действует по принципу "выстрелил – забыл", используя на пути к цели различные траектории полёта. На финальном отрезке ракета снижается до сверхмалых высот – 10 метров и таранит борт корабля. Поражающая сила изделия существенно увеличивается благодаря высокой кинетической энергии. При работе по наземным целям ракета может подниматься на высоту до 15 километров, а затем отвесно пикировать на объект (это индийское нововведение: 5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и впервые в мире показала пикирование на сверхзвуковой скорости.). Ракета несёт обычную боеголовку весом 200-300 кг. Для наземных и надводных пусковых установок ракета имеет одинаковую конфигурацию.


Cу-30 МКИ с ракетой "БраМос" на Aero India-2017 / фото Григория Беденко

Использование первой версии "БраМос" военно-морским флотом Индии началось в 2005-м году. Комплекс был размещён на большом противолодочном корабле INS "Раджпут", затем на аналогичном INS "Ранвир". К настоящему времени система уже установлена или готовится к установке на 9 кораблях ВМС Индии. Основными платформами являются эсминцы INS "Кольката", "Кочи" и "Ченай". Каждый несёт по 16 ракет. С кораблей было произведено значительное количество пусков, практически все удачные – "БраМосы" всегда попадали в мишень. Любопытно, что ракетный корабельный комплекс способен уничтожать цели, находящиеся за радиогоризонтом, а сама ракета может стартовать как с наклонного, так и с вертикального положения.

Loading...

Запуски проводились в конфигурации "море-море" и "море-земля" по целям, находящимся на изолированных островах в группе Андаманских и Никобарских островов. В результате испытаний было установлено, что залповый пуск восьми ракет "БраМос" с интервалом 2-2,5 секунды способен пробить защиту и уничтожить группу фрегатов, имеющую на борту современную систему противоракетной обороны. В дальнейшем все строящиеся или модернизируемые в будущем корабли должны оснащаться этим комплексом. В частности, речь идёт о двух фрегатах проекта 11356 класса "Тальвар", которые сейчас строятся в Калининграде для индийский ВМС.


Многоцелевой истребитель Cу-30 МКИ BBC Индии / Фото Григория Беденко

Сухопутные войска Индии получили первый полк (№816) ракетных комплексов "БраМос" (блок 1 A1) 10 лет назад – в 2007 году. Наземный комплекс состоит из 4-6 самоходных пусковых установок (СПУ), управляемых мобильным командным пунктом (МКП) и самоходной системой пополнения боекомплекта. На СПУ размещаются 3 ракеты, помещённые в отдельные контейнеры. Ракеты могут быть выпущены по трём различным целям или в любых других комбинациях. Скорость боевого развёртывания комплекса – 4 минуты. Весь комплекс интегрирован в единую систему управления боевыми действиями, оснащён современными системами связи и спутниковой навигации GPS-ГЛОНАСС. Наземная версия ракет (блок 2) находится в разработке.


Пуск с мобильной платформы / фото предоставлено BrahMos Aerospace

Ракеты "БраМос" могут запускаться и с подводных лодок, с глубины 40-50 метров. Они имеют конфигурацию, идентичную ракетам наземного базирования. Помещённая в контейнер ракета запускается вертикально из специального контейнера. Когда снаряд выходит из-под воды, головной обтекатель сбрасывается, двигатели ориентации поворачивают ракету в заданный азимут. Размещение ракет на подводных лодках значительно усиливают их боевой потенциал, так как торпедные аппараты в системе "БраМос" не задействованы. Испытательные пуски подводного варианта ракеты начались в 2009 году и продолжаются до сих пор.


Наземный мобильный ракетный комплекс "БраМос" на параде в Нью-Дели / фото предоставлено BrahMos Aerospace

И, наконец, самое интересное – авиационный вариант ракеты. Работы по размещению "БраМос" на истребителях Су-30МКИ, а также разработку необходимого интерфейса проводили специалисты ПАО "Компания "Сухой", индийской HAL (Hindustan Aeronautics Limited), а также индийских ВВС. Были выделены два самолёта, которые прошли модернизацию. Сама ракета также была изменена – уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизменённый носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса "БраМос" корабельного базирования.


Подводный пуск / фото предоставлено BrahMos Aerospace

"Первые испытания связки ракета-самолёт начались в июне 2016 года, – рассказывает доктор Судхир Кумар Мишра, управляющий директор BrahMos Aerospace. – Су-30МКИ – один из самых тяговооружённых сверхзвуковых самолётов, которые сегодня строит мировой авиапром. Мы испытывали его в разных ситуациях и на разных режимах с ракетой. Затем сделали выборочные испытания. Вообще, применение такой большой и мощной ракеты с истребителя – это большой вызов для нас. Результаты лётных испытаний мы сравнивали с теми, что были получены в аэродинамической трубе. Все теоретические результаты совпали с практическими. Теперь мы собираемся сделать пуск ракеты с самолёта в ближайшее время – может быть, в течение 2-3 месяцев. Мы уверены, что наша ракета попадёт в мишень. Это будет первый пуск подобного уровня сложности для Су-30 МКИ. И конечно, это даст хороший стимул, как для корпорации "Иркут", так и для "БраМос".


Доктор Судхир Кумар Мишра, управляющий директор BrahMos Aerospace / фото Григория Беденко

Как уже было сказано выше, пока ещё нигде в мире столь большие и тяжёлые ракеты с истребителя ещё не запускались. Боевой радиус Су-30 МКИ составляет 1500 км, дальность ракеты почти 300 километров. Если самолёт дозаправлять в воздухе, то дальность комплекса расширяется. Это очень эффективная связка. Если представить, что Казахстан получил такое оружие, то с его помощью с территории нашей страны можно с лёгкостью достать любой объект в регионе Центральной Азии.


Пуск с эсминца / Фото предоставлено BrahMos Aerospace

"Мы завершили все структурные модификации по Су-30 МКИ. И также мы разработали самую большую в мире авиационную пусковую установку для истребителей. Мы также завершили разработку и монтаж электронной и механической привязки ракета-самолёт. Лётные испытания комплекса уже были произведены. В ближайшее время мы проведём экспериментальный пуск штатной ракеты по мишени. Это будет мишень, имитирующая корабль, а затем – наземный объект", – сообщил Судхир Кумар Мишра.


Подводный пуск / Фото предоставлено BrahMos Aerospace

По данным из разных источников, на сегодня произведено уже около 1000 ракет "БраМос" в различной конфигурации, которые поступают в сухопутные войска и военно-морской флот Индии. Известно, по крайней мере, об одном контракте на поставку 200 комплексов на сумму в 4 млрд долларов. Ракета имеет также большой экспортный потенциал. Бразилия, ЮАР, Чили и др. уже разместили заказы на 13 млрд долларов. По словам доктора Мишры, СП готово выполнить любой объём экспортных заказов.


Пуск с фрегата / Фото предоставлено BrahMos Aerospace

В настоящее время консорциум проводит работы по новому поколению ракет BrahMos NG, которая должна стать самой быстрой крылатой ракетой в мире. Главная планируемая характеристика – это возможность превышать скорость звука в пять раз, что сделает ракету практически неуязвимой для перехвата. Известно, что маршевый двигатель и головку самонаведения новой ракеты разрабатывает "НПО машиностроения". По словам управляющего директора BrahMos Aerospace, сейчас процесс находится на этапе проектирования, который займёт около двух лет.