"Деньги должны идти на развитие местных каналов, а не уходить за рубеж". Будут ли операторы ТВ отключать российские каналы?
С января оператор спутникового телевидения Otau TV, к которому подключено около 100 тысяч абонентов, исключил из своей сетки вещания российские телеканалы, входящие в семейство "Первого канала".
Произошедшее пролило свет на одну важную проблему. Казахстанские зрители платят операторам каждый месяц абонентскую плату. Большая часть этой абонентской платы уходит у оператора на покупку российского контента, и тарифы каждый месяц растут. В это же время отечественные телеканалы должны сами платить операторам, чтобы их включили в сетку вещания.
Эксперты, которых мы опросили, уверены, что так не должно быть. По их мнению, это мешает развитию отечественного телевидения.
Стоимость прав выросла на 75%
Прежде всего надо отметить, что Otau TV и "Первый канал. Всемирная сеть" дают совершенно разные ответы на вопрос, почему российские каналы были отключены.
Otau TV ещё в середине декабря сообщил, что намерен сократить с нового года количество зарубежных каналов с "новостным информационным нарративом", что и произошло. Вместо них он планирует транслировать развлекательные и познавательные телеканалы.
Однако эта версия произошедшего "удивила" представителей "Первого канала. Всемирная сеть". По их словам, причина отключения – экономическая: партнёр Otau TV – компания TVcom – просто не платила им за вещание в 2023 году и даже осталась должна за несколько месяцев 2022 года.
В Министерстве культуры и информации на запрос Informburo.kz ответили, что в числе причин расторжения договора между TVcom и "ПКВС" – ежегодное повышение стоимости ретрансляции российских каналов. С 2018 по 2023 год стоимость прав выросла на 75%. Сумма договора – коммерческая тайна, поэтому её назвать никто не может. Но однозначно, это большие деньги.
Также правообладатель требовал приобрести весь пакет телеканалов семейства "Первого". То есть, помимо "Первого канала", оператор Otau TV должен был ещё приобретать и другие телеканалы, которые зрителям, возможно, неинтересны – "Поехали", "Время: далёкое и близкое", "Дом кино", "Телекафе", "Дом кино Premium", "Музыка Первого", "Победа", "Карусель", "Бобёр" и "О!".
"Оператор Otau TV входит в "Казтелерадио" и подчиняется Министерству культуры и информации, по сути является государственным. Но Otau TV не просто государственная организация, но и хозяйствующий субъект. Он обязан зарабатывать деньги, чтобы себя содержать. Решение вещать тот или иной канал принимает оператор сам. Он может убрать дорогой канал и поставить тот, что стоит дешевле, и на этом заработать. А зритель может голосовать своими деньгами – абонентской платой – подписываться ему на Otau TV или перейти к другому оператору, если его что-то не устраивает", – заметил Багдад Кожа-Ахмет, эксперт телеотрасли, бывший гендиректор "31 канала".
"Пришло время иностранным каналам платить уже нам"
Багдад Кожа-Ахмет считает несправедливым, что отечественные операторы – кабельные или спутниковые – покупают контент иностранных каналов. По его мнению, должно быть какое-то законодательное регулирование, чтобы деньги, которые собираются за счёт абонентской платы, шли на развитие местных каналов, а не уходили за рубеж.
"Нас уже 20 млн человек, число зрителей ежегодно растёт, рынок уже сформировался. Наверное, пришло время иностранным каналам платить уже нам за то, что мы их вещаем. Это абсолютно нормальная мировая практика", – отметил Багдад Кожа-Ахмет.
Эксперт привёл пример: частные каналы, чтобы заполучить рынок в какой-нибудь стране, платят местным операторам за вещание за рубежом. Они компенсирует эти затраты или даже зарабатывают сверху за счёт разделения "рекламного пирога" на этом рынке.
Есть и другой формат, когда иностранное государство хочет продвинуть свою культуры и язык за рубежом, и поэтому платит оператором за то, чтобы они организовали вещание их госканалов на территории другой страны.
"Если наш оператор перестанет платить иностранному каналу за трансляцию, эти деньги высвободятся и уже пойдут на покупку других каналов, которые дешевле. И в этом случае наши казахстанские телеканалы могут конкурировать. Победит тот, кто даёт выше качество, но ниже цену", – подметил Багдад Кожа-Ахмет.
"Приоритет – за казахстанскими СМИ"
Политолог Талгат Калиев согласен, что ситуация с Otau TV произошла по экономическим причинам, а не политическим. Он предположил, что российский контент сегодня не окупается, в то время как рейтинги казахстанских каналов и проектов растут, как и объёмы рекламы на казахском языке. Как пример – успех фильма и сериала "Mіржақып. Оян қазақ!".
"В основе нашей информационной политики должен быть приоритет за казахстанскими СМИ. Мы должны максимально наращивать свой информационный потенциал. Второе, казахстанцы должны жить своей повесткой и интересоваться новостями нашей страны. А уже потом исходя из интересов нашей страны смотреть на происходящее в мире и принимать решения", – считает Талгат Калиев.
Читайте также: Медиаассоциация: Казахоязычные граждане смотрят телевизор вдвое больше остальных
"У Казахстана нет ни одного известного зарубежом медиабренда"
Такого же мнения придерживается и Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба. Она считает, что для этого у государства есть госзаказ, который, по её словам, необходимо реформировать и использовать для создания конкурентоспособного контента, а не для контроля информационного поля.
К сожалению, сейчас в Казахстане нет ни одного медиабренда, который был бы известен в других странах и вызывал бы профессиональное доверие всех стейкхолдеров, добавила Асель Караулова.
"Я думаю, государственные идеологи хорошо это понимают, даже если активно не озвучивают. Новый Казахстан невозможно построить без собственных развитых, профессиональных медиа, работающих в нормальной конкурентной среде. У нас в обществе слишком много системных идеологических проблем, разрывов, поляризации, и мы должны решать их созданием и развитием своего, казахстанского, информационного поля", – подчеркнула Асель Караулова.
Она добавила, что профессиональное медиасообщество давно говорило о необходимости ограничения вещания российских телеканалов в нашей стране, этот вопрос системно обсуждался на прошедшем "Медиа Курылтае".
"Наверное, найдутся недовольные зрители, но они могут смотреть этот контент и через интернет. В целом популярность ТВ-каналов падает, бюджеты перераспределяются в digital-направление. И этот тренд будет только усиливаться", – заметила Асель Караулова.