"Монополист превратится в монстра рынка": депутаты опасаются планов по трансформации КТЖ
По их мнению, концепция превращения нацкомпании в транзитно-логистическую корпорацию ущемляет интересы бизнеса.Группа депутатов мажилиса от партии "Ак жол" выступила против подходов "Казахстан темир жолы" к трансформации в транзитно-логистическую корпорацию, говорится в депутатском запросе на имя вице-премьера Романа Скляра.
Задачу трансформации национальной компании поставил президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу от 1 сентября. Однако, как отмечается в запросе, подход к этому самой компании вызывает большую озабоченность у участников рынка.
"КТЖ ориентируется на примеры корпораций Maersk, Evergreen, Deutsche Bahn AG. Между тем, как считают независимые эксперты Forbes, эти примеры крайне неоднозначные. Deutsche Bahn AG после многолетних трансформаций во избежание олигополии раздробилось на два десятка независимых структур. Морские линии Maersk и Evergreen, контролирующие огромную часть мирового рынка морских перевозок, стали в одностороннем порядке менять тарифы, вводить дополнительные сборы за пиковый сезон, что вызвало рост цен на их перевозки в четыре-пять раз и нестабильность сроков поставки", – говорится в запросе.
Участники рынка опасаются, что во время трансформации КТЖ сначала устранит конкурентов демпингом, а затем повысит тарифы либо введёт надбавки к ценам. Это увеличит возможности для коррупции в работе нацкомпании.
"Особое возмущение бизнеса в концепции трансформации КТЖ вызывает указание, что логистическая деятельность компании должна быть вне текущих рамок регулирования. Другими словами, деятельность нового монополиста будет неподконтрольна требованиям честной конкуренции и обязательств перед контрпартнёрами. Возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса. Не превратит ли подобная трансформация и без того монопольные полномочия КТЖ в ещё большего монстра на рынке?" – задаются вопросом мажилисмены.
Они добавили, что к проработке концепции трансформации КТЖ не привлекались представители отечественного бизнеса. Кроме того, по мнению депутатов, планы национальной компании противоречат другим поручениям из Послания президента, касающимся снижения участия государства в экономике и демонополизации железнодорожной отрасли.
Читайте также:
- В Антикоре попросили казахстанцев сообщать о случаях коррупции в КТЖ
- Арестованного за многомиллионные "подарки" управленца КТЖ осудили и сразу освободили
- Как КТЖ поглощала поступления из Нацфонда?