Прямой эфир Новости спорта

Индийский BrahMos учится летать

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Одним из наиболее любопытных экспонатов на недавнем международном авиасалоне Aero India-2017 в индийском Бангалоре стал ракетно-авиационный комплекс "БраМос".

Комплекс "БраМос" состоит из связки сверхмощной гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты и многоцелевого истребителя Су-30МКИ. Продукт российского ВПК подвергся серьёзной прокачке в Индии благодаря международной военно-технической кооперации. Именно эта уникальная на сегодня технология вызвала неподдельный интерес военных, особенно тех, кто заинтересован в её экспортном потенциале. Для Казахстана проект может представлять интерес с точки зрения расширения возможностей новых истребителей Су-30СМ, которые недавно поступили на вооружение и являются аналогом индийских Су-30 МКИ. Наш корреспондент побывал в штаб-квартире компании BrahMos Aerospace в Нью-Дели и подробно изучил тему.


Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели

Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко


BrahMos Aerospace была учреждена в Индии по межправительственному соглашению от 12 февраля 1998 года. Название символизирует собой слияние двух рек – индийской Брахмапутры и Москва-реки. Это совместное предприятие индийской организации Оборонных исследований (DRDO) и российского ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Уставной капитал составлял $250 млн, где доля индийской стороны 50,5%, а российской – 49,5. В задачи компании входят проектирование, разработка, производство и продажа сверхзвуковых крылатых ракет "БраМос" при активном участии индийского и российского промышленных комплексов.


Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели

Штаб-квартира BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко


Ракета "БраМос" представляет собой модернизированный и адаптированный к требованиям индийских вооружённых сил экспортный вариант российской сверхзвуковой противокорабельной ракеты среднего радиуса действия П-800 "Оникс" (по классификации НАТО SS-N-26 Strobile). В экспортном варианте ракета называется "Яхонт". Она предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Кроме того, может применяться и против наземных целей, при этом дальность поражения цели может быть увеличена в несколько раз, по сравнению с штатными 300 километрами в противокорабельном варианте. П-800 "Оникс" входит в состав берегового ракетного комплекса 3K55 "Бастион" (SSC-5 Stooge). Совсем недавно такие комплексы были поставлены на боевое дежурство на Камчатке близ Вилючинска для защиты базы субмарин-стратегов.


Главное офисное здание BrahMos Aerospace в Нью-Дели

Главное офисное здание BrahMos Aerospace в Нью-Дели / Фото Григория Беденко


Как и её прототип, ракета "БраМос" имеет двухступенчатую схему: стартовая твёрдотопливная первая ступень разгоняет изделие до сверхзвуковой скорости, затем отделяется. Далее включается жидкостный воздушный реактивный двигатель (вторая ступень), которая доводит скорость ракеты до 3 M. Ракета имеет низкую степень радиозаметности и усовершенствованное программное обеспечение.


Индийские лётчики-испытатели

Индийские лётчики-испытатели / Фото Григория Беденко


Сверхзвуковую скорость "БраМос" сохраняет в течение всего полёта, что существенно снижает возможность её перехвата. Комплекс действует по принципу "выстрелил – забыл", используя на пути к цели различные траектории полёта. На финальном отрезке ракета снижается до сверхмалых высот – 10 метров и таранит борт корабля. Поражающая сила изделия существенно увеличивается благодаря высокой кинетической энергии. При работе по наземным целям ракета может подниматься на высоту до 15 километров, а затем отвесно пикировать на объект (это индийское нововведение: 5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и впервые в мире показала пикирование на сверхзвуковой скорости.). Ракета несёт обычную боеголовку весом 200-300 кг. Для наземных и надводных пусковых установок ракета имеет одинаковую конфигурацию.


Cу-30 МКИ с ракетой "БраМос" на Aero India-2017

Cу-30 МКИ с ракетой "БраМос" на Aero India-2017 / фото Григория Беденко


Использование первой версии "БраМос" военно-морским флотом Индии началось в 2005-м году. Комплекс был размещён на большом противолодочном корабле INS "Раджпут", затем на аналогичном INS "Ранвир". К настоящему времени система уже установлена или готовится к установке на 9 кораблях ВМС Индии. Основными платформами являются эсминцы INS "Кольката", "Кочи" и "Ченай". Каждый несёт по 16 ракет. С кораблей было произведено значительное количество пусков, практически все удачные – "БраМосы" всегда попадали в мишень. Любопытно, что ракетный корабельный комплекс способен уничтожать цели, находящиеся за радиогоризонтом, а сама ракета может стартовать как с наклонного, так и с вертикального положения.

Запуски проводились в конфигурации "море-море" и "море-земля" по целям, находящимся на изолированных островах в группе Андаманских и Никобарских островов. В результате испытаний было установлено, что залповый пуск восьми ракет "БраМос" с интервалом 2-2,5 секунды способен пробить защиту и уничтожить группу фрегатов, имеющую на борту современную систему противоракетной обороны. В дальнейшем все строящиеся или модернизируемые в будущем корабли должны оснащаться этим комплексом. В частности, речь идёт о двух фрегатах проекта 11356 класса "Тальвар", которые сейчас строятся в Калининграде для индийский ВМС.


