Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
"Хамп". Воздушный мост Индия – Китай, на котором США потеряли 600 самолётов

Американцы три с половиной года перебрасывали самолётами через Гималаи помощь китайской армии / Фото Getty Images
Американцы три с половиной года перебрасывали самолётами через Гималаи помощь китайской армии / Фото Getty Images
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

На северо-востоке Индии, в штате Аруначал-Прадеш, открылся музей, посвящённый воздушному мосту через Гималаи, который действовал во время Второй мировой войны. США потеряли на этом опаснейшем маршруте почти 600 самолётов. Корреспондент BBC Соутик Бисвас рассказывает об этой операции и о новом музее.

Это перевод статьи с сокращениями. Оригинал на английском языке можно прочесть здесь.

Музей, в котором собраны обломки разбившихся самолётов, вещи их экипажей и воспоминания выживших лётчиков, открылся в живописном городе Пасигат в предгорьях Восточных Гималаев.

В 1942-1945 годах, за три с половиной года, что действовал воздушный мост из Индии в Китай, в Гималаях разбились почти 600 американских транспортных самолётов. Погибли не менее 1500 человек – американских и китайских лётчиков, радистов и солдат.

Когда японские войска вошли в Бирму (ныне Мьянма) и подошли к границам Индии, они перекрыли наземный путь из Британской Индии в Китай. Китай воевал с Японией и был союзником США, Британии и СССР во Второй мировой.

В апреле 1942 года США запустили воздушный мост, по которому снабжали китайские войска в Куньмине и Чунцине на юго-западе страны.

За всё время операции в Китай было переброшено 650 тысяч тонн военной помощи.

Американские лётчики называли опаснейший маршрут через Восточные Гималаи The Hump – "перевал, горб"

В последние 14 лет индийско-американские команды, состоящие из альпинистов, спасателей, студентов, специалистов по судебной археологии, прочёсывали горные джунгли на высотах до четырёх с половиной километров на границе с Мьянмой и Китаем. В поисках участвовали и сотрудники американской военной Службы розыска военнопленных и пропавших без вести (DPAA).

С помощью местных племён эти экспедиции нашли места крушения как минимум 20 самолётов и останки нескольких лётчиков, числившихся пропавшими без вести.

Поисковикам и самим было нелегко: два дня в пути на машинах в горы, потом несколько дней пешком до предполагаемого места крушения. Однажды одна экспедиция застряла в горах на три недели из-за снежной бури.

"Это сложная местность: от пойменных равнин до гор. Погода может быть проблемной, и обычно можно работать только поздней осенью и ранней зимой", – говорит участник экспедиций, антрополог-криминалист Уильям Белчер.

Экспедиции нашли кислородные баллоны, пулемёты, обломки фюзеляжей, обувь, часы, черепа, кости. Останки отправляли на анализ ДНК.

Некоторые места крушений уже были разорены местными жителями: они сдавали алюминий на металлолом. У одного местного жителя нашёлся браслет погибшего лётчика с инициалами.

Посол США в Индии Эрик Гарчетти на открытии музея 29 ноября назвал его "подарком не только Аруначал-Прадешу и родным погибших, но и Индии и всему миру".

Экспонаты музея напоминают, как опасен был маршрут через Восточные Гималаи. Американский пилот Уильям Тёрнер в воспоминаниях описывает, как летал на своём транспортном C-46 над деревнями на крутых склонах, над широкими долинами, глубокими ущельями, горными потоками.

Пилоты часто были совсем молодыми, только что обученными, средства навигации – примитивными, а погода на маршруте – крайне коварной. Она, вспоминает Тёрнер, могла меняться каждую минуту, каждую милю.

Нисходящий поток мог швырнуть тяжело гружённый самолёт на полтора километра вниз, а потом другой – поднять обратно почти так же быстро.

Американские самолёты летали с аэродромов в Ассаме. Ныне это индийский штат, тогда – часть Британской Индии / Фото Getty Images

Раненых, выживших в крушениях, часто выхаживали жители горных деревень.

Тёрнер вспоминает, что самолёты иногда настолько сбивались с курса, что врезались в горы в 50 милях от трассы. Однажды в одной буре разбились сразу девять самолётов, погибли 27 членов экипажей и пассажиров.

Лётчики называли этот маршрут через Гималаи "The Hump" – "хамп": перевал, бугор, горб.

"Эти люди "хампа" сражались с японцами, с джунглями, с горами и муссоном день и ночь, каждый день и каждую ночь круглый год, – писал о них корреспондент журнала Life Теодор Уайт, который сам пять раз слетал по маршруту, чтобы написать репортаж. – Весь их мир – это самолёты. Они каждую секунду слышат их, летают на них, чинят их, проклинают их. И без устали отправляют и отправляют их в Китай".


Читайте также:


«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров