Происходит это практически одновременно с ежегодными сильнейшими паводками в центральных и северных регионах страны. На юге же и юго-востоке всё начинает гореть ещё в марте, особенно часто пожары возникают в дельтах крупных водных артерий Семиречья и предгорьях Заилийского Алатау. Затем центр тяжести смещается на восток и север. О том, готовы ли в этом году чрезвычайные службы дать отпор стихии, рассказывает Informburo.kz.
Лесными массивами в Казахстане покрыто всего лишь 4% территории страны. Поэтому любой крупный пожар на территории государственного лесного фонда превращается в настоящее бедствие. Восстанавливаются леса, особенно хвойные, очень долго – как правило несколько десятков лет, окружающей среде наносится непоправимый ущерб, а государство несёт серьезные материальные издержки.
Прошлый, 2017 год стал самым горячим за последние 5 лет по количеству возгораний. Всего в разных регионах Казахстана произошло 460 пожаров, а их общая площадь составила 11 тысяч 399 гектаров. Причины их возникновения самые разные. Большинство происходит по естественным причинам: в 342 случаях лес горел из-за так называемых сухих гроз, когда деревья вспыхивают от ударов молний.
На втором месте человеческий фактор: 25 пожаров возникло в результате неосторожного обращения с огнём. По одному в результате сельскохозяйственных палов (выжигание сухой травы для расчистки пастбищ) и по вине заготовителей древесины. В 91 случае причины пожаров остались невыясненными.
Крупных пожаров было семь. Самый обширный из них произошёл 18 апреля на территории государственного природного резервата "Ертыс Орманы". Его площадь составила 1 030,22 гектара. На территориях Мойынкумского и Коскудукского КГУ огонь распространился на площади 5 357 гектаров, в Жуалинском и Байзакском КГУ пожары поглотили 3 750 гектаров. Лес горел также в ГНПП "Бурабай", в ГЛПР "Семей Орманы", на территориях Кенеского и Красноборского КГУ.
Вся эта статистика предоставлена редакции РГКП "Казавиалесоохрана" специальным подразделением Министерства сельского хозяйства, которое подчиняется профильному комитету этого министерства. "Казавиалесоохрана" выполняет госзаказ на проведение лесоавиационных работ, указанных в "Законе об использовании воздушного пространства РК". Главная задача этой структуры – выявить и с помощью авиации потушить лесной пожар на ранней стадии.
Как показывает практика, именно такая форма защиты лесного фонда оказывается наиболее эффективной. Авиапатрулирование производится с десантниками-пожарными на борту и спецоборудованием для тушения огня. В 2017-м авиадесантной службой обнаружен и совместно с лесхозами потушен 291 лесной пожар из возникших 345, что составляет 84%. В это число не входят 115 пожаров, которые произошли в ночное время, а также во время отсутствия в районе патрульных вертолётов. Только лишь с земли такую площадь проконтролировать было бы физически невозможно.
И это при том, что штат "Казавиалесоохраны" составляет всего около 300 человек, работающих в 14 авиагруппах по всей республике: Алматинская, Талдыкорганская, Кокшетауская, Акмолинская, Павлодарская, Костанайская, Баян-Аульская, Боровская, Каркаралинская, Жамбылская, Усть-Каменогорская, Катон-Карагайская, Букебаевская и Бородулихинская.
– На сегодняшний день руководство и коллектив продолжают выполнять работы по подготовке к пожароопасному сезону 2018 года, – рассказывает руководитель АПС "Казавиалесоохраны" Сергей Поляков. – Проведены сборы лётчиков-наблюдателей, обучение, курсовая и техническая подготовка, приняты зачёты и экзамены на допуск к тушению лесных пожаров. Также работа проводится во всех 14 подразделениях по республике: обучение десантников-пожарных, зачёты, экзамены и допуск к тушению пожаров. Переводим автотранспорт с зимней консервации на летний режим работы, приводятся в порядок все средства пожаротушения. С 1 апреля будем готовы на всей территории республики выполнять лесоавиационные работы.
