Прямой эфир Новости спорта

Air Astana: не продаётся!

Фото Никиты Спивака
Фото Никиты Спивака
Возможная продажа национального авиаперевозчика имела больше минусов, чем плюсов. Хотя Qatar Airways как новый хозяин - лучший вариант из всех возможных.

Ровно за неделю Air Astana прошла путь от компании, которую хотят сплавить алчным иностранцам, до компании, с которой неожиданно сняли все ограничения на полёты в Европу, заодно убрав и зависший над головой дамоклов меч продажи. Что из сказанного и попавшего в прессу за последние семь дней было правдой, что частичной правдой, а что намеренным вбросом, сейчас уже вряд ли можно разобраться – да и смысла нет – но очевидно, что сложившаяся теперь ситуация это победа руководства Air Astana и конкретно пиар-службы компании, проделавшей шикарную работу.

Почему я заостряю внимание именно на работе пиар-департамента компании? Давайте просто вспомним, как развивались события. В конце прошлой недели в СМИ попадает список активов, от которых государство хочет избавиться в этот непростой экономический период, причём само наличие такого списка как бы намекает нам, что дальше будет только хуже. Из всех компаний, представленных в нём, особый акцент делается на Air Astana, называется даже имя потенциального покупателя – государство Катар в лице авиакомпании Qatar Airways. Поначалу даже собственно предполагаемая продажа казалась дезой и бредом, но, как показали дальнейшие события, похоже, Air Astana всё-таки на самом деле значилась в "приватизационном списке". Выходные журналистам и обывателям дали на переваривание и усвоение информации, а дальше ситуация стала меняться стремительно.

Сначала Air Astana сама обратилась в Правительство с просьбой не продавать ни полностью, ни частично 51% акций, принадлежащий государству через фонд "Самрук-Казына", а затем во всех значимых онлайн-СМИ появились статьи с полным набором страшилок насчёт того, какой авиа-апокалипсис случится, если продать госдолю Air Astana, а тем более – если продать её катарцам. Вторник и среду отвели на обсуждение вопроса, в ходе которого даже критики компании перековались в её защитников, а голоса "Продавать!" остались единичными, и в четверг в небо взвился флаг победы. Комитет гражданской авиации объявил, что Air Astana не продаётся, причём, судя по тому, что выпущенный текст практически дублировал все те угрозы, что были озвучены, в случае продажи компании, дыма без огня не было. Очевидно, включая Air Astana в "приватизационный список", кое-кто кое-где не до конца разобрался в последствиях, но недостаток информированности был исправлен. Президент Air Astana Питер Фостер поблагодарил "всех собравшихся", а красивой, аппетитной, вкуснейшей вишенкой на торте стала вечерняя новость от министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева об исключении Air Astana из "серого" европейского списка.

И вот, пятницу Air Astana встречает компанией, которую никто никому не продаёт, а сама она может ширить маршрутную сеть в Европу. Блестящая работа, захват дворца Амина и операция "Энтеббе" в одном флаконе. Случился, правда, в ней один перегиб в виде "демонизации" Qatar Airways – меж тем, если не уход под крыло, то сотрудничество с лучшей авиакомпанией мира было бы благом, по крайней мере, для потребителя.

Непосредственным участникам авиабизнеса, конечно, виднее, но следующий пассаж в одном из заявлений Air Astana выглядел как минимум странно: "Корпоративная культура и стиль управления Катарских авиалиний полностью противоречат ценностям Air Astana… Непрозрачная финансовая отчётность, постоянные скандалы по причине нарушения принципов справедливой конкуренции, ущемление прав своих сотрудников, бортпроводников, недавний инцидент с выходом из доли участия в авиакомпании Cargolux, – шлейф этих событий говорит не в пользу данной авиакомпании".

Почему данный фрагмент выглядит странно? Ну, наверное, потому, что Qatar Airways – это всё-таки лучшая авиакомпания мира. Официально. Трижды лучшая. В том числе, и в 2015 году. Подтверждено наградами Skytrax, которыми гордится и сама Air Astana – только на региональном, центральноазиатском, а не глобальном уровне. В случае, если Qatar Airways стала бы мажоритарным или миноритарным акционером Air Astana, казахстанские потребители получили бы доступ к одной из самых широких и разветвлённых маршрутных сетей мира – катарцы летают на все континенты, за исключением Антарктиды, разумеется. Да и компания, не испытывающая проблем с деньгами, в силу того что Катар не скупится на мировую экспансию своего авиадетища (причём по всем фронтам – достаточно посмотреть на футболки "Барселоны"), в нынешней ситуации не помешала бы.

Но, пожалуй, минусов от продажи госпакета акций Air Astana было бы больше. Фактор первый – национальная безопасность. Не все страны имеют контролируемые государством авиакомпании – кто-то в силу собственного могущества, кто-то по противоположной причине. Но наличие такого стратегического актива для молодого государства, находящегося в не самом спокойном регионе (хотя, где сейчас спокойно?), в окружении соседей, нацеленных на доминирование, – необходимость. А продажа любой доли из госпакета вела бы к потере контроля.

Фактор второй – имиджевый. Уж простите за пафос, но Air Astana действительно превратилась в одну из витрин Казахстана. Более того, в пику "казахстанской бизнес-модели" (громко стартовать, а потом неуклонно терять в качестве), Air Astana одна из редких наших компаний, которая развивается и совершенствуется. Не всем нравятся цены. Цены растут – это факт. С другой стороны, по каждому направлению, так или иначе, есть альтернативы. Да, по международным рейсам, как правило, с пересадками, но ведь и Air Astana этим грешит: все западноевропейские рейсы из Алматы (Лондон, Франкфурт, Амстердам, Париж) и некоторые юго-восточные (Хошимин) совершаются с промежуточными остановками – в Астане, Атырау или Бангкоке.

И фактор третий – недоверие. Давайте будем откровенными, каждый раз, когда речь идёт о разгосударствлении предприятий, большая часть населения уверена, что полученные в результате средства пойдут не в общую кубышку, а в чью-то индивидуальную. Так пусть уж лучше контрольный пакет Air Astana остаётся у государства, тем более что кушать авиакомпания не просит (по её же собственным отчётности и утверждениям), чем потом мы будем читать о новом коррупционном скандале, сопровождаемом непременным молением о прощении и обещании: "Я больше так не буду".

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров