Адвокаты по делу Astana LRT просят вызвать на допрос Тасмагамбетова, Джаксыбекова, Исекешева и Сагинтаева
Прокурор выступил против допроса высокопоставленных чиновников.Защита экс-руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжулова ходатайствовала о допросе в суде высокопоставленных чиновников, которые имели отношение к проекту строительства LRT. Сейчас дело рассматривается в апелляционной инстанции.
Адвокат Сауле Акатова заявила в суде, что допрос высокопоставленных чиновников необходим для устранения противоречий, установления действительной истины по делу, чтобы не допустить судебную ошибку.
"Уже настолько назрела необходимость в допросе тех должностных государственных лиц, которые приняли решение о строительстве такого масштабного, уникального и непонятного до сего времени проекта "Новая транспортная система Астаны" (LRT, BRT/ ITS), поддерживали его во всех начинаниях и направлениях, что без этого просто зайдём в тупик, а вернее уже до него дошли, что усматривается из вынесенного судом первой инстанции приговора. В итоге результат – осуждение невиновного Аманжулова и других", – сказала Сауле Акатова.
Защита просит допросить следующих высокопоставленных лиц (указаны должности, которые они занимали в период реализации проекта "Новая транспортная система Астаны"):
- Премьер-министра РК Серика Ахметова (осуждён, чем занимается – неизвестно).
- Первого заместителя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева (сейчас – аким Алматы).
- Министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева (сейчас – помощник президента РК – секретарь совета безопасности РК).
- Министра транспорта и коммуникаций РК Аскара Жумагалиева (сейчас – чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов).
- Министра финансов РК Болата Жамишева (сейчас – председатель совета директоров, независимый директор Bank RBK).
- Министра экономики и бюджетного планирования РК Ерболата Досаева (сейчас – председатель Национального Банка РК).
- Акима Астаны Имангали Тасмагамбетова (сейчас – независимый член совета директоров ПАО "КАМАЗ").
- Акима Астаны Адильбека Джаксыбекова (сейчас – председатель совета директоров АО "КазТрансГаз").
Читайте также: Обвиняемых по делу о строительстве LRT приговорили к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет
Кроме того, защита Рашида Аманжулова просит допросить представителей иностранных компаний, которые, "по версии следствия, являются соучастниками преступлений в виде пособников хищения и присвоения бюджетных средств при реализации проекта "Новая транспортная система города Астаны":
- Представителей (руководителей филиала) Французской консультационной инжиниринговой компании SYSTRA Алана Годри, Винсента Русло и других руководителей и должностных лиц этой компании. По данным защиты осуждённого, они составляли сметные затраты на проект, которые следствие считает завышенными.
- Представителей испанской компании Tengniga Y Proytctos, S.A Саяго Баутиста Карлос Хоск ( гражданин Испании) и других руководителей и должностных лиц этой компании.
- Директора казахстанского филиала ТОО "Бюро Веритас Индастриал Сервисез" Оната Атиллы (гражданин Турции) и других руководителей и должностных лиц этой компании.
"Без допросов этих лиц остаётся неустановленной объективная составляющая предъявленного Аманжулову обвинения, а именно: было ли событие преступления, поскольку недоказанным остаётся факт умышленного завышения стоимости отдельных частей проекта указанными компаниями, применявших в расчётах стоимости международные стандарты. Без этого по делу нельзя считать достоверным установленный следствием размер хищения", – пояснила адвокат.
Также защита ходатайствовала допросить экс-заместителя акима Астаны Каната Султанбекова и бывшего главу ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана, которые находятся в бегах.
Читайте также: Судья не смог вынести приговор по делу о хищениях при строительстве LRT. Слушания возобновлены
Прокурор Арсен Бегалин выступил против удовлетворения ходатайства защиты Рашида Аманжулова. По его мнению, в допросе высокопоставленных чиновников нет необходимости, поскольку обследован достаточный объём доказательств и допрошены все необходимые лица.
Судьи апелляционной коллегии оставили ходатайство открытым, решение примут позже. Такое же решение приняли и по ходатайству о возобновлении судебного следствия.
Суд первой инстанции приговорил фигурантов дела по LRT в Астане к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет.
Нажмите, чтобы прочитать к каким срокам приговорили фигурантов дела
- Для экс-руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжулова – 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
- Для бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана Жаната Нурпиисова – 8 лет лишения с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для экс-председателя правления АО "Astana Innovations" Талгата Ашима – 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Улугбека Ачилова – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Тимура Касабаева – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представитель подрядчика Дулата Мусенова – 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Для представителя подрядчика Даурена Абдыхамитова – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности и конфискацией имущества.
С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов.
Аким столицы Алтай Кульгинов 30 июня заявлял о возобновлении строительства LRT. Он отметил, что активная работа будет продолжена по мере поступления средств.