В Казахстане 24 июля запретили эксплуатацию всех воздушных судов Ан-2, эксплуатируемых в ТОО "Фауна Эйр" – компании, которая выполняет авиационно-химические работы (защита растений от вредителей) в Костанайской области.

Такое решение приняло управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов департамента по расследованию транспортных происшествий и инцидентов МИР РК (УРАПИ). ТОО "Фауна Эйр" подозревают в использовании нелегального воздушного судна. Об этом сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек на портале "Открытый диалог".

Всё началось с авиационного происшествия с воздушным судном Ан-2 (бортовой номер UP-A0316) в районе Докучаевского сельского округа Алтынсаринского района Костанайской области 23 июня.

Главная транспортная прокуратура по бортовому номеру установила, что самолёт принадлежит "Фауна Эйр". На фотографиях, по словам Жениса Касымбека, было видно, что воздушное судно получило серьёзные повреждения. Началось расследование.

"Транспортная прокуратура потребовала принять меры по обеспечению безопасности полётов в ТОО "Фауна Эйр" до 11 июля. УРАПИ 9 июля отправило служебную записку в Комитет гражданской авиации МИР РК с требованием о приостановке свидетельства на выполнение авиационных работ авиакомпании, но КГА никаких действий не предпринял", – отмечает глава министерства.

Он добавил, что органы внутренних дел начали уголовное производство по статье 344 Уголовного Кодекса (Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта).

Руководитель компании "Фауна Эйр" Виталий Громов не согласен с запретом на эксплуатацию. Он считает, что глава УРАПИ Нурлан Жумасултанов превысил свои полномочия, вынося такое решение.

"Деятельность авиакомпании парализована в разгар авиационно-химических работ. Это приведёт к срыву взятых обязательств и большим убыткам компании. С воздушными судами, попавшими под запрет, никаких авиационных происшествий и инцидентов не происходило. Жумасултанов свой запрет основывает на ничем неподтверждённых, якобы возникших у следствия подозрениях".

Он подчёркивает, что воздушное судно Ан-2 с регистрационным номером UP-A0316, в отношении которого проводится расследование, в запрете вообще не значится.

"В ней указаны именно те воздушные суда, которые на момент запрета абсолютно законно работали на оперативных точках. Все необходимые документы о законности их эксплуатации предоставлены председателю комиссии УРАПИ", – сообщил глава "Фауна Эйр".

В своём обращении к министру он отмечает, что запрет эксплуатации воздушных судов, в отношении которых не проводится никакого расследования, противоречит правилам расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации.

"В случае возникновения убытков авиакомпания будет вынуждена обратиться в судебные органы для возмещения причиненных убытков вследствие незаконного акта", – предупредил Виталий Громов.

Глава МИР РК рассказал о подробностях расследования. На месте происшествия нашли обломки самолёта Ан-2 серо-красного цвета, а местные жители показали, что разбитое воздушное судно разобрали и вывезли с места происшествия на грузовом автотранспорте.

Сотрудник УРАПИ и следователь выехали в село Атбасар Акмолинской области, где, по словам директора ТОО "Фауна Эйр" Виталия Громова, находилось воздушное судно с бортовым номером UP-A0316. Громов и командир самолёта Гончаров утверждали, что это воздушное судно перелетело туда своим ходом по воздуху.

Показанный комиссии самолёт был серо-голубого цвета. На самолёте имелись свежие следы пожара носовой части. При этом осмотр и поагрегатная проверка показали, что это действительно воздушное судно Ан-2 с бортовым номером UP-A0316.

"То есть в Докучаевском сельском округе произошло авиационное происшествие с другим воздушным судном Ан-2 серо-красного цвета, имеющим такой же регистрационный бортовой номер – UP-A0316. Это вызвало подозрения об использовании ТОО "Фауна Эйр" нелегального воздушного судна, которое не имеет законной государственной регистрации, сертификата лётной годности и страхового покрытия", – пояснил министр по инвестициям и развитию.

Возникла следственная необходимость проверить все воздушные суда ТОО "Фауна Эйр". Для этого ввели запрет на эксплуатацию до особого распоряжения воздушных судов Ан-2 с бортовыми номерами UP-A0128, UP-A0132, UP-A0136, UP-A0328 и UP-A0219.

"Это потребовалось для того, чтобы все воздушные суда находились на земле и не могли скрыться от проверки. Сотрудник УРАПИ выедет в Костанайскую область, где вместе со следователем выполнит следственные действия", – заключил Женис Касымбек.