Ещё два месяца назад кинотеатры штурмовал фильм "Мстители: Война бесконечности". Лента заработала 640,5 миллионов долларов за первые выходные в мировом прокате, миллиард за рекордные 11 дней, а в общем кассовые сборы составили более двух миллиардов. "Мстители 4" появятся на экранах только в мае 2019 года. Но студия на этом не останавливается. 5 июля в широкий прокат выходит "Человек-муравей и Оса" – двадцатая кинолента в серии супергеройских фильмов от Marvel Studios.
Редкому фильму удаётся получить большое количество продолжений. В какой-то момент центральному персонажу становится некуда дальше меняться и развиваться. Из-за этого его историю приводят к логическому завершению, как в случае с трилогиями о Тёмном Рыцаре или о Матрице, либо создатели просто решают повторить в продолжении сюжет предыдущей части, увеличив масштаб действия. Из-за того, что герой остаётся "застывшим", каждая новая часть всё более скучна (например, серии фильмов "Крепкий орешек", "Рэмбо" или "Заложница").
Можно, конечно, искусственно продолжить франшизу, сохранив мир оригинала, но поставив в его центр новое поколений персонажей. Такой трюк может и сработать, что доказали новые "Звёздные войны", "Мир Юрского периода", или "Крид: Наследие Рокки". Провалы тоже случаются: это произошло с "Трансформерами" и "Пиратами Карибского моря".
Наиболее известное исключение – серия фильмов о Джеймсе Бонде, которая насчитывает уже 26 картин, на неё ушло более пятидесяти лет. Marvel Studios за 10 лет выпустила 20 картин, создав самую прибыльную франшизу в истории кинематографа. Секрет успеха в том, что продюсеры решились на рискованную идею и нашли правильный подход к её реализации.
Основы: расширенные вселенные в комиксах и не только
Marvel – это в первую очередь компания, выпускающая комиксы. Основана она была в 1939 году (правда, тогда называлась Timely Publications) и с тех пор выпускает фантастические, супергеройские и другие рисованные истории. За это время в библиотеке компании накопилось более восьми тысяч персонажей. Наиболее популярные герои (или группы героев) имеют свои постоянные сольные серии.
Поначалу эти серии существовали обособленно, и каждая рассказывала о приключениях титульного героя или команды. Потом персонажи из одной серии стали появляться в других, и стало ясно, что большинство героев Marvel существуют в одном мире или иначе – в совместной вселенной. Отличительная особенность Marvel в том, что их вселенная очень похожа на реальный мир, а большинство персонажей проживают в Нью-Йорке. Герои из комиксов других компаний зачастую живут в выдуманных городах.
Совместные вселенные – не придумка Marvel, и используются они в разных видах искусства. Например, почти все работы Стивена Кинга происходят в одной вселенной. Персонажи из романов Агаты Кристи об Эркюле Пуаро появляются в книгах о Мисс Марпл. Дональд Дак живёт в том же мире, что и Микки Маус.
В кинематографе полноценные вселенные – редкость, но можно вспомнить два наиболее знаменитых примера. Во-первых, в период с 30-х по 50-е годы студия Universal выпускала многочисленные успешные фильмы про монстров (таких как Дракула, Мумия, Человек-невидимка и чудовище Франкенштейна), персонажи которых существовали в одном вымышленном мире и нередко пересекались. Во-вторых, свою киновселенную в 1994 году начал большой любитель комиксов Кевин Смит. В его дебютном фильме "Клерки" в магазин, где работает главный герой, заглядывают разгильдяи и наркоманы Джей и Молчаливый Боб. Потом эти персонажи появятся на втором плане еще в трёх картинах Смита – "Лоботрясы", "В погоне за Эми" и "Догма", а ещё позже станут главными героями собственного фильма "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар". Но эти два примера, скорее, исключение, чем правило.
В комиксах есть свои уникальные особенности. Время от времени в совместной вселенной развиваются сюжеты, которые слишком глобальны, чтобы оставаться в рамках серии одного героя. Они вовлекают и влияют на жизни нескольких персонажей, а то и всей вселенной. Такие сюжеты называют кроссоверами (от англ. cross over – "пересекать"). Кроссоверы позволяют читателям наблюдать за взаимодействием их любимых персонажей, а создателям – разом освежить и поднять интерес ко многим сольным сериям. После кроссовера мир всех участников значительно меняется, и каждому приходится справляться с последствиями происшедших событий по-своему.
Понятие кроссоверов существует и в кино. Правда, на широком экране обычно совмещают персонажей, которые изначально существовали порознь и не задумывались как часть общего мира. Тут можно вспомнить такие фильмы как "Кинг-Конг против Годзиллы", "Чужой против Хищника" или "Фредди против Джейсона". Но всё это разовые акции, которые не признаются как официальная часть мифологии персонажей.
Фаза 0: подготовка
Параллельно с основной деятельностью, Marvel зарабатывала на том, что продавала права на своих персонажей кино- и телестудиям. Первая такая сделка произошла еще в 1944 году, когда появился сериал про супергероя Капитана Америку. Но кроме пары достаточно успешных сериалов и нескольких менее успешных фильмов ничего больше не выходило.
Тогда компания решила взять ситуацию в свои руки и основала новое подразделение – Marvel Studios, которое должно было разрабатывать кинопроекты на начальной стадии, чтобы затем продавать их крупным студиям. Во главу подразделения встал израильский бизнесмен Ави Арад, который ранее спродюсировал несколько анимационных сериалов про героев Marvel. После этого дела пошли в гору. Например, New Line Cinema приобрела права на истории про Блейда и сняла по ним три фильма. В руках у студии 20th Century Fox оказались права на комиксы про супергероев из команд "Люди Икс" и "Фантастическая четвёрка", а также таких персонажей как Дедпул, и Сорвиголова (по которым, в общей сложности, снято уже 15 картин). В Sony Pictures сняли пять лент про Человека-паука и ещё две про Призрачного гонщика.
Во время работы над первой частью "Людей Икс" Ави Арад подметил в команде творческого консультанта: 27-летнего молодого человека по имени Кевин Файги. Он выделялся тем, что когда остальные ломали голову над сценарием, пытаясь выдумать что-то новое, Кевин всегда твердил, что нужно черпать вдохновение из комиксов. А комиксы эти он страстно любил и хорошо в них разбирался. Оценив познания и подход молодого Файги, Арад сделал его своей правой рукой.
В 2003 году к Ави Араду обратился успешный продюсер и предприниматель Дэвид Мейзел и предложил Marvel Studios самостоятельно снимать контент. Идея имела смысл: на тот момент у компании не было творческого контроля над кинопроектами, и зарабатывала она в несколько раз меньше, чем вложившиеся в производство студии. С другой стороны, финансовой ответственности Marvel Studios не несла. Мейзел же предлагал взять в долг полмиллиарда долларов и вложить их в производство на свой страх и риск.
К 2005 году сформировался план: в период с 2008 по 2012 год снять 5 сольных фильмов про супергероев, связанных одной вселенной, чтобы затем объединить их силы в кроссовере. Это должно было стать первой фазой развития студии. За основу решили взять команду супергероев под названием "Мстители". Во-первых, потому что в комиксах её тоже собрали из уже существовавших по отдельности героев. Во-вторых, права на этих персонажей либо уже принадлежали Marvel, либо их было несложно получить обратно. Назвать будущую серию фильмов решили "Кинематографической вселенной Marvel".
Доподлинно неизвестно, кто именно стоял за идеей воплотить в кино принцип комиксовой совместной вселенной, – Дэвид Мейзел или Кевин Файги. Но Ави Арад не согласился с планами студии и ушёл со своего поста в 2006 году. В следующем году Мейзел стал председателем Marvel Studios, а Файги (в возрасте 33 лет!) – президентом по производству.
В ретроспективе Арада легко упрекнуть в недальновидности, однако его решение понять несложно. Задумка с расширенной вселенной была не просто рискованной, а беспрецедентной. На тот момент по комиксам снимались только сольные фильмы. Единственным исключением был спин-офф (то есть, ответвление) фильма "Сорвиголова", второстепенная героиня которого получила своё отдельное кино под названием "Электра". Но этот эксперимент с треском провалился как в финансовом, так и в художественном плане.
"Электра" даже не была связана с первым фильмом сюжетно. Marvel Studios вообще собрались вложиться в производство сразу нескольких параллельных историй, которые затем пересекутся. И успех будущего кроссовера должен был основываться на том, что рядовой зритель, не интересующийся комиксами, не только посмотрит все предыдущие сольные фильмы, но ещё и запомнит их сюжетные линии и сможет осознать их как часть единой вселенной.
