Законопроект о возможной блокировке соцсетей: казахстанцы подписывают петицию против спорных поправок
Если законопроект примут, соцсетям дадут полгода на назначение законных представителей по взаимодействию с Мининформации.В Казахстане создали петицию против принятия поправок, позволяющих ограничивать доступ к социальным сетям и мессенджерам. Речь идёт о законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребёнка, образования, информации и информатизации", который был одобрен в мажилисе и поступил для рассмотрения в сенат. Петицию уже подписали 2 575 человек.
В каком виде законопроект поступил в сенат. Предлагаемыми поправками в закон "Об информатизации" вводится новая статья 18-2 ("Деятельность иностранной онлайнплатформы и сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан"). Она предусматривает следующее:
- Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет
более 100 000 пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации.
Это требование не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, осуществляющими функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты.
- Уполномоченный орган в области СМИ ведёт реестр законных представителей иностранных онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями.
- Онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие деятельность в интернете на территории РК, обязаны установить программу для определения количества пользователей данным ресурсом в интернете.
- Уполномоченный орган в области средств массовой информации вправе:
1) запрашивать у онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о количестве пользователей в сутки;
2) в случае, если онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не установят программу для определения количества
пользователей информационным ресурсом в Интернете, собственными ресурсами определять количество их пользователей.
- Законный представитель по взаимодействию с уполномоченным органом в области СМИ иностранной онлайн-платформы после получения предписания о принятии мер по выполнению представления или решения от уполномоченного органа в области СМИ обязан выполнить его в течение 24 часов путём принятия мер к удалению информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан, либо ограничению её распространения на территории РК.
- Законный представитель по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями обеспечивает:
1) исполнение решений судов, прием и рассмотрение предписаний, представлений, уведомлений или решений государственных органов, установленных статьёй 41-1 Закона РК "О связи";
2) принятие мер на территории Республики Казахстан по ограничению доступа к информации и (или) удалению информации, запрещённой или
иным образом ограниченной к распространению законами РК или вступившими в законную силу судебными актами, а также доступ к которой был временно приостановлен предписанием уполномоченного органа в области средств массовой информации.
Статью 66 ("Переходные положения") предлагается дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"Собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более 100 тысяч пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, обязаны в течение шести месяцев после введения в действие статьи 18-2 настоящего закона назначить своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации.
В случае продолжения осуществления деятельности иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями без соблюдения требования, установленного частью первой настоящего пункта, уполномоченный орган в области средств массовой информации вправе ограничить их деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан".
Доводы авторов петиции. Составители петиции против вышеперечисленных поправок считают, что благородный повод – защита детей от кибербуллинга является лишь циничным прикрытием для стремления установить больший контроль над интернетом и усилить цензуру.
"Под размытое понятие "информация, нарушающая требования законов РК" можно подвести всё, что угодно, в том числе – обоснованную критику властей со стороны гражданского общества или антикоррупционные расследования. Мы уверены, что выгодополучателями принятия этих поправок, будут только нечистые на руку чиновники и люди, желающие отбросить Казахстан на пятьдесят лет назад – в Советский Союз – во времена тотальной цензуры и пренебрежения основными правами человека", – говорится в тексте петиции.
Авторы и подписавшиеся под петицией требуют от сената вернуть законопроект в мажилис на доработку при активном участии правозащитных организаций РК, представителей негосударственных СМИ и общественных организаций.
"Подписание законопроекта в его текущем виде – шаг, который отбросит наше общество на десятилетия назад и поставит нас на одну доску с государствами-изгоями, как в политическом, так и в экономическом плане", – говорится в петиции.
Читайте также:
- Министр информации про закон о кибербуллинге в сети: Никто не будет блокировать соцсети
- "Адил соз" назвал поправки об удалении информации из соцсетей попыткой установить контроль над интернетом
- Законопроект, обязывающий соцсети быстро удалять противоправный контент в Казахстане, направили в сенат