
Театральная студия "Дом Культуры" или ДК, как её называют наши ценители театра, запускает свой первый в этом сезоне спектакль "Причины жить". Это новая режиссёрская работа Виктора Немченко, о котором алматинская публика уже давно ничего не слышала. И думается, что премьера спектакля "Причины жить" – достойный повод для того, чтобы о Немченко, да и не только о нём, но и о других участниках проекта (актрисах Елене Тайматовой, Елене Набоковой, Елене Вовновой и Наталье Дубс) вновь заговорили.
Деликатная режиссура, сумевшая обуздать буйную женскую энергию, но не подавившая её, восхитительные актёрские работы от четырёх абсолютно разных и по-своему интересных актрис, завораживающий или же как минимум любопытный материал, декорации, хоть и уместившиеся на крохотной сцене – кухне, но рождающие высокопоэтичные образы, – всё это "Причины жить" и причины смотреть этот спектакль.
Вообще-то первые премьерные показы спектакля были проведены ещё в июне, но тогда авторы ещё не решались говорить о своей постановке громко. Ведь этот мультимедийный спектакль с видеоперформансами, поэзией, танцами и элементами кулинарного шоу – эксперимент. Авторы до сих пор не определили свою постановку в какой-то жанр: "Критикам виднее", – говорят они. Спектакль родился в каком-то банальном, казалось бы, разговоре – о женщинах, которые изменили мир, и в первую очередь, мир великих мужчин, – какими они были? И что их объединяло?
Материалом для драматургии послужили биографии самых обсуждаемых дам своего времени: великой поэтессы Марины Цветаевой (её играет актриса Елена Вовнова), а также знаменитых муз: Лилии Брик – возлюбленной Владимира Маяковского (роль досталась Елене Тайматовой); Зинаиды Райх – первой супруги Сергея Есенина, позже влюбившей в себя известного режиссёра Всеволода Мейерхольда (Наталья Дубс) и Елены Дьяконовой – той самой Галы, жены, музы и продюсера Сальвадора Дали, вдохновлявшей когда-то ещё и французского поэта Поля Элюара и популярного художника-авангардиста Макса Эрнста (Галу играет Елена Набокова).
Четыре женщины, чьи судьбы переплетены в одну историю, – это, как мы знаем, давно проверенная и хорошо работающая формула. У каждой героини своя краска: жизнелюбивая и деятельная Гала, вечно мятущаяся, неприкаянная Цветаева, увлечённая и впечатлительная Зинаида Райх, раскованная и свободная Лилия Брик. В спектакле они встречаются на кухне: беседуют, готовят еду: курицу, салат, штрудель – ароматные запахи овевают уютное пространство ДК, рассчитанное всего примерно на 30 человек. Дамы делают селфи и видео на свои телефоны.
Обывателю, конечно, было бы интересно "заземлить", как говорят психологи, героинь и представить, как эти женщины просто жили: готовили, ели, творили, сплетничали. Но кухня здесь не столько место готовки и привычного женского бытия, сколько сакральная территория, где рождается исповедь. Спектакль хоть и опирается на реальные биографические факты, но не стремится быть вписанным в исторический контекст. В конце концов, какая разница – встречались ли они в жизни на самом деле? Все героини здесь, как и говорится в описании проекта, "как сущности космических масштабов, забредшие на кухню – аллегорию земного бытия".
Актрисы погружают зрителей в мир своих героинь с головой, в их отношения с возлюбленными, детьми, с жизнью, любовью, смертью. Причём в спектакле апеллируют к наиболее популярным фактам из личной жизни этих женщин, не всегда укладывающихся в общепринятые представления о браке, семье и роли женщины. Но, к счастью, авторам удалось не превратить судьбы этих незаурядных дам похожими на громкие газетные заголовки (чем, увы, грешат многие современные постановки).
Этому способствовали и проникновенные диалоги, написанные самими актрисами (все четверо ещё и авторы), и откровения от лица их героинь, в которых мы видим новый взгляд на общеизвестные факты, и прекрасное видео, в котором течёт параллельная жизнь: здесь дамы ведут монологи с самими собой, делают непростые признания и танцуют до умопомрачения. Тяжелее всего пришлось Елене Вовновой, ведь её героиня Марина Цветаева – это слишком большая фигура, для того чтобы увидеть эту глыбу на какой бы то ни было кухне, но Елена справилась.
Благодаря замечательной работе художника-постановщика Айгерим Бекмухамбетовой каждый миллиметр крохотной сцены живёт и рождает красивые образы. Вот кто бы мог подумать, что отражение лица на кухонном оборудовании, появляющееся от отблеска зажженных к ужину свечей, может быть столь многозначительно?..
Хотя спектакль драматичен, депрессивен и длится три часа с одним антрактом, но находясь в уютном, домашнем пространстве ДК в этих разговорах о великих, об искусстве, эстетике смерти, природе отношения к жизни – вот главная тема, которая волновала режиссёра – забываешь, как пролетают часы. Атмосфера в театральной студии ДК тёплая: наливают чай и вино, угощают яблоками, и есть что-то такое, что сближает людей. А как иначе, если с тобой поделились чем-то сокровенным?
-
1🇰🇿🇺🇸 Посольство Казахстана призывает соотечественников-нелегалов добровольно покинуть США
-
13079
-
3
-
27
-
-
2🌡Прогноз погоды на 19 апреля: осадки и гололёд ожидаются на севере, востоке и в центре Казахстана
-
2419
-
2
-
3
-
-
3❗️Кадры с тренировок военного парада в Астане показали в Минобороны
-
2711
-
1
-
13
-
-
4❗️Учитель получил пожизненное заключение за изнасилование школьницы в Семее
-
2399
-
3
-
32
-
-
5😱 Тренер погиб, дети в больнице: футбольная команда из Павлодара попала в ДТП в Акмолинской области
-
2174
-
3
-
55
-
-
6📱 В Казахстане тестируют детские sim-карты
-
2129
-
3
-
26
-
-
7🚧 Три автобуса в Астане временно поменяли маршруты движения
-
2090
-
1
-
0
-
-
8⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 18 апреля
-
2203
-
0
-
4
-
-
9🥊Казахский Мейвезер: Я не хочу зазвездиться, специально опускаю руки – появляется кураж
-
2085
-
2
-
27
-
-
10☄️В Семее появился маньяк? В полиции прокомментировали слухи
-
2322
-
0
-
6
-