Сначала было увеличение пенсионного возраста для женщин, затем девальвация тенге с заявлениями о том, что никакой девальвации не будет, а она чудесным образом происходила, потом снова пенсионный вопрос – на этот раз с направлением денег на поддержку экономики. И, наконец, земля. У народа накопилось, и недовольство выплеснулось в соцсети, СМИ и даже кое-где на улицы.

Во всех этих случаях, постепенно переполнявших чашу терпения, помимо хронологической последовательности есть ещё одна общая деталь – Правительство не сделало почти ничего, чтобы как-то наладить связь с народом. В решающий момент зачастую в ситуацию вмешивался Глава государства, доделывая работу чиновников и спасая положение.

Поразительным во всех этих событиях является ещё и то, что ошибки не только ничему никого не научили, они не исправлялись, так ещё и каждое последующее действие было хуже предыдущего, раз за разом нанося всё новые удары по доверию населения.

Как вообще такое может быть в стране, которая тратит огромные деньги на подготовку специалистов в ведущих вузах мира вот уже более 20 лет?

Не знаю, как с точки зрения PR, но любой человек, изучавший экономику на продвинутом уровне в университетах, входящих в топ-100 мировых рейтингов, прекрасно знает, что только прозрачная государственная политика в гармонии с ожиданиями населения способна создать эффективную экономическую систему.

Множество выпускников программы "Болашак" работают в сфере государственного управления. Людей, получивших прекрасное образование иным путём, тоже немало. Так почему же в этом самом государственном управлении практически ничего не меняется из года в год? Почему люди, прекрасно знающие, как должна выстраиваться коммуникация власти с населением, как должны претворяться в жизнь важные реформы, допускают такие очевидные ошибки? Кто вообще принимает подобные решения в Казахстане?

Конечно, справедливым будет сказать, что среди молодого поколения управленцев, а также опытных политиков есть талантливые люди. Прецеденты есть, они всем известны, когда во главе города, области, национальной компании, государственного органа или же его структурного подразделения стоит истинный технократ, с прекрасным образованием, глубоким опытом, верными ценностями, и то, что он делает, заслуживает истинного уважения. Но пальцев на руках и ногах хватит, чтобы перечислить таковых.

В большинстве решения принимают далеко не такие люди. Для львиной доли руководителей, представителей политического истеблишмента нашей страны  идеи технократии не только чужды, но и непонятны.

Люди, которые должны являться частью элиты Казахстана, на самом деле таковыми не являются.

В то время, когда элиты должны "двигать государственный линкор вперёд", у нас это не всегда происходит. У нас эти люди боятся будущего, так как для них будущее страны и своё личное будущее не связаны друг с другом. Личное для них выше, а значит, они будут делать всё, чтобы сохранить должность, статус, положение, а также увеличить уровень своего благосостояния. Интересы государства и благо народа, как правило, вступают в диссонанс с их жизненной позицией.

Ещё одной отличительной чертой таких людей является то, что они пытаются создавать законы для других, а для себя стараются делать исключения. Хотя в успешных странах элиты создают законы в первую очередь для себя, а уже потом распространяют их на всех остальных.

Они не дают умным и талантливым людям проявить себя, ведь для них это потенциальные конкуренты. Поэтому все доводы о том, что законопроект следует обсудить с населением, необходимо осуществить шаги по выстраиванию обратной связи с теми, кто будет жить по этому закону, – китайская грамота, которая им непонятна.  

Эти люди не могут уяснить, что несколько десятков лет назад, когда их карьера только начиналась, мы жили не только в другой стране, но и в другом мире.

Да что там говорить, мир меняется ежедневно, и то, что было актуально вчера, сегодня беспощадно устаревает.

И вот именно потому, что такие люди в большинстве принимают решения в нашей стране, мы имеем то, что имеем.

Системе просто необходимо обновление, ей нужны новые люди. Нам нужны новые люди. И дело здесь не в очередной реформе государственной службы. Ситуация напоминает организм, заражённый каким-то вирусом бюрократии, и сейчас нужно укрепить иммунитет, который почти отсутствовал.

А вирус стремительно захватывает организм, и даже здоровые клетки могут стать заражёнными. Талантливые и перспективные управленцы, возвращаясь с обучения в лучших университетах мира, начиная служить стране, одурманиваются влиянием так называемых агашек. Они видят образ "успешного" и процветающего руководителя и стараются быть на него похожими, полагая, что это норма. В итоге мы видим 28-летних, некогда подававших большие надежды парней с большими животами, на дорогих машинах, взятых в кредит, а также с другими обязательными в их понимании атрибутами "успеха".

Только инъекция большого количества талантливых людей с мышлением технократов, голодных до знаний и ставящих интересы страны выше своих собственных, способна исправить ситуацию.

Такие люди у нас есть, и тот рывок, который продемонстрировал Казахстан в конце 1990-х – начале 2000-х годов во многом был связан с тем, что мы сознательно в массовом порядке занялись проблемой производства элит.

Думаю, и для высшего руководства страны земельный вопрос стал последним рубежом, пройдя который, понимаешь: эффект замещения должен быть одним из шагов на пути обновления. Те, кто не может принимать правильные решения для страны, должны уступить место тем, кто на это способен.