На руках у Marvel при этом были персонажи второго эшелона, которые не имели поп-культурной известности, которая есть, например, у Человека-паука или Супермена. В общем, хотя бы один провальный фильм мог разрушить всю затею.
Фаза 1: Железный человек 1-2, Халк, Тор, Первый Мститель, Мстители
На старте франшизы решили экранизировать комиксы про Железного человека. Это был самый известный из доступных Marvel Studios персонажей, про которых ещё не снимались фильмы. Оригинал рассказывает про изобретателя и владельца крупнейшей компании по производству вооружения – Тони Старка, который попадает в плен во время Вьетнамской войны. Похитители пытаются заставить Старка создать для них оружие массового поражения, вместо этого он создаёт для себя высокотехнологичную броню и с её помощью сбегает из плена. Этот опыт заставляет Тони пересмотреть взгляды на жизнь, и он из эксцентричного и безответственного плейбоя превращается в супергероя – Железного человека.
В качестве режиссёра для фильма привлекли Джона Фавро. На тот момент он был знаменит эпизодическими ролями в кино и на телевидении (в том числе в сериале "Друзья") и тремя режиссёрскими работами, самая успешная из которых – рождественская комедия "Эльф". На главную роль Фавро предложил взять Роберта Дауни-младшего, но поначалу студия сомневалась в его выборе. Сейчас трудно представить, что кто-то мог бы отказаться заполучить Дауни в своё кино, но в то время актёр переживал спад в карьере из-за прошлых проблем с наркотиками. Но Фавро твёрдо верил и настаивал, что именно Роберт, поборовший зависимость и прошедший через личные трудности, сможет в полной мере воплотить на экране персональную трансформацию Тони Старка.
Почему же Marvel для своего пилотного проекта выбрала режиссёра без опыта в экшене и актёра без звёздного статуса? По словам Кевина Файги, впервые получив творческий контроль над собственным кино, он желал создать героя, который был бы настолько же интересен без супергеройского костюма, насколько с ним. Поэтому он нанял тех людей, которые сконцентрировались бы на создании интересных и живых персонажей, и оказался прав.
Фавро был нацелен сделать фильм о "человеке, который буквально заново изобретает себя, осознав, что мир вокруг намного сложнее, чем он думал". Для этого он решил добавить в фильм нотки шпионского кино, вдохновляясь романами Тома Клэнси, а также фильмами про Джеймса Бонда и Робокопа. Сюжет приблизили к реальности, перенеся историю с пленом Старка из Вьетнама в современный Афганистан. А чтобы придать игре актёров натуральности, Фавро культивировал на съёмках импровизацию. Джефф Бриджес, сыгравший в фильме роль главного злодея, описал процесс съёмок как "студенческое кино за 200 миллионов долларов".
Такой подход оправдал ожидания: фильм, вышедший в 2008 году, заработал больше полумиллиарда долларов в прокате и получил позитивные отзывы от критиков. Всё потому, что Marvel сконцентрировались на том, чтобы просто сделать хорошее индивидуальное кино.
После титров в "Железном человеке" присутствовала дополнительная сцена, в которой к Старку приходит загадочный человек по имени Ник Фьюри. Он заявляет, что Тони не единственный супергерой, и что у Фьюри есть идея о том, чтобы собрать команду для борьбы со злом. Несведущие в мифологии Marvel были озадачены этой сценой и тут же пошли в интернет за ответами. А фанаты комиксов, хорошо знакомые с Ником Фьюри, возликовали, уже предвкушая будущее появление Мстителей на широком экране.
Через месяц после "Железного человека" в кино появилась вторая лента из Кинематографической вселенной Marvel – "Невероятный Халк". Это кино было индивидуальной историей о зелёном гиганте со сверхсилой, но тоже заканчивалось дополнительной сценой, где уже появился Тони Старк. В этот момент рядовые зрители начали понимать, что два совершенно разных супергероя существуют в одном мире. Затем последовала вторая часть "Железного человека" и сольные фильмы "Тор" и "Первый мститель". В каждом из них были заложены детали, которые позволили студии уже в 2012 воссоединить своих персонажей в одном фильме.
