Только с начала этого года в Казахстане произошло 44 ДТП с участием водителей электротранспорта. В прошлом году погиб один человек.
Чтобы избежать подобных аварий, в начале мая в мажилисе приняли закон о правилах использования электросамокатов, теперь его должны одобрить в сенате. Однако новые правила не всем по душе: представители бизнеса и некоторые водители считают, что ограничения слишком жёсткие и неудобные. По их мнению, теперь всё меньше людей будут ездить на электросамокатах, что сведёт на нет развитие такого экологически чистого транспорта.
Что прописано в новом законе
По новому закону электросамокаты могут двигаться:
- по велодорожкам и обочинам – без ограничений;
- по тротуарам – со скоростью не более 6 км/ч;
- по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застёгнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории.
"Ездить по новым правилам вполне комфортно"
В рабочую группу по законопроекту входит Арсен Шакуов, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога". Общественник не согласен с тем, что из-за закона количество электросамокатчиков может резко снизиться. По его мнению, новые правила вполне удобны для водителей этого вида транспорта.
"Я сам пользуюсь электросамокатами, поэтому решил проехаться по городу по новым правилам и проверить, насколько они удобны. Построил маршрут от Райымбека – Байзакова до Сатпаева – Достык. Честно, проехал с огромным удовольствием. Я двигался в основном по проезжей части (автобусной полосе) или по велодорожкам. Когда улицы были узкими или заставлены машинами, приходилось выезжать на тротуары, но я старался ими не пользоваться. В принципе велодорожек в Алматы хватает, чтобы комфортно доехать с одного конца города в другой. А новый закон будет только способствовать их большему появлению. Единственное – у меня не было шлема и светоотражающей одежды. Возможно, в будущем бизнес мог бы давать шлемы в комплекте с самокатом", – полагает Арсен Шакуов.
По словам общественника, в самом начале законопроекта прописано, что здоровье граждан стоит в приоритете. Защищая интересы водителей электросамокатов, не стоит забывать и об интересах других. Если разрешить электросамокатам двигаться по тротуарам со скоростью 20-25 км/ч, то это нарушит права пешеходов.
"По законодательству, пешеходная зона предназначена только для пешеходов. Члены рабочей группы могли и вовсе запретить электросамокатам заезжать на тротуары, но мы сделали для них исключение. Мы официально разрешили им заезжать на пешеходную часть при условии, что они будут двигаться со скоростью 6 км/ч, равной скорости обычного пешехода", – заметил Арсен Шакуов.
"Кто это будет контролировать?"
Виталий Муртазин ездит на электросамокатах практически каждый день уже четыре года. "Буквально вчера мою маму чуть не сбили двое парней, бешено нёсшихся на электросамокатах", – отметил житель столицы. Он уверен, что регулировать движение водителей электротранспорта нужно, но при этом добавляет: законопроект, который был для этого подготовлен, работать, скорее всего, не будет.
"Когда у нас ввели правила касательно велосипедистов, они тоже должны были ездить по велодорожкам, на проезжей части или на тротуарах, если не мешают пешеходам. Их также обязали надевать шлем и использовать светоотражающие наклейки. Но что мы видим сейчас? Никто никаких правил не соблюдает, и культура вождения оставляет желать лучшего. И вообще как людей будут штрафовать за неношение шлемов и спецодежды? За водителями будут гоняться полицейские? Я бы полностью убрал этот пункт из закона. Вот вы, например, гуляли по городу, устали и решили взять на прокат электросамокат. Откуда у вас с собой будет светоотражающая одежда и шлем?" – выразил недоумение Виталий Муртазин.
По его мнению, ограничение скорости на тротуаре также неэффективно: по безлюдному тротуару водитель электросамоката мог бы разгоняться и до 20 км/ч, а когда везде толпа, сами водители замедляются и аккуратно объезжают пешеходов.
"Человек, который ездит каждый день с работы домой, более всех заинтересован в том, чтобы безопасно добраться обратно. Он не будет допускать никаких аварийных ситуаций. Тротуар для него – самое безопасное место. Нужно прививать людям культуру вождения, а не ограничивать им скорость. Если сделать скорость на тротуарах меньше 15 км/ч, то смысл электросамоката как быстрого вида транспорта исчезнет, и люди снова пересядут на автобусы и машины, увеличивая нагрузку на дорожную сеть, которая и без того страдает. А что касается дорог, то лично я не могу ездить по проезжей части, потому что у меня нет водительских прав", – заметил Виталий Муртазин.
Он предлагает не устанавливать ограничения на скорость в 6 км/ч, но ужесточить наказания за произошедшие ДТП по вине водителей электросамокатов. И главное – прописать в законе ответственность акиматов за строительство нужной велоинфраструктуры.
"Сегодня самый лучший город в Казахстане для велосипедистов – это Алматы, где хотя бы в центре есть единая сеть велодорожек. В Астане с этим хуже: на левом берегу есть пара дорожек, а на правом их нет вовсе. Наличие велоинфраструктуры решило бы все споры. Каждый бы ездил по своей полосе. У нас в городе много широких улиц. Возможно, мы могли бы забрать у крайних полос по полметра-метр и выделить это расстояние электросамокатам. Машины этот метр не почувствовали бы, а мы смогли бы сделать велодорожки, просто перерисовав разметку", – предложил житель столицы.
"Не обнаружен – не наказан"
Депутат Екатерина Смышляева, один из разработчиков законопроекта, согласна, что количество электросамокатчиков уменьшится: произойдет это в основном за счёт детей и подростков, так как им больше нельзя будет передвигаться на электросамокате по проезжей части.
