Предприятие по производству минералки появилось в 1997 году благодаря Саре Назарбаевой. Тогда запустили оборудование по разливу трёх тысяч бутылок в час. В конце 2008 года контрольный пакет акций компании купил международный менеджер прямых инвестиций Sigma Bleyzer через фонд "SBV-V Казахстан". Иностранцы довели компанию до разорения. Теперь "Асем-Ай" выкупил отечественный инвестор, на которого производственники возлагают большие надежды.

Директор департамента маркетинга компании "Асем-Ай" Марина Лапина: "У нас сейчас очень важная задача. Гораздо проще заявить о новом бренде, чем возродить то, что когда-то покатилось вниз".

Производители минералки делают ставку на покупателя, который будет не только утолять жажду, но и одновременно следить за здоровьем. Хотя, признаюсь честно, покупая бутилированную воду, о здоровье я вспоминаю в последнюю очередь. В данный момент в Алматы около 40 компаний, занимающихся производством воды. Начиная от крупных с большим товарооборотом и заканчивая маленькими ТОО и даже ИП. В магазинах предлагают различные варианты: озонированную, йодированную, горную, минеральную. И каждая компания по разливу минералки мечтает занять большую часть местного рынка. В инвестиционном меморандуме RG Brands за 2013 год указано, что основными игроками на рынке бутилированной воды является компания "Юникс" (Tassay), "Кока-Кола Алматы Боттлерс" (BonAqua) и сама RG Brands (ASU). Компанию "Асем-Ай" как конкурента вообще никто не заметил. Зато в документе упомянули ТОО " Riks", как производителя энергетических напитков, холодного чая и берёзового сока. Сейчас вписаться в этот водно-минеральный рынок будет очень сложно. У многих производителей есть своя клиентура среди юрлиц. Этим организациям предлагают бесплатную доставку воды. К самой воде в качестве приложения идут кулеры, помпы, диспенсеры, одноразовые стаканчики. У некоторых фирм есть дополнительные услуги по ремонту питьевых аппаратов. Для физлиц, пришедших в магазин, в первую очередь важна цена. Среди газировок по этому показателю выигрывает «Алекс-Сарыагаш» (1,5 литра можно купить за 75 тенге). Среди негазированных напитков  "Асем-Ай" держится в среднем ценовом сегменте.

 Торговая марка  Компания     Ассортимент    Стоимость за бутылку питьевой воды, 18,9 литров   Стоимость за бутылку питьевой воды, 1 литр 
Calypso ТОО "Комета" 0,5 л, 1 л, 1,5 л, 5 л, 18,9 л  800 тенге 105-110 тенге
Тибетская ТОО "Falls of life company" 18,9 л 600 тенге, пустая бутылка - 1200 тенге -
Хрустальная ТОО "Golden Rill Trade" 18,9 л 600 тенге, пустая бутылка -  1500 тенге -
ALSU ТОО "Express-Water" 18,9 л 650 тенге, пустая бутылка - 1500 тенге -
Серебрянная ТОО "Компания Обис" 0,5 л, 1 л, 1,5 л, 6л, 19 л 600 тенге, пустая бутылка - 1200 тенге 100-115 тенге
Biz Таза Кала чистый город Clean City 18,9 л 500 тенге, пустая бутылка - 1500 тенге -
Yerdas ТОО "YERDAS" 0,5 л, 1 л, 1,5 л, 5 л, 18,9 л, пищевой лёд 550 тенге, пустая бутылка - 1400 тенге 100-115 тенге
Samal ТОО "Керемет Су СКЕ"  18,9 л 650 тенге, пустая бутылка -1400 тенге -
Алтынсу ТОО "Компания Алтынсу" 18,9 л 450 тенге, пустая бутылка -1200 тенге -
Асем Ай Компания «Riks» 0,5 л, 1 л, 1,5 л, 5 л - 105-120 тенге

Для тех, кто в жару всё-таки не забывает о своём здоровье, приведём данные по исследованию питьевой воды Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова (http://journal.ssmu.kz/index.php?statja=1659&lang=ru) . Учёными были взяты пробы воды в жилых домах, из водопровода, где были установлены фильтры обратного осмоса, и бутилированной воды (Tassay, "Кулагерарасан", "Тибетская вода", "Фрутоняня", "Асем-Ай", Bonaqua, ASU, Salute Sevens). Из всех образцов бутилированной воды только ASU и "Асем-Ай" имели щелочную реакцию, остальные представители имели либо нейтральную (Tassay, "Фрутоняня", Sevens), либо кислотную реакцию ("Кулагерарасан", "Тибетская вода", Bonagua) и даже сильно кислотную реакцию – Salutе. В результатах исследования учёные указали, что  щелочная вода соответствует всем требованиям и может быть рекомендована для ежедневного питья.