Джамиля Стехликова: ЛГБТ в Казахстане всё ещё табу, из-за того что все откладывают coming out
Этническая казашка, общественный деятель, политик, глава либерально-экологической партии Чехии, бывший министр по правам человека Джамиля Стехликова поделилась опытом по защите прав меньшинств, а также пояснила informburo.kz разницу между европейским и казахстанским подходом к ЛГБТ-сообществу.
– Расскажите, с чего началась ваша карьера в политике? Насколько просто казашке было построить карьеру чиновника в Чехии? Сталкивались ли вы с какими-либо барьерами (законодательными или личностными, связанными с гражданством либо национальностью)?
– Политика начинается с несправедливости, с проблемы, которая мучает жителей. Политик – это тот, кто проблему назовет, объяснит причины, предложит решение, сам вступает первый в бой и поведёт за собой людей.
Я приехала в Чехословакию в конце восьмидесятых и была потрясена, как в Северной Чехии в результате открытого добывания угля уничтожают природу, человеческое жильё и культурные памятники. Зарёй бархатной революции были мирные демонстрации в городе Теплице на севере Чехии под лозунгом "Дайте нам дышать!" из-за отвратительного состояния окружающей среды, из-за удушливого смога, когда сжигали некачественный бурый уголь. Что было потом, вы знаете: демонстрации в Праге, по всей стране, коммунистическое правительство ушло в отставку, Вацлав Гавел был избран президентом, первые демократические выборы. После того как Гавел мне дал гражданство, я начала ступенька по ступеньке классическую политическую карьеру: вначале гражданское движение, потом уже с гражданством, городской совет, областной совет, партия "зелёных", заместитель председателя партии, победа "зелёных" в парламентских выборах и должность министра. Эта дорога заняла больше десятилетия.
Я никогда не была чиновником, я политик, не чиновник. Чиновника назначают, а политика выбирают граждане, и это закон. В первый раз я баллотировалась на каком-то пятнадцатом месте избирательного списка. Так что барьеров никаких не было – наоборот, трамплин, когда люди избрали. Сейчас, к сожалению, "зелёные" на выборах проигрывают, но мы очень громкая оппозиция и верим, что наше время придёт. Политик обязан верить в победу, даже проигрывая.
– Планировали ли вы уйти работать в политику изначально или же это был способ реализовать свою активную гражданскую позицию?
– В социалистической Чехословакии у меня было преимущество: в маленький городок на севере Чехии я приехала из бурлящей перестроечной Москвы, не боялась ходить на демонстрации, чувствовала, что режим шатается, хотя окружающие меня чехи этому не верили. Потом уже при демократическом правительстве пришли демонстрации против сноса селений из-за добывания угля. Люди отказывались покидать свои дома, на север приехал президент Вацлав Гавел, поддержал моё стремление идти в политику, помог оформить мне гражданство, потому что я хотела баллотироваться в местную власть и бороться за охрану природы и исторической памяти. И меня, к моему удивлению, избрали. Политическую карьеру трудно планировать – просто вас либо выбирают, либо нет. Признаюсь, что когда меня избрали первый раз в горсовет, я этого не ожидала. Но потом уже делала всё для переизбрания и переживала неудачи, как это случилось на выборах до Европейского парламента в 2014 году.
– Почему вы встали на защиту именно меньшинств и ЛГБТ-сообщества? Относятся ли в Чехии к представителям ЛГБТ более либерально, чем, например, в Казахстане?
– Я встала на защиту всех меньшинств, охраны заслуживает любое меньшинство, которое в данный момент несправедливо ограничивают в правах, дискриминируют, бросают в общий мешок как нарушителей порядка, которым считаются правила большинства. В либеральном обществе каждый имеет право жить так, как он хочет, с тем, кого он любит, верить в то, во что он хочет. Что касается ЛГБТ-сообщества, отношение к нему в Чехии не отличается от отношения к большинству, никому не приходит в голову скрывать свою ориентацию, шествия "Праг Прайда" – это уже не политическое событие, а просто большой праздник. Но появляются другие меньшинства, которых надо защищать. Вчера самыми ранимыми меньшинствами были цыгане, ЛГБТ, люди с инвалидностью, сегодня это мигранты, мусульмане, женщины, люди пожилого возраста. И вообще самым моим, если можно так выразиться, любимым меньшинством являются дети. К сожалению, нарушить их права легче всего, потому что дети беззащитны.
– Мониторинг местных СМИ показывает, что ваша карьера зачастую подвергалась критике: вы становились героиней карикатур, на вас делали пародии. Если можно, то хотелось бы узнать, с чем чаще всего вы сталкивались в течение своей профессиональной деятельности: какие предложения и темы чаще всего любили тиражировать СМИ? Принимали ли вы ответные меры, делали заявления?
