Долгожители Астаны: "Мы никогда не ругались и всегда слушали друг друга"
Семья Сыздыковых живёт в микрорайоне Пригородный Астаны, где раньше проживали сотрудники аэропорта. Ныгману Сыздыкову 90 лет, Кадише аже – 87. Вместе они живут уже 65 лет, 50 из которых проработали в столичном аэропорту. Он – механиком, она – диспетчером.
Сыздыковы вырастили и воспитали троих детей, которые подарили им четверых внуков. А недавно на свет появилась и первая правнучка. Сегодня это самая пожилая пара в казахстанской столице.
"В авиации мелочей не бывает"
Родители Ныгмана Усеновича и Кадиши Касымовны были знакомы ещё с 1940-х годов и жили в соседних сёлах близ города.
"Я дружила с его родной сестрой. Её, кстати, тоже звали Кадиша. Мы часто ходили к ней играть. Раньше, вы знаете, родители присматривали жениха или невесту с малолетства. Потом они засватали меня, и я попала в дружную большую семью первой невесткой. Всю жизнь мы прожили с сестрой Ныгмана не как золовка со снохой, а как лучшие подруги. Муж работал в городе, в авиации. Мы с родителями супруга какое-то время в деревне жили. Потом первый сын родился, нам дали квартиру", – вспоминает Кадиша Сыздыкова.
В 1965 году она поступила на работу в авиацию. Вначале устроилась диктором, потом – диспетчером.
"Конечно, работа поначалу казалась очень тяжёлой. Требования высокие были, посменно работали, дети маленькие дома часто одни оставались. Старшие за младшим смотрели. Мы всю душу отдавали работе. Вся наша молодость прошла в аэропорту. Ныгмана почти постоянно отправляли в командировки или на сельхозработы. Коллектив был очень дружный, всегда находились те, у кого можно было поучиться. Работа в авиации очень ответственная, ведь ты отвечаешь за жизни людей. Когда принимаешь и отправляешь хоть обычные, хоть правительственные рейсы, всё должно быть без сучка и задоринки", – рассказывает хозяйка дома.
"Она очень красивая была и подвижная. Вот как сейчас наша внучка", – показывает на фото внучки на стене Ныгман ата.
"Мы никогда не ругались и всегда слушали друг друга. Не было такого, чтобы я её оскорбил или обидел. В жизни самое главное – держать себя в узде. Если сам себя не сдерживаешь, это самое последнее дело", – поделился опытом глава семейства.
Сначала Ныгман Сыздыков работал техником, потом инженером, позже повысили до начальника смены и отдела. В его обязанности входила тщательная проверка каждого самолёта. Его подпись стояла на каждой карте подготовки лайнера к вылету.
"Существует маршрут досмотра. По нему идёшь и проверяешь. В конце 1960-х из-за того, что не досмотрели и недопроверили, разбился самолёт Ли-2 с пассажирами на борту. Я тогда начальником смены был. Он от нас вылетел в Степногорск, где главный инженер по технической части заставил техника фильтры снять с карбюратора. Тот снял и не закрутил, не законтрил. Просто затянул проволокой. Когда нас с бригадиром Ильёй Красниковым вызвали в прокуратуру, я так и сказал, что от нас самолёт вылетел технически исправным", – вспоминает Сыздыков.
Он помнит времена, когда по Целинограду ещё ездили на лошадях, в городе была единственная мощёная улица – Октябрьская (ныне Ауэзова), которую построили военнопленные. Помнит Ныгман ата, как в 1942 году пошёл в школу.
"Это был маленький саманный домик, где обучали только до четвёртого класса. Книг и тетрадей не было. Что учитель говорит, то мы хором и повторяем. Мой родной дядя работал в редакции газеты "Акмолинская правда". Позже он погиб на фронте. Так вот он газеты домой приносил, а я на них между строчек писал", – рассказывает о своём детстве Сыздыков.
"Пассажиров много было. Особенно в пятницу и воскресенье. Тогда в Алма-Ату был только один рейс. А ещё раньше во все райцентры и даже в некоторые аулы малая авиация летала. Вообще в совхозах все жили богато. Да и зарплата хорошая была. Я получала 130 рублей, муж – 300 рублей. Этих денег было более чем достаточно. Служебным жильём аэропорт работников обеспечивал", – добавила Кадиша аже.
Некоторое время ей пришлось поработать центровщицей в аэропорту.
"Прежде чем самолёт взлетит, надо всё центровать. Это, по сути, самая важная работа. Я должна была рассчитать запас топлива, объёмы груза, почты, количество пассажиров. Это нужно было делать быстро. Ведь за каждую минуту простоя самолёта платили деньги. Поэтому в работе центровщицы важны быстрота и точность", – рассказала она.
Жизнь прожить – не поле перейти
"Как вам удалось столько лет вместе прожить?" – интересуемся у Сыздыковых.
"Не знаю даже. Всякое в жизни бывало, и трудностей было немало. Но, как говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Жили и трудились ради детей и внуков", – ответила Кадиша аже.
"Для меня примером всегда были мои родители, которые тоже долгие годы прожили вместе. Нас в семье было 11 детей. И знаете, никто из нас не развелся со второй половинкой. Отец нас учил прежде всего относиться с почтением к старшим. Слово отца в семье было законом. Он никогда нас не бил и не ругал. Но два раза ничего не повторял", – добавил Ныгман ата.
За дастарханом сидит один из их сыновей – Куаныш Сыздыков. Он выбрал другую стезю, став кандидатом ветеринарных наук. Сейчас работает доцентом кафедры охотоведения и рыбного хозяйства КазАТУ имени Сакена Сейфуллина.
"Спасибо нашим родителям, которые нас воспитали, дали образование. Мы всегда ощущали и до сих пор чувствуем их поддержку. Я самый счастливый человек, потому что у меня есть мама и папа", – говорит он.
Пока единственная, кто пошёл по стопам Ныгмана и Кадиши Сыздыковых, это их невестка, работающая бортпроводницей.
"Столица, конечно, преобразилась. Иногда даже не верится, когда гуляешь по левому берегу. Мы и не мечтали, что увидим такое величие нашего города. Очень благодарны судьбе, что дожили и увидели это преображение. Мы очень рады, что наши дети и внуки живут в процветающем городе. Дети и наши родственники все хорошие люди. Пусть Астана и дальше процветает. Дай Бог, чтобы был мир во всём мире", – напутствовали на прощание Сыздыковы.