В 2011 году Правительство запустило программу "Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота" на 2011-2020 годы. Согласно плану экспорт мяса из Республики к 2016 году должен составить 60 000 тонн (180 000 тонн к 2020 году). Прошло уже полтора месяца 2016 года, но победных реляций о достижении рекордных объёмов экспорта мяса от Минсельхоза не слышно.

Аграрное ведомство, чтобы уйти от импортной зависимости и сделать страну одним из главных поставщиков мяса на внешнем рынке, в течение пяти лет реализовывало проект повышения мясного экспортного потенциала страны, вкладывая в него миллиарды тенге. Действовали программы кредитования по развитию овцеводства – "Алтын асык", коневодства – "Кулан".

Ежегодно чиновники отмечают положительную динамику во всех предприятиях отрасли. Действительно после катастрофического спада 90-х годов с начала 2000-х годов в животноводстве наблюдается рост поголовья скота и птицы. Однако до сих пор поголовье не достигло уровня 1990 года. Показатели 2015 года по поголовью КРС составляют 6,07 млн (62% к уровню 1990 года), овец и коз – 17,8 млн (48%), птицы – 35,2 млн (58%). От нанесённого урона не оправилось свиноводство: численность свиней держится на отметке в 0,8 млн (25%). Исключением стали лишь лошади, поголовье которых достигло 1,98 млн (рост на 23%).

А ведь когда-то, к примеру, разведение овец было наиболее выгодным видом животноводства: оно при относительно небольших затратах позволяло получать и мясо, и шерсть. Но те времена остались в прошлом. Шерсть сбывается плохо, с мясом тоже ничего хорошего: его в основном забирают перекупщики по низкой цене – 700 тенге за килограмм.

По официальным данным, сегодня в Казахстане ежегодно производится около 200 000 тонн баранины и свыше 400 000 тонн говядины. Былая слава Казахстана, когда только в союзный фонд отгружалось 330 000 тонн мяса в убойном весе, канула в Лету. Везде тотальный регресс и сколько ещё потребуется лет, чтобы достигнуть показателей 1990 года?

По состоянию на 1 декабря 2015 года Казахстан экспортировал всего 13 400 тонн мяса (по сравнению с 2014 годом рост на 11,7%). При этом, как отмечается в опубликованных на сайте Комитета госдоходов Минфина РК статданных, импорт мяса (без учёта России и Беларуси) в 2015 году составил 153 500 тонн (сокращение на 9,1%). Таким образом, рекорды по экспорту и импорту в отношении предыдущих лет действительно есть. Но где обещанные 60 000 тонн экспортированного мяса?

При нынешней ситуации в животноводстве, когда мяса импортируется почти в 12 раз больше, чем экспортируется, план Правительства по экспорту этих 60 000 тонн (а тем более 180 000) выполнить невозможно. Не сдающий свои позиции импорт продовольствия в Казахстан в условиях ВТО, куда страна победоносно ворвалась 15 декабря прошлого года, только усилится, и дело не ограничится бразильской говядиной, австралийской бараниной и американской курятиной.

Вопрос и в другом: зачем Казахстану экспортировать мясо в таких объёмах, если собственное производство не покрывает внутренние потребности и приходится завозить мороженые туши и брикеты из-за рубежа?

Аграрные чиновники с завидной периодичностью выдвигают широкомасштабные экспортные прожекты, планируя то залить Европу казахстанским кумысом и мёдом, то завалить её экологическим мясом. Ни первого, ни второго так и не произошло. Не стал исключением и разработанный агрогенералами отраслевой "блицкриг" на мясном фронте. Это говорит о несостоятельности проводимой в стране аграрной политики.

На пути эффективного развития животноводства в Казахстане множество нерешённых проблем: концентрация поголовья в мелкой частной собственности, неудовлетворительное ветеринарное обслуживание, низкая продуктивность скота, ставшие системными трудности в кормопроизводстве.

В деревне остались в основном пенсионеры и фермеры со старой, ещё советских времён, техникой. На получаемые со своего хозяйства "доходы" они не в состоянии не только купить новую технику, но и зачастую даже арендовать её.

"Реформаторы" вместо развития крупнотоварного производства, раздробили его до уровня личных подворий. Сегодня в таких хозяйствах, где нет ни технологий производства, ни породистого скота, сосредоточено до 80% имеющегося в стране поголовья. Мясо, за которое отчитываются в Минсельхозе, не что иное, как скот, выращенный на таких "фермах" и, как правило, не соответствующий международным стандартам качества и безопасности.

Согласно информации Генеральной прокуратуры РК, "на протяжении более восьми лет Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области остаются эпизоотически неблагоприятными и закрыты для экспорта мясной продукции". Проверки показали, что ситуация обусловлена массовыми нарушениями со стороны ветеринарных служб местных исполнительных органов и инспекций, отсутствием надлежащего контроля за соблюдением ветеринарного законодательства, нерациональным расходованием бюджетных средств.

Улучшать генетику решили простым импортом породистого (ангус, герефорд, шароле) скота из Европы, Австралии, Америки. Однако элитный скот требует и соответствующей кормовой базы, а с ней большие проблемы. После введения частной собственности на землю скотине просто негде пастись. При этом за последние четверть века не только снизилась урожайность кормовых культур, но и площади посевов под них сократились в 28 раз!

Ввоз в страну породистого скота при отсутствии кормовой базы – это попытка поставить телегу впереди лошади. Животные, в нарушение всех норм, кормятся практически лишь сеном. Зелёный корм (который должен составлять не менее 30% рациона) доступен им только летом, что не позволяет сделать производство экономически эффективным. На наших "харчах" заморские гости, показывающие на родине рекорды набора массы и удоев, быстро теряют все свои преимущества, заложенные в генетику селекционерами. Не удивительно, что, несмотря на массовый завоз элитного скота, средний сдаточный вес по КРС составляет около 300 кг, баранине – 32 кг, тогда как в развитых странах – 450 кг и 50 кг, соответственно.

Мелкие и даже средние крестьянские и фермерские хозяйства не имеют возможности применять современные технологии в создании прочной кормовой базы, выращивании высокопродуктивных пород скота и вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам по низким ценам. Вливаемые государством субсидии и дотации не дают ожидаемых результатов, а лишь рождают далёкую от реального положения статистику.

Для кардинального изменения ситуации следует укрупнять хозяйства, создавать сельскохозяйственные кооперативы. Объединение мелких хозяйств позволит решить самые острые проблемы аграриев. Они смогут брать кредиты и расплачиваться по ним, закупать новую технику и корм оптом, покрывать расходы, связанные с неразвитой в стране логистикой и пр. Сегодня с фермерами, при их уровне рисков, банки работать не хотят. Однако в стране из всех действующих сельскохозяйственных формирований на крупные хозяйства приходится всего около 3%.

Государство вознамерилось возродить кооперативы лишь буквально на днях. Закон "О сельскохозяйственных кооперативах", который вступил в силу 1 января текущего года, Президент страны подписал 29 октября прошлого года. Решение нужное, но принято с большим опозданием: страна уже стала членом ВТО, а разбор окаменевших уже проблем потребует продолжительного времени, и пока об эффективности можно говорить только гипотетически.

Безусловно, кооперация в сельском хозяйстве Европы создала высокоэффективную отрасль экономики. Но одного закона мало. Фермеры должны увидеть в кооперации явственную экономическую выгоду, и государство обязано не отделываться декларациями, а оказывать им в этом самую всестороннюю поддержку. И если чиновники не извратят мировой опыт, на который они столь любят ссылаться, то можно ожидать существенных перемен к лучшему. Иначе животноводство в Казахстане так и останется "традиционной отраслью, которая имеет большой потенциал для развития".