В сентябре истёк срок действия подписанного в конце декабря прошлого года меморандума между консорциумом Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) и Правительством Казахстана о ведении переговоров по спорным вопросам карачаганакского проекта.

Стороны в течение нескольких лет не могут согласовать проект расширения добычи (ПРД) на Карачаганакском месторождении. Причина не только в падении цен на углеводороды и росте капвложений в его эксплуатацию, но и в не устраивающей Казахстан доле в разделе продукции. Спор ведётся о размере возмещения затрат за 2010-2013 годы и вокруг правильности расчёта "индекса справедливости", который установлен в соответствии с Окончательным cоглашением о разделе продукции (ОСРП) – в зависимости от доходов.

Аналитики полагают, что из-за падения нефтяных цен заметно сократилась доходная часть республиканского бюджета и Правительство хочет получить дополнительные выплаты от недропользователей. Кроме того, стоит вопрос о вложениях нескольких миллиардов долларов в проект расширения производственных мощностей месторождения на среднесрочную перспективу.

Общий размер предъявленных Казахстаном требований оценивается в сумму около 1,6 млрд долларов. Но главное – цена изменения расчёта "индекса справедливости", которая за оставшийся срок действия контракта (до 2038 года) составит десятки миллиардов долларов. Понятно, что иностранные участники концерна упорствуют в неприятии таких аппетитов Астаны.

Что касается проекта будущего расширения Карачаганака, то ранее он предусматривал инвестирование в объёме 12 млрд долларов. В прошлом году этот проект оценивался уже в 9 млрд долларов, сейчас – вдвое меньше, но, похоже, и это не предел. "Дружественные переговоры" между Правительством и акционерами КРО по оптимизации проекта продолжаются, и окончательный результат его стоимости власти обещают огласить в конце текущего года.

Столь значительные ресурсы экономии обусловлены разделением ПРД на два этапа и намерением приступить к его реализации не ранее 2021 года. Это позволяет, во-первых, рассматривать затраты только по первому этапу как сэкономленные расходы по всему проекту. Во-вторых, впереди не менее 4 лет, в течение которых много чего может случиться. В-третьих, в отличие, к примеру, от Тенгиза (там инвестиции осуществляются за счёт кредитов) Карачаганак акционеры финансируют за свой счёт, а затраты компенсируют из прибыли, что минимизирует и дивиденды, и налоговые поступления в бюджет республики. Казахстан обратился с иском к консорциуму через арбитражный суд.

Карачаганак с запасам 1,2 млрд тонн жидких углеводородов и более чем 1,3 трлн м3 газа является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. В настоящее время общий фонд составляет 412 скважин, из которых 119 добывающих и 17 нагнетательных. При этом стремительно увеличивается доля дорогостоящего горизонтального бурения как из стволов существующих, так и из стволов строящихся скважин.


Ежегодная добыча на месторождении, на которую приходится 14% общеказахстанской добычи, составляет около 12 млн тонн (в 2016 году – 11,6 млн тонн) жидких углеводородов и 18 млрд м3 газа, почти половина (в 2016 году – 8,04 млрд м3, рост на 30% за последние 10 лет) объёмов которого закачивается обратно для поддержания пластового давления.

Основная часть добываемых на месторождении жидких углеводородов поставляется на экспорт через систему КТК "Тенгиз – Новороссийск". Небольшие объёмы нефти транспортируются по трубопроводу "Атырау – Самара". Нестабильный газовый конденсат идёт на Оренбургский ГПЗ.

Специалисты прогнозируют, что поскольку потенциал использования мощностей нынешней стадии разработки себя исчерпал, то без реализации проекта расширения добычи продуктивность Карачаганака будет снижаться, а вслед за ней сокращаться и доходная налогооблагаемая база.

Таким образом, даже рекордно низкие поступления прошлого года скоро покажутся весьма неплохими. Видимо, поэтому официальные власти наращивают финансовые претензии и требуют ревизии условий ОСРП. Нужно настоять на как можно более низком объёме инвестиций при сохранении заявленных в ПРД объёмах добычи.

Но насколько реально добиться этой цели?

Ранее в итоге двухлетних переговоров КРО уступил Казахстану 10% участия в концерне в обмен на перенос начала реализации ПРД. В текущей ситуации иностранные акционеры КРО также могут удовлетворить претензии Правительства лишь частично. Они понимают, что власти, добившись пересмотра условий ОСРП на Карачаганаке, займутся ревизией и остальных СРП. Их в Казахстане свыше десятка, и большинство из них было заключено в 1990-х годах, когда Правительство заманивало в проекты иностранных инвесторов, компенсируя им возможные риски крайне льготными условиями. Чем закончатся нынешние разборки Правительства с инвесторами, увидим в конце года.