"Мстители", наверное, были самым ответственным моментом в истории Marvel Studios. Именно эта лента должна была показать, пригодна ли схема комиксовых вселенных и кроссоверов для киноформата. И снова студия приняла неоднозначное, но верное решение и поставила на пост режиссёра Джосса Уидона. У него за спиной была только одна режиссёрская работа, но он прославился в первую очередь как сценарист (номинация на Оскар за работу над "Историей игрушек") и создатель культовых сериалов "Баффи – истребительница вампиров" и "Светлячок". В его работах всегда было большое количество персонажей и остроумные диалоги между ними, что отлично подходило для "Мстителей". Ещё он фанат комиксов и даже сам писал их для Marvel в середине двухтысячных.
Первым делом Джосс Уидон полностью переписал сценарий, поставив во главу угла взаимодействие между героями. По его словам, его привлекло в проекте именно то, что эти супергерои настолько разные, что даже "в одной комнате не должны находиться, не говоря уже об одной команде, а это и есть определение семьи". Кевин Файги признаёт, что главным опасением в фильме про Мстителей было то, что экшн затмит собой всё остальное. Им нужен был постановщик, который не потеряется в обилии действия и спецэффектов и сконцентрируется на персонажах.
Уидон с задачей справился. Во многом благодаря тому, что все основные персонажи уже были представлены и раскрыты в предыдущих фильмах. Это позволило ему не тратить время на долгие объяснения характеров и сразу сталкивать лбами уже полюбившихся публике героев, не потеряв при этом глубины проработки персонажей.
"Мстители" поразили зрителей и критиков и заработали полтора миллиарда долларов. Задумка с кинематографической вселенной оказалась более чем успешной, и можно было переходить ко второй фазе её развития.
Фаза 2: Железный человек 3, Тор 2, Первый мститель 2, Стражи Галактики, Мстители 2, Человек-муравей
После успешного кроссовера Marvel Studios начали с того, что продолжили уже начатые серии про Железного человека, Тора и Капитана Америку. Файги не хотел довольствоваться достигнутым и решил продолжать увеличивать вселенную не только вглубь, но и вширь. То есть представлять зрителям всё новых героев. В первой фазе студия использовала своих наиболее известных персонажей, а во второй появилась возможность экспериментировать с более неординарными личностями – Человеком-муравьём и командой Стражей Галактики.
Человек-муравей – бывший вор, который, выйдя из тюрьмы, получает в руки технологию, позволяющую ему уменьшаться до любых размеров, а также общаться и взаимодействовать с насекомыми. А Стражи Галактики – так вообще группа космических бандитов, среди которых есть говорящий енот и деревянное существо по имени Грут, которое умеет говорить только одну фразу: "Я есть Грут". Но творческий подход и правильный подбор режиссёров позволил и таких необычных героев сделать любимцами публики.
Как и в случае с первым этапом, апогеем фазы-2 был кроссовер "Мстители: Эра Альтрона", который снова собрал участников первой части воедино. Помимо масштабных экшн-сцен, фильм повысил градус эмоционального напряжения среди персонажей, так как по сюжету главный злодей – искусственный интеллект Альтрон – это результат небрежных экспериментов самих Мстителей, Тони Старка и Брюса Беннера.
Помимо этого вселенная Marvel, начиная с 2013 года, стала охватывать телевидение. Персонажи, появлявшиеся в первой фазе на втором плане, получили свои сериалы "Агенты Щ.И.Т." и "Агент Картер". Marvel Studios начала сотрудничество с платформой Netflix, где задумала применить уже опробованную формулу развития. Сначала были созданы четыре сольных сериала про новых героев: "Сорвиголова", "Джессика Джонс", "Люк Кейдж" и "Железный кулак", затем вышел сериал-кроссовер "Защитники". При этом все эти персонажи существуют в том же мире, что и Мстители. И количество сериалов во вселенной Marvel будет только увеличиваться.
Фаза 3: Первый мститель 3, Доктор Стрэндж, Стражи Галактики 2, Человек-паук, Тор 3, Чёрная Пантера, Мстители 3-4, Человек-муравей 2, Капитан Марвел
Сейчас происходит третья фаза развития кинематографической вселенной Marvel. Началась она с фильма "Первый мститель: Противостояние". Формально являясь третьей частью сольной серии о Капитане Америке, на деле лента оказалась масштабным кроссовером, в центре которого находится конфликт между самими Мстителями, расколовший супергероев на два лагеря. События "Противостояния" совершенно изменили динамику взаимоотношений внутри вселенной, а некоторым сюжетным линиям ещё предстоит разрешиться в будущем.
После этого стали выходить как продолжения существующих серий ("Тор: Рагнарёк", "Стражи Галактики. Часть 2"), так и новые сольные фильмы ("Доктор Стрэндж", "Чёрная Пантера"). Особенно стоить отметить долгожданное появление во вселенной Человека-паука, ставшее большой неожиданностью для фанатов.
Дело в том, что права на этого персонажа принадлежат студии Sony Pictures, но продюсеры из Marvel сумели заключить взаимовыгодные договорённости, чтобы получить право использовать Паука в своих фильмах. Даже название его сольного фильма – "Человек-паук: Возвращение домой" – будто намекает, что этому герою место именно во вселенной Marvel.
Третья фаза отличается значительным улучшением репрезентативности. Например, в этом году появился первый сольный фильм про темнокожего супергероя – "Чёрная Пантера". "Человек-муравей и Оса" – первая лента, в названии которой упоминается герой-женщина. А вот первое сольное кино про женщину – "Капитан Марвел" – стоит ждать в марте следующего года.
Как у них всё это получилось?
Идея, в которую мало кто по-настоящему верил, за 10 лет принесла Marvel Studios более 17 миллиардов долларов. Что позволило добиться такого ошеломительного успеха? Выдающийся творческий подход руководства студии.
Ещё с самого начала приоритетом для студии были интересные самостоятельные истории. Поэтому каждая сольная серия держит уровень качества, и у зрителей нет ощущения, будто какие-то фильмы сделаны для заполнения пространства. За счёт такого подхода кроссоверы тоже получаются органичными, а не навязанными. Каждый персонаж имеет свою индивидуальность, проработанный характер и багаж прошлого. Из-за этого дружба, любовь, споры и конфликты между ними действительно понятны и интересны зрителю.
Чтобы рассказывать интересные истории, нужно подбирать правильных рассказчиков. Почти все постановщики, нанятые студией, не имели опыта с блокбастерами. Кевин Файги говорит, что это не имеет значения, ведь на студии много технических специалистов, которые помогут режиссёру справиться с любым масштабом. Гораздо важнее найти автора с собственным уникальным видением. К примеру, два самых провальных фильма Marvel – "Невероятный Халк" и "Тор 2: Царство тьмы" были сняты крепкими ремесленниками. Режиссёр первого – Луи Летерье известен постановкой двух частей посредственной экшн-серии "Перевозчик", а создатель второго – Алан Тейлор в основном работал на различных телесериалах. Когда студия привлекла автора небольших новозеландских комедий Тайку Вайтити, на выходе получила один из самых ярких и остроумных фильмов в своей вселенной – "Тор: Рагнарёк".
В Marvel умеют поддерживать интерес зрителей, потому что не боятся экспериментировать с жанрами. Например, первый фильм про Капитана Америку был выдержан в стиле старого военного кино, а вторая часть во многом напоминает политические триллеры 70-х. Первый "Тор" имеет элементы театральной костюмированной драмы (не даром для режиссуры пригласили специалиста по Шекспиру – Кеннета Брану). "Стражи Галактики" – космоопера, "Человек-муравей" – фильм об ограблении, "Чёрная пантера" – кино о Бонде и так далее. В результате зритель каждый раз получает что-то новое, даже если смотрит уже третью часть об одном и том же персонаже.
Но все разношёрстные фильмы складываются в одну цельную картину. Порой зритель и не замечает, что органичная деталь одного сольного фильма в то же время является семенем, которое прорастёт и даст сюжетные плоды годы спустя и, может быть, повлияет на всех других персонажей. Всё это возможно благодаря тщательному планированию и непосредственному участию продюсера Кевина Файги в производстве всех фильмов. Работавшие с Файги режиссёры говорят, что он всегда культивирует творческий подход и даёт свободу для авторских решений, но не забывает сохранить нити, соединяющие вселенную.
