Древний Тараз просуществовал около тысячелетия. А может, больше. Самые ранние письменные упоминания о нём начинают мелькать с VI века. Остальное всё – на совести археологов. И то, что письменные данные «моложе» археологических, может говорить лишь о том, что город в первые века своего существования был таким мизерным, что тратить на него чернила никто попросту не хотел!

Известно, что в 586 году тут, у местного тюркского правителя, кагана Дизабула, побывало посольство Земарха Киликийского, посланное знаменитым византийским императором Юстинианом Великим – тем самым, при котором в Константинополе строился храм Св. Софии, составлялся кодекс и громилось «фанатское» восстание Ника. В казахстанской исторической литературе (например, в книге Карла Байпакова «Древние города Казахстана»), утверждается, правда, что посольство Земарха состоялось в царствование Юстиниана II, и это не совсем точно. Юстиниан II вступил на престол позже, в 685 году, и запомнился в основном тем, что во время одного из переворотов ему отрезали нос и язык и сослали в Херсонес.


Фото Андрея Михайлова

Византия времён Юстиниана Великого вела большую геополитическую игру на Востоке и имела ярко выраженные геостратегические замыслы. И тут, в самом центре Азии, она искала в те годы союзников для дружбы против персов и неспокойных соседей со славянского Севера.

А вскоре после Земарха, в 630 году, через эти земли прошёл неутомимый сианьский монах Сюань-Цзян – этот восточный антипод и онтологический предтеча Марко Поло, знаменитого поставщика географических знаний о Глубинной Азии для средневековой Европы. Сведения Сюань-Цзяна, хотя и драгоценны для историков, однако – лаконичны донельзя:

«…Прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли в окружности. Купцы разных стран живут и торгуют здесь вперемежку».


Фото Андрея Михайлова

Правда, если перевести с китайского на метрический язык, получится представление о городском пространстве того «Та-ло-се», заключённом в стенах, длина которых составит 4-5 километров. А это было приличное поселение по меркам того времени.

…После промелькнувших на местном историческом фоне арабов Тараз попал под власть трансоксанской династии Саманидов, с которой связан всплеск духовной жизни всего региона. А в XI веке полноправными тутошними властителями были уже Караханиды – тюрки, принявшие ислам. Именно при них Тараз достиг истинного процветания и расцвета, обзавёлся водопроводом и банями и был столь силён, что в какое-то время подчинял своей власти и Самарканд и Кашгар.

Как и Великий Шёлковый Путь, Караханидское государство – название условное и искусственное. Его ввёл в употребление русский ориенталист В. В. Григорьев. Исходя из наименования титулов верховных правителей – кара-ханов (кара-хаканов). Современные переводчики часто трактуют этот титул прямолинейно и буквально как «чёрный хан». Не задумываясь – чего в нём может быть чёрного (ну, не афро-американский же след?). На самом деле «кара» древних тюрков следует переводить как «главный», «верховный».

Появлению Караханидов предшествовала, правда, длительная борьба семиреченских карлуков, чигилей и ягма друг с другом, а также с Саманидами и токуз-огузами. Поймав кураж, тюрки Семиречья стремительно двинулись на запад. Династия началась с карлукского Сатука Богра-хана (915-955), который и принял ислам, заручившись таким образом поддержкой Саманидов. Для начала он просто отвоевал Тараз у своего дяди Огулчак Кадыр-хана, но очень скоро, вкусив власти, объявил себя каганом.

Не будет большим преувеличением сказать, что Тараз был наиболее заметным городом Средневековья на территории современного Казахстана. Достаточно ещё раз вспомнить ту роль, которую играл он в империи Караханидов.


Фото Андрея Михайлова

Однако Средневековье ещё не и закончилось, а от города уже остались одни руины. И, что любопытно, начало разрушению «славного Тараза» положили не нукеры Чингисхана, а хорезмшах Мухаммед. Который рушил всё, что не собирался отдавать наступавшим монголам.

Очередное столкновение цивилизаций закончилось тем, что монголы без особого труда захватили Тараз в 1220 году и докончили начатое хорезмшахом – об этом свидетельствуют следы многочисленных пожаров, зафиксированных археологами. Но и это ещё не было концом. Город противился превращению в руины – был слишком велик для того, чтобы уйти так просто.

Очередному разору Тараз подвергается в результате начавшейся (вскоре за тем) распри джагатаидов. В 1307 году. Васаф пишет, что в результате завоеватели «развеяли по ветру земли Тараза и других городов, а жителей подвергли пыткам и то, что смогли, забрали, остальное предали огню».


Фото Андрея Михайлова

Но, несмотря ни на что, жизнь города не прекратилась и на сей раз. Источники того времени, правда, стали называть его Яны (Новый), или Янги-Тараз, тем самым косвенно свидетельствуя, что после потрясений это уже был не прежний город.

Внутренняя энергия, приобретённая во времена процветания (а может быть, и некая таинственная сакральная составляющая), не давала Таразу умереть просто так. До середины XIV века его всё ещё продолжали упоминать в средневековых путеводителях – дорожниках. Здесь, не желая смиряться перед неизбежностью, всё ещё пытались чеканить монеты.

Хотя, правду сказать, уже и в то время некоторые сторонние наблюдатели вместо славного города лицезрели перед собой лишь безымянные развалины. Но ещё в середине XIV столетия Мухаммад-Хайдар писал, что «монголы называют Тараз – Яны». Впрочем, от собственно города тогда уже осталось столь мало, что тем же названием именовали и всю окрестную степь Таласской долины, где были «видны следы некоторых городов (… ), но неизвестно, который из этих городов был Яны и как назывались остальные города».


Фото Андрея Михайлова

Эпоха чингизидов привела к полному прекращению всей городской культуры на границах Степи. Погромы и разорения не прекращались несколько веков. И к XVI веку тысячелетняя история Тараза затухла в его руинах окончательно. Так по крайней мере выглядело со стороны. Одно из последних письменных упоминаний относится к 1513 году и связано с походом хана Касыма…

…В 1723 году джунгары установили свой полный контроль над Таласской долиной и всеми прилежащими землями. Правда, продержались они тут недолго – страшный финал их степной империи уже тянулся к ним из-за Великой стены.

Ушли джунгары – появились кокандцы. Кокандцы завоевали край в 1815 году и правили им почти полвека. Выходцам из Ферганской долины и принадлежит приоритет в возрождении древнего Тараза. Вначале, в 1821-27 годах, они построили тут крепость (остатки её были видны ещё в начале 60-х годов прошлого столетия). Вокруг крепости очень скоро, воспользовавшись появлением хоть какого-то порядка, начали селиться люди. Первые новосёлы прибыли из Намангана, в честь чего некоторое время город называли Наманган-коче. Но уже в 1856 году он стал называться Аулие-Атой.

Правда, поколениям XX века город известен уже под именем Джамбула. И мало кто помнит, что между Аулие-Атой и Джамбулом умудрился втиснуться ещё и вовсе нелепый Мирзоян, в честь которого город проназывался с 1936 по 1938 год.

В случае с последним переименованием Джамбула – в Тараз, историческая справедливость, традиционными носителями которой являются у нас чиновники-ономасты, восторжествовала на 101%! Городу вернули не просто прежнее название, а именно то название, которое было утрачено несколько веков назад и под которым он был известен ещё в своей первой жизни.