В сентябре истёк срок действия подписанного в конце декабря прошлого года меморандума между консорциумом Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) и Правительством Казахстана о ведении переговоров по спорным вопросам карачаганакского проекта.
Стороны в течение нескольких лет не могут согласовать проект расширения добычи (ПРД) на Карачаганакском месторождении. Причина не только в падении цен на углеводороды и росте капвложений в его эксплуатацию, но и в не устраивающей Казахстан доле в разделе продукции. Спор ведётся о размере возмещения затрат за 2010-2013 годы и вокруг правильности расчёта "индекса справедливости", который установлен в соответствии с Окончательным cоглашением о разделе продукции (ОСРП) – в зависимости от доходов.
Аналитики полагают, что из-за падения нефтяных цен заметно сократилась доходная часть республиканского бюджета и Правительство хочет получить дополнительные выплаты от недропользователей. Кроме того, стоит вопрос о вложениях нескольких миллиардов долларов в проект расширения производственных мощностей месторождения на среднесрочную перспективу.
Общий размер предъявленных Казахстаном требований оценивается в сумму около 1,6 млрд долларов. Но главное – цена изменения расчёта "индекса справедливости", которая за оставшийся срок действия контракта (до 2038 года) составит десятки миллиардов долларов. Понятно, что иностранные участники концерна упорствуют в неприятии таких аппетитов Астаны.
Что касается проекта будущего расширения Карачаганака, то ранее он предусматривал инвестирование в объёме 12 млрд долларов. В прошлом году этот проект оценивался уже в 9 млрд долларов, сейчас – вдвое меньше, но, похоже, и это не предел. "Дружественные переговоры" между Правительством и акционерами КРО по оптимизации проекта продолжаются, и окончательный результат его стоимости власти обещают огласить в конце текущего года.
Столь значительные ресурсы экономии обусловлены разделением ПРД на два этапа и намерением приступить к его реализации не ранее 2021 года. Это позволяет, во-первых, рассматривать затраты только по первому этапу как сэкономленные расходы по всему проекту. Во-вторых, впереди не менее 4 лет, в течение которых много чего может случиться. В-третьих, в отличие, к примеру, от Тенгиза (там инвестиции осуществляются за счёт кредитов) Карачаганак акционеры финансируют за свой счёт, а затраты компенсируют из прибыли, что минимизирует и дивиденды, и налоговые поступления в бюджет республики. Казахстан обратился с иском к консорциуму через арбитражный суд.
Карачаганак с запасам 1,2 млрд тонн жидких углеводородов и более чем 1,3 трлн м3 газа является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. В настоящее время общий фонд составляет 412 скважин, из которых 119 добывающих и 17 нагнетательных. При этом стремительно увеличивается доля дорогостоящего горизонтального бурения как из стволов существующих, так и из стволов строящихся скважин.
Ежегодная добыча на месторождении, на которую приходится 14% общеказахстанской добычи, составляет около 12 млн тонн (в 2016 году – 11,6 млн тонн) жидких углеводородов и 18 млрд м3 газа, почти половина (в 2016 году – 8,04 млрд м3, рост на 30% за последние 10 лет) объёмов которого закачивается обратно для поддержания пластового давления.
Основная часть добываемых на месторождении жидких углеводородов поставляется на экспорт через систему КТК "Тенгиз – Новороссийск". Небольшие объёмы нефти транспортируются по трубопроводу "Атырау – Самара". Нестабильный газовый конденсат идёт на Оренбургский ГПЗ.
Специалисты прогнозируют, что поскольку потенциал использования мощностей нынешней стадии разработки себя исчерпал, то без реализации проекта расширения добычи продуктивность Карачаганака будет снижаться, а вслед за ней сокращаться и доходная налогооблагаемая база.
Таким образом, даже рекордно низкие поступления прошлого года скоро покажутся весьма неплохими. Видимо, поэтому официальные власти наращивают финансовые претензии и требуют ревизии условий ОСРП. Нужно настоять на как можно более низком объёме инвестиций при сохранении заявленных в ПРД объёмах добычи.
Но насколько реально добиться этой цели?
Ранее в итоге двухлетних переговоров КРО уступил Казахстану 10% участия в концерне в обмен на перенос начала реализации ПРД. В текущей ситуации иностранные акционеры КРО также могут удовлетворить претензии Правительства лишь частично. Они понимают, что власти, добившись пересмотра условий ОСРП на Карачаганаке, займутся ревизией и остальных СРП. Их в Казахстане свыше десятка, и большинство из них было заключено в 1990-х годах, когда Правительство заманивало в проекты иностранных инвесторов, компенсируя им возможные риски крайне льготными условиями. Чем закончатся нынешние разборки Правительства с инвесторами, увидим в конце года.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3302
- 4
- 30
-
2👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2702
- 6
- 35
-
3👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2419
- 1
- 18
-
4⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2539
- 0
- 3
-
5✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2234
- 1
- 4
-
6🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2182
- 0
- 22
-
7👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2200
- 0
- 33
-
8💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2271
- 3
- 10
-
9💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2218
- 2
- 84
-
10🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2241
- 0
- 6