Значение для индустрии
То, что различные фильмы объединены одним миром, имеет очевидные коммерческие плюсы. Во-первых, это позволяет студии создать синергетический эффект. Если зрителю понравился один герой, он также будет смотреть кроссовер. А если он хочет разобраться в сюжете кроссовера, то ему придётся ознакомиться и с другими фильмами. Помимо этого общая вселенная даёт возможность органично поддерживать франшизу долгое время. Пока продолжаются истории про одних героев, параллельно появляются новые, и это даёт студии возможность в будущем безболезненно заменять старое поколение персонажей на новое.
Многие студии сейчас стремятся строить свои вселенные, но они часто проваливаются. Так, например, в недавнем фильме "Мумия" не осталось места для внятного сюжета, так как создатели слишком много времени потратили на затравку для будущих серий. А расширенная вселенная DC (фильмы про Супермена, Бэтмена и прочих героев) слишком поторопилась с кроссовером "Лига справедливости", в котором второпях были представлены два ключевых персонажа. Вселенная про Людей-икс обзавелась двумя успешными спин-оффами, но основная серия страдает, потому что смотреть на одну и ту же команду супергероев в шестой раз уже неинтересно.
Успех Marvel Studios слишком велик, чтобы не пытаться его повторить. И это хорошо, потому что кинематографическая вселенная Marvel доказала, что зритель готов воспринимать сюжеты и следить за ними на протяжении многих фильмов. Это значит, что всё больше продюсеров будут готовы выделять деньги на длинные и сложные истории. И может быть, качественное и многоступенчатое развитие персонажей наконец перейдёт с телеэкранов в кинотеатры.
Что нас ждёт в будущем?
Очевидно, что кинематографическая вселенная продолжает развиваться. В третьей фазе будет больше всего фильмов: десять вместо шести, как в первых двух. Пока что фильмы из фазы-3 наиболее успешны как финансово, так и у критиков. А главный кроссовер про Мстителей из-за масштабов истории пришлось поделить на два фильма. Но этот факт тоже представляет некоторые сложности для дальнейшего продолжения серии.
Дело в том, что события этого кроссовера настолько значительны, что невозможно было бы вклинить обычную сольную историю между двумя его частями. Продюсеры эту задачу решили ловко. "Человек-муравей и Оса" пусть и выходит позже, но его события разворачиваются до "Войны бесконечности". А сюжет выходящего в следующем марте фильма "Капитан Марвел" вообще развивается в девяностых годах. Он расскажет о становлении нового персонажа, который затем сыграет важную роль в сюжете "Мстителей 4".
Существует ещё одна сложность. Marvel нужно продолжать франшизу, а проекты таких масштабов почти невозможно сохранить втайне. Уже сейчас известно, что фаза-4 начнётся 5 июля 2019 года с фильма "Человек-паук: Вдали от дома". Недавно объявили и о том, что сценарий третьей части "Стражей Галактики" уже написан. Помимо этого студия активно ищет постановщика для будущей сольной ленты о супергероине – Чёрной Вдове. Слитая информация даёт понять, что эти герои, скорее всего, переживут события "Мстителей 4". По этой причине переживать за их сохранность становится намного сложнее для зрителей.
Ещё ходят упорные слухи о создании сиквела "Доктора Стрэнджа", да и все уверены, что без второй части "Чёрной Пантеры" дело не обойдётся. Если эти проекты действительно находятся в разработке, то Marvel Studios придётся сильно постараться, чтобы поддерживать вокруг них уровень секретности до мая следующего года и не убивать интригу раньше времени.
Как бы то ни было, студия уже официально застолбила по три даты релиза в 2020, 2021 и 2022 годах. А Кевин Файги говорит, что уже спланировал развитие франшизы вплоть до 2025 года. Если он и его команда сохранят свой продуктивный творческий подход, то зрители будут совсем не против того, чтобы наблюдать за кинематографической вселенной Marvel еще много лет.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3284
- 4
- 29
-
2👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2390
- 1
- 17
-
3⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2510
- 0
- 3
-
4👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2666
- 6
- 34
-
5✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2226
- 1
- 4
-
6🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2170
- 0
- 22
-
7👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2188
- 0
- 33
-
8💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2256
- 3
- 10
-
9💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2200
- 2
- 84
-
10🛬 Аэропорт на острове Бали возобновил работу после извержения вулкана
- 2206
- 0
- 6