"Ограничение скорости на тротуарах может быть менее привлекательным для водителей, поскольку потребует больше времени. А шеринги, как известно, берут оплату поминутно. То есть ехать медленно – это безопасно, но дорого. Этот чисто коммерческий подход, к слову, заставляет пользователей превышать безопасные скорости", – заметила Екатерина Смышляева.
Тем не менее депутат уверена, увеличивать скорость электросамокатов до 15 км/ч будет неправильным. По её словам, в инструкциях к использованию электросамокатов рекомендуется применять в людных местах "пешеходный режим".
"15 км/час – это скорость стандартного режима, она в три раза быстрее скорости пешехода. Вероятность вовремя остановиться, маневрировать у самого водителя снижается. Кроме того, движение на такой скорости не даёт пешеходам возможности среагировать вовремя. Учитывая, что тротуар по действующему законодательству предназначен для пешеходов, все другие участники движения должны подстраиваться под его режим, а не наоборот", – подчеркнула Екатерина Смышляева.
Что касается контроля над электросамокатчиками, то эту функцию будет осуществлять обычный дорожный патруль при непосредственном обнаружении нарушителя.
"Не обнаружен – не наказан. Это так. Но какое правило сейчас работает по-другому? Возьмите вождение в нетрезвом виде. Сколько таких нарушений совершается ежедневно, но не обнаруживается и не наказывается. При этом норма в законе существует и считается работающей", – отметила Екатерина Смышляева.
Депутат добавила, что отдельной статьи со штрафами пока не вводится, однако, есть общие статьи Кодекса об административных правонарушениях, которые применимы к данным видам нарушений.
"Скорость электросамоката на дорогах могут фиксировать цифровые камеры. Если это арендный самокат при синхронизации информсистем видеомониторинга и шеринговых компаний, установить арендатора будет возможно. Сервис аренды знает, какой электросамокат, где и в какой момент времени находился. Камеры знают время и скорость. В целом же сегодня администрирование ограничения скорости – это не проблема, а задача. Как когда-то ввели ограничение 60 км/час для автомобиля. Сергеков и радаров тогда не было. Радары в нашем привычном понимании появились в 80-х годах. До этого скорость определял патрульный "на глаз". Само наличие в законе правил и границ дозволенного постепенно будет формировать культуру вождения и сосуществования пешеходов и электросамокатов, которой сегодня, к сожалению, нет", – считает депутат.
Екатерина Смышляева согласна, что проезжая часть является территорией повышенной опасности для всех участников движения. Именно поэтому законом и предлагается установить ряд требований:
- минимальный возраст водителей – 18 лет;
- наличие водительских прав;
- обязательное ношение защитного шлема и светоотражающей одежды.
"Вместе с тем хочу подчеркнуть, что у водителя электросамоката есть выбор, где и на чём передвигаться. А у пешехода такого выбора нет. У него есть только тротуар, на котором уже не осталось безопасного места", – подытожила депутат.
"При худшем варианте нам придётся уйти с рынка"
Директор кикшеринговой компании Jet Мусалав Алибеков отметил, что закон ещё не принят, и он надеется, что сенат всё-таки отправит его на доработку. По его словам, компания поддерживает регулирование электротранспорта, за исключением двух пунктов: ограничение скорости на тротуаре до 6 км/ч и необходимость наличия прав любой категории при движении по проезжей части дороги.
"В текущем состоянии мы не представляем, какими силами будет осуществляться контроль за исполнением закона, и поэтому не представляем, как это отразится на бизнесе. Прямое толкование, безусловно, окажет негативный эффект, потому что самокаты необоснованно демонизировали и к ним применили более строгое регулирование по сравнению с аналогичными видами транспорта без статистики, которая бы подтверждала необходимость таких мер. В самом худшем варианте развития событий мы просто будем вынуждены свернуть бизнес в Казахстане и продолжить его в других наших странах", – отметил Мусалав Алибеков.
Во время участия в заседаниях рабочей группы по законопроекту компания старалась обратить внимание законодателей на то, что количество ДТП на электросамокатах в 2022 году снизилось по сравнению с 2021 годом, при этом количество поездок выросло более чем в семь раз. По данным компании, за 2021-2022 годы было всего 13 страховых случаев на 10 млн поездок, что делает электросамокаты одним из самых безопасных видов транспорта.
"На скорости 6 км/ч просто невозможно двигаться долгое время. Эта скорость не будет учитывать массу пользователя и рельеф местности. Например, в Алматы самокаты на такой скорости не поедут вверх. Закон пытается выдавить электросамокаты с тротуаров на проезжую часть, но так нельзя делать в текущих реалиях. В соседних странах прямо прописывают, что проезжую часть надо использовать, если нет велодорожки, тротуара и обочины – то есть в последнюю очередь. Так как по всей стране связанной велосипедной сети меньше 40 км, то тротуар чаще всего единственное безопасное место для водителей. Чтобы их освободить, нужно построить 1000 км велодорожек или ввести на всех городских улицах ограничение скорости в 30 км/ч, но это непопулярные меры, хоть и более безопасные", – считает директор кикшеринговой компании Jet.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5805
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5634
- 3
- 18
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2415
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2416
- 0
- 7
-
5🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2432
- 4
- 16
-
6🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2417
- 0
- 6
-
7⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2216
- 1
- 17
-
8⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2180
- 1
- 13
-
9⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2331
- 15
- 42
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2151
- 1
- 21