55% коррупционных преступлений в нацкомпаниях РК связаны с закупками
За четыре месяца 2017 года в квазигоссекторе выявлено в полтора раза больше фактов коррупции по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.Число выявленных фактов коррупции в субъектах квазигосударственного сектора Казахстана увеличивается, заявил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК (АДГСПК) Алик Шпекбаев.
"Эффективному развитию данного сектора препятствует коррупция. При этом в сравнении с госаппаратом её последствия не менее масштабны (...). Уголовная статистика свидетельствует о росте количества коррупционных правонарушений в этой сфере. Если в 2016 году зарегистрировано 137 преступлений, то только по итогам четырех месяцев 2017 года – 51, или рост в 1,5 раза. Анализ уголовной статистики свидетельствует, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в этой сфере 55% совершаются в рамках закупок. Между тем, их объём в квазигосударственном секторе от трёх до пяти раз превышает госзакупки", – сообщил он в ходе круглого стола "Законодательное регулирование закупок субъектов квазигосударственного сектора" в СЦК.
По словам Шпекбаева, первопричиной сложившейся ситуацией является отсутствие единых подходов и недостаточный уровень прозрачности при осуществлении закупок, а также отсутствие механизма общественного контроля деятельности компаний квазигоссектора.
"Согласно действующему законодательству, закупка товаров, работ и услуг национальными управляющими холдингами и компаниями осуществляется на основе собственных правил, базирующихся на типовых правилах. Они имеют локальный характер, то есть у каждой компании действуют отдельные правила. Для недропользователей – одни, для группы компаний "Самрук-Казына" – другие, для субъектов естественных монополий – третьи. Эти документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, экспертизу, регистрацию в органах юстиции как нормативно-правовые акты, влияющие на общественные отношения. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям. В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты. Заявки в отдельных компаниях по-прежнему принимаются в бумажном формате", – сказал он.
По его словам, предприниматели открыто говорят о неофициальных платежах, которые обязательны для получения контрактов и подрядов в нацкомпаниях.
"До 40% от опрошенных бизнесменов об этом говорят и подтверждают", – говорит Шпекбаев.
Он также вспомнил о коррупционных схемах, выявленных в АО "Байтерек Девелопмент" и НК "Астана ЭКСПО-2017", которые, по его словам, свидетельствуют о необходимости кардинального пересмотра подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе.
Шпекбаев сообщил, что АДГСПК в 2016 году провело внешний анализ коррупционных рисков в деятельности ФНБ "Самрук-Казына".
"Установлено, что при общей сумме закупок фонда, проведённых в 2015 году, 94% проведены способом из одного источника, что создаёт предпосылки коррупционных рисков в виде завышения стоимости закупаемых товаров, работ и услуг и отсутствия конкурентной среды. Данный показатель превышает долю госзакупок, проведённых из одного источника, более чем в 2,5 раза. Если на эти цифры не реагировать, то я не знаю… При этом в фонде нет должной системы внутреннего контроля за качеством, полнотой исполнения требований в сфере закупок. Например, не осуществляется контроль соответствующих условий проведения закупок способом из одного источника", – сказал Алик Шпекбаев.
Он отметил, что по итогам этого анализа рекомендовано разработать и принять закон, регламентирующий закупки в квазигоссекторе.