Многоцелевой истребитель Cу-30 МКИ BBC Индии

Многоцелевой истребитель Cу-30 МКИ BBC Индии / Фото Григория Беденко


Сухопутные войска Индии получили первый полк (№816) ракетных комплексов "БраМос" (блок 1 A1) 10 лет назад – в 2007 году. Наземный комплекс состоит из 4-6 самоходных пусковых установок (СПУ), управляемых мобильным командным пунктом (МКП) и самоходной системой пополнения боекомплекта. На СПУ размещаются 3 ракеты, помещённые в отдельные контейнеры. Ракеты могут быть выпущены по трём различным целям или в любых других комбинациях. Скорость боевого развёртывания комплекса – 4 минуты. Весь комплекс интегрирован в единую систему управления боевыми действиями, оснащён современными системами связи и спутниковой навигации GPS-ГЛОНАСС. Наземная версия ракет (блок 2) находится в разработке.


Пуск с мобильной платформы

Пуск с мобильной платформы / фото предоставлено BrahMos Aerospace


Ракеты "БраМос" могут запускаться и с подводных лодок, с глубины 40-50 метров. Они имеют конфигурацию, идентичную ракетам наземного базирования. Помещённая в контейнер ракета запускается вертикально из специального контейнера. Когда снаряд выходит из-под воды, головной обтекатель сбрасывается, двигатели ориентации поворачивают ракету в заданный азимут. Размещение ракет на подводных лодках значительно усиливают их боевой потенциал, так как торпедные аппараты в системе "БраМос" не задействованы. Испытательные пуски подводного варианта ракеты начались в 2009 году и продолжаются до сих пор.


Наземный мобильный ракетный комплекс "БраМос" на параде в Нью-Дели

Наземный мобильный ракетный комплекс "БраМос" на параде в Нью-Дели / фото предоставлено BrahMos Aerospace


И, наконец, самое интересное – авиационный вариант ракеты. Работы по размещению "БраМос" на истребителях Су-30МКИ, а также разработку необходимого интерфейса проводили специалисты ПАО "Компания "Сухой", индийской HAL (Hindustan Aeronautics Limited), а также индийских ВВС. Были выделены два самолёта, которые прошли модернизацию. Сама ракета также была изменена – уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизменённый носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса "БраМос" корабельного базирования.


Подводный пуск

Подводный пуск / фото предоставлено BrahMos Aerospace


"Первые испытания связки ракета-самолёт начались в июне 2016 года, – рассказывает доктор Судхир Кумар Мишра, управляющий директор BrahMos Aerospace. – Су-30МКИ – один из самых тяговооружённых сверхзвуковых самолётов, которые сегодня строит мировой авиапром. Мы испытывали его в разных ситуациях и на разных режимах с ракетой. Затем сделали выборочные испытания. Вообще, применение такой большой и мощной ракеты с истребителя – это большой вызов для нас. Результаты лётных испытаний мы сравнивали с теми, что были получены в аэродинамической трубе. Все теоретические результаты совпали с практическими. Теперь мы собираемся сделать пуск ракеты с самолёта в ближайшее время – может быть, в течение 2-3 месяцев. Мы уверены, что наша ракета попадёт в мишень. Это будет первый пуск подобного уровня сложности для Су-30 МКИ. И конечно, это даст хороший стимул, как для корпорации "Иркут", так и для "БраМос".


Доктор Судхир Кумар Мишра, управляющий директор BrahMos Aerospace

Доктор Судхир Кумар Мишра, управляющий директор BrahMos Aerospace / фото Григория Беденко


Как уже было сказано выше, пока ещё нигде в мире столь большие и тяжёлые ракеты с истребителя ещё не запускались. Боевой радиус Су-30 МКИ составляет 1500 км, дальность ракеты почти 300 километров. Если самолёт дозаправлять в воздухе, то дальность комплекса расширяется. Это очень эффективная связка. Если представить, что Казахстан получил такое оружие, то с его помощью с территории нашей страны можно с лёгкостью достать любой объект в регионе Центральной Азии.


Пуск с эсминца

Пуск с эсминца / Фото предоставлено BrahMos Aerospace


"Мы завершили все структурные модификации по Су-30 МКИ. И также мы разработали самую большую в мире авиационную пусковую установку для истребителей. Мы также завершили разработку и монтаж электронной и механической привязки ракета-самолёт. Лётные испытания комплекса уже были произведены. В ближайшее время мы проведём экспериментальный пуск штатной ракеты по мишени. Это будет мишень, имитирующая корабль, а затем – наземный объект", – сообщил Судхир Кумар Мишра.


Подводный пуск

Подводный пуск / Фото предоставлено BrahMos Aerospace


По данным из разных источников, на сегодня произведено уже около 1000 ракет "БраМос" в различной конфигурации, которые поступают в сухопутные войска и военно-морской флот Индии. Известно, по крайней мере, об одном контракте на поставку 200 комплексов на сумму в 4 млрд долларов. Ракета имеет также большой экспортный потенциал. Бразилия, ЮАР, Чили и др. уже разместили заказы на 13 млрд долларов. По словам доктора Мишры, СП готово выполнить любой объём экспортных заказов.


Пуск с эсминца

Пуск с фрегата / Фото предоставлено BrahMos Aerospace


В настоящее время консорциум проводит работы по новому поколению ракет BrahMos NG, которая должна стать самой быстрой крылатой ракетой в мире. Главная планируемая характеристика – это возможность превышать скорость звука в пять раз, что сделает ракету практически неуязвимой для перехвата. Известно, что маршевый двигатель и головку самонаведения новой ракеты разрабатывает "НПО машиностроения". По словам управляющего директора BrahMos Aerospace, сейчас процесс находится на этапе проектирования, который займёт около двух лет.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров