Логичнее налоговую реформу начинать с анализа того, где у страны есть резервы
Текущее обсуждение налоговой реформы стоит начать с серых зон.
Пока неизвестны параметры всех предложений по НДС, комментировать их рано и нет смысла. Логичнее начать с анализа того, где у нас есть резервы.
Одна из самых непрозрачных отраслей в Казахстане – строительство, и это неудивительно. Основные подрядчики нанимают бригады, большая часть которых приезжает из других стран, и все они требуют оплату наличными. Для добросовестных застройщиков, работающих вбелую, это серьёзный вызов – они вынуждены искать способы "вытащить" кэш. При найме большинства строительных бригад всегда предлагаются две цены: вбелую и вчёрную, причем чёрная заметно дешевле.
В такой ситуации страдают в первую очередь добросовестные застройщики, которые просто не могут конкурировать с серыми игроками. Белые компании не могут расти быстрыми темпами, если рядом существуют нерыночные условия.
В итоге:
- компании, работающие вчёрную, демпингуют на тендерах, а затем оптимизируют расходы через различные налоговые схемы;
- государство недополучает миллиарды тенге налогов;
- рынок не развивается, потому что у белых застройщиков нет стимулов инвестировать в долгосрочные проекты.
Как решить проблему?
Камеральный налоговый контроль
Каждая отрасль имеет свою налоговую нагрузку, в том числе строительная. Нужно просто рассчитать, сколько налогов должно быть уплачено без схем оптимизации, и сравнить с фактическими отчислениями.
Если разница большая – полная налоговая проверка строительной компании и всех субподрядчиков. Для объективности проверки заключения должны валидироваться отдельной группой из центрального офиса КГД, где будет указано, почему коэффициент налоговой нагрузки отличается от расчётного.
Контроль ценообразования в жилой недвижимости
Обычная схема: официальная цена в договоре одна, но часть денег передаётся застройщику кэшем. Контролировать такие сделки несложно – все ипотечные сделки всегда проходят вбелую. Можно построить оценочные модели на базе данных ипотечных сделок через Минюст, который фиксирует все обременённые сделки и договоры купли-продажи.
Закон о трансфертном ценообразовании уже работает, и его можно применять для доначисления дохода застройщикам, которые искусственно занижают цены. На старте можно установить допустимое отклонение в 20% от расчётной цены и постепенно снижать его с развитием моделей оценки.
Безналичные сделки с недвижимостью
Тема полного перехода на безналичные расчёты в недвижимости уже поднималась, но так и не была реализована из-за бюрократии. Решение очевидное: передать регистрацию недвижимости от нотариусов банкам и сделать их операторами сделок. Это увеличит прозрачность отрасли, даст БВУ новых клиентов, государству – больше налогов.
Эти меры помогут вывести строительный рынок из серой зоны, увеличить доходную часть бюджета и создать равные условия для всех игроков. Это не только про налоги. Добросовестный бизнес должен конкурировать не схемами, а эффективностью.