– Да, критике подвергались многие мои шаги и решения, борьба за права человека всегда вызывает истерику у того, кому кажется, что если защищают слабых, так обязательно за его счёт. Таблоидные и серьёзные газеты часто писали, что я хочу взять деньги у чехов и раздать их цыганам: чехи будут трудиться, а цыгане будут за их деньги бездельничать. Помню, как меня успокаивал по этому поводу Джордж Сорос, который борется за права цыган во всём мире: "Я вот сейчас еду в Венгрию, и меня националисты уже в аэропорту встретят ненавистью и руганью "в благодарность" за финансирование программ образования цыганских детей в Венгрии", – пожаловался мне однажды Сорос.
Потом чехов возмутил мой законопроект, запрещающий телесные наказания детей. Газеты придумывали, какой будет огромный штраф, если мама или папа шлёпнут непослушного ребенка. К сожалению, этот закон так и не удалось "протолкнуть". Был там личный аспект. Позвал меня премьер-министр и долго убеждал снять с повестки мой закон. Я отказывалась. Премьер-министр потерял терпение и повысил голос: "Вот посмотри на меня, чего я добился! А ты думаешь почему? Да потому, что мой папа меня твёрдо воспитывал, а ты хочешь это запретить?!“ Тогда меня морально поддержала писательница Роулинг, которая даже приехала в Прагу, и мы встретились лично. И ещё меня поддерживал Вацлав Гавел, который всегда голосовал за "зелёных" и боролся за охрану прав всех меньшинств.
Труднее всего было убедить чешское общество, что ЛГБТ-люди имеют право усыновлять и удочерять детей. Нужно было объяснить, что воспитываться в семье с родителями одного пола лучше, чем остаться в детском доме.
Карикатуры и политика неразлучны. Не существует известного политика без карикатур. Как говорят коллеги-политики: "Не был на карикатуре – не был в политике!" Карикатур были десятки, до сих пор появляются, несколько было с Боратом, и даже телевизионные пародии были, некоторые очень смешные. Но это ведь нормально, это право людей на информацию плюс свобода слова, почему политики должны быть неприкосновенны? Возможность смеяться над политической властью оздоравливает общество. Я уже к этому привыкла, а ведь некоторые карикатуры были очень крутые: например, меня изобразили как борца сумо.
– Как-то раз вы в социальных сетях опубликовали одну из старых карикатур, опубликованных ещё в 2007 году на чешском информационном портале. На ней вы изображены с героем скандально известного фильма "Борат". Почему издание поместило ваше изображение на обложку? Не оскорбил ли вас этот факт?
– Карикатур с Боратом было несколько, одна совсем недавно, это до сих пор является символом того, что я из Казахстана. С другой стороны, если вы сегодня спросите чеха, что ему приходит в голову при слове Казахстан, он не ответит "Борат", он ответит: Джамиля Стехликова. Можно сказать, что в маленькой Чехии я победила Бората!
– Вы покинули Казахстан ещё в 80-х годах. Считаете ли вы до сих пор его своим домом? Часто ли приезжаете, планируете ли посетить родину в ближайшее время? Следите ли вы за последними событиями в Казахстане и за статусом ЛГБТ-сообществ в частности?
– Да, я считаю Казахстан своим домом, Чехия же – моя вторая родина, дом моей семьи. Идентичность у меня казахская и одновременно европейская, и они обе прекрасно уживаются друг с другом. В Казахстан езжу, собираюсь снова в этом году. Конечно, слежу за событиями в Казахстане и за его рубежами, геополитический вес и престиж Казахстана растут. Положение ЛГБТ-сообщества в Казахстане, конечно, улучшилось, но ещё отстаёт от европейских стандартов. Думаю, что это из-за того, что представители ЛГБТ-сообщества откладывают coming out (публичное признание ориентации. – Авт.), не рассказывают о своих чувствах и своей жизни даже родственникам, не говоря о широкой общественности, эта тема всё ещё табу. Поэтому общественность ничего не знает о жизни и успехах соотечественников из этого сообщества, не имеет возможности с ними ближе познакомиться и проникнуться к ним доверием, понять их проблемы, желания и мечты. Вы можете возразить, что признать иную ориентацию в обществе с сильным упором на традиции очень трудно, но иначе нельзя завоевать доверие общественности.
Представьте себе, если бы появился яркий молодой политик, который бы не только начал защищать права ЛГБТ, но и признался бы, что он гей. Я уверена, что многим бы это помогло найти себя и толерантнее относиться к представителям ЛГБТ-меньшинства. Это сильная общественная тема, которая ждёт своего решения, то есть своего политика.
Справка Informburo
Джамиля Стехликова – видный чешский политический деятель казахского происхождения и врач-психиатр. Джамиля родилась 6 февраля 1962 года в Алматы. Отец – архитектор и культуролог Алмас Ордабаев. Известен своим участием в создании фильма "Кочевники", был составителем книги "Казахский орнамент". Мать – Сембаева Рауза, учёный-химик.
В январе 1988 года Джамиля вышла замуж за своего коллегу, чешского парня по имени Милослав Стехлик. В июне того же года семья переехала в тогда еще Чехословакию.