Примечательно, что собственных вертолётов и самолётов у РГКП "Казавиалесоохрана" практически нет, за исключением одного борта Ми-2. Для проведения лесоавиационных работ организация в соответствии с "Законом о государственных закупках" объявляет тендер среди казахстанских авиакомпаний.
– Проблемы начались тогда, когда был определён единый оператор по предоставлению вертолётных услуг – АО "Казавиаспас", – рассказывает далее Сергей Поляков. – Это постановление Правительства №72 от 18 февраля 2016 года. К сожалению, у них недостаточно воздушных судов, чтобы покрыть весь объём наших работ по республике. К примеру, в 2017 году они не смогли своевременно выставить свои воздушные суда на места и были вынуждены работать с субподрядными организациями. Поздно выставили вертолёты по Баянаулу и по Костанаю. Плюс в течение всего пожароопасного периода мы зафиксировали 12 случаев отказа по нашим заявкам. Дело в том, что "Казавиаспас" задействует свои вертолёты для других работ. Например, санитарная авиация: если происходит экстренный вызов, они забирают свой борт, а мы остаемся без авиаподдержки. Весь смысл нашей работы – непрерывно мониторить охраняемые территории в пожароопасный период. Достаточно упустить один пожар, и он фактически на нет сведёт всю работу по охране леса.
– Поэтому мы настаиваем на том, чтобы вертолёты всегда находились в точках базирования. Наши точки расположены в местах, максимально приближенных к лесному фонду, чтобы обеспечить оперативность. Некоторые воздушные суда "Казавиаспас" предлагает базировать на аэродромах. Они удалены от точек охраны. Потом, у каждого аэродрома свой регламент работы: они закрываются рано, прекращает работу аэронавигация. Мы не можем тушить пожары вне графика работы аэродрома, – сообщил руководитель авиационно-пожарной службы.
– Как вы намерены решать эти проблемы в 2018 году?
– Эти проблемы преодолимы, и со стороны "Казавиаспаса" с нами были многочисленные встречи, чтобы решить все эти технические сложности. Но в итоге получилось так, что особого понимания мы не нашли, особенно в очень важном вопросе применения вертолётов I класса – это "Ми-8/17". Неоднократно "Казавиаспас" пытался заменить этот вертолёт на "Ка-32A 11BC". Дело в том, что "Ка-32" по своим техническим характеристикам не подходит для тушения именно лесных пожаров. У него соосная схема несущих винтов, которая создает сильный турбулентный поток непосредственно под фюзеляжем вертолета. Эта конструктивная особенность на нет сводит тушение любого пожара: вертолёт просто раздувает возгорание при десантировании людей, при доставке воды, грузов и т.п. У нас есть документы, подтверждающие такие факты. Подобные ситуации складывались при тушении горного пожара в Алма-Арасане (Заилийский Алатау) в 2013 году и в 2017-м при тушении пожаров в лесхозах Акмолинской области.
– Кроме того, в начале этого года руководство "Казавиаспаса" заняло непонятную для нас позицию: разработало "дорожную карту", согласно которой функции "Казавиалесоохраны" должны быть переданы в "Казавиаспас", – сообщил Сергей Поляков.
– Как это?
– Это вообще непонятная ситуация. "Казавиаспас" относится к совершенно другому министерству – КЧС МВД. Мы же являемся подразделением Министерства сельского хозяйства, и всю нашу историю, почти 40 лет, неразрывно связаны с лесным хозяйством. Причём в этой "дорожной карте" рекомендовано расформировать "Казавиалесоохрану" и передать все активы в АО "Казавиаспас". Непонятна конечная цель: зачем уничтожать успешно работающее предприятие, которое доказало свою эффективность? "Казависпас" никогда не занимался тушением лесных пожаров, не имеет специалистов, не имеет опыта и технической базы. У нас же 14 подразделений по всей республике, специальные средства пожаротушения, специалисты, которые работают по этой тематике уже не один десяток лет. У нас никогда не было прецедентов, когда мы не выполняли госзаказ по охране лесов.
– А какова позиция вашего министерства по этому вопросу?
– Всё это объясняется оптимизацией. Решение не принято, это проект, который прошёл согласование между министерствами, но когда будет соответствующее постановление, неизвестно. Комитет лесного хозяйства и животного мира, которому мы подчиняемся, согласовал только изменение названия нашего предприятия. Предлагается, что оно будет называться "Казахское специализированное предприятие охраны лесов и животного мира". Наша основная задача – сохранить вид деятельности, прописанный в нашем уставе: проведение и выполнение лесоавиационных работ. Если из нашего устава данная формулировка уйдёт, это автоматически приведёт к расформированию и ликвидации нашего предприятия.
– А что с тарифами на аренду вертолётов?
– Был проведён аудит, и нам было рекомендовано работать с единым оператором из одного источника для рационального использования средств. АО "Казавиаспас" предлагает следующие тарифы: вертолёт I класса "Ми-8/17"– 1 млн 368 тысяч тенге за один лётный час; вертолёт II класса (EC 145) – по тарифу 914 тысяч 944 тенге за один лётный час. На что мы, РГКП "Казавиалесоохрана, с учётом того, чтобы рационально использовать бюджетные средства, приглашаем единого оператора тарифицировать свои услуги по рыночной стоимости. Тарифы следующие: вертолет II класса – 385 тысяч тенге за один лётный час и вертолёт I класса – по 705 тысяч тенге за один лётный час. Это цены складывающиеся на рынке на сегодняшний день. Если мы согласимся на те тарифы, которые нам предлагают, то не выполним государственный заказ из-за невыполнения нормативного налёта – 9 024 часа. Этот нормативный налёт рассчитан на охраняемую площадь 8 млн 869 тысяч гектаров. Если мы соглашаемся на такой тариф, значит, нам надо сократить норматив до 4 000 часов, сократить охраняемую площадь. В результате некоторые наши подразделения будут закрыты.
– Но вы говорили, что готовы к пожароопасному периоду в этом году. А если вдруг в разгар сезона будут приняты вышеупомянутые решения?
– Однозначно сложится очень неприятная ситуация. Может сорваться пожароопасный сезон 2018 года. Примечательно, что в этой "дорожной карте" указывается, что необходима передача "лесоохранных услуг". Но дело в том, что мы не предоставляем услуги, мы выполняем целый комплекс авиалесоохранных работ. Авиационные услуги предоставляет как раз-таки "Казавиаспас". И под этой формулировкой фактически подталкивают к ликвидации нашего предприятия. В результате лесное хозяйство потеряет эффективную службу обнаружения и тушений лесных пожаров на ранней стадии. И мы уверены, что "Казавиаспас" просто не сможет выполнять эту работу. Но пока есть возможность, мы предпримем все усилия, чтобы не довести ситуацию с лесные пожарами в Казахстане до катастрофической.
-
1🏫 Смена электронных дневников в школах Казахстана: поиск лучших решений или борьба за рынок?
- 3304
- 4
- 30
-
2👀 Премьер Армении Никол Пашинян сбрил бороду
- 2708
- 7
- 35
-
3👨⚖️ Фигурантам дела о хищении 862 млн тенге при модернизации ураноперерабатывающего предприятия вынесли приговор
- 2461
- 1
- 18
-
4⛅️ Прогноз погоды на 15 ноября: небольшое потепление ожидается на всей территории Казахстана
- 2543
- 0
- 3
-
5🎶 Как интересно провести выходные 16 и 17 ноября в Алматы и Астане
- 2598
- 0
- 5
-
6✈️ В Кутаиси и Стамбул от 25 тысяч тенге: казахстанские авиакомпании объявили распродажу билетов
- 2238
- 1
- 4
-
7🇰🇷 Тяжёлое испытание: в Южной Корее сдают экзамен, который длится 8 часов и определяет будущее
- 2187
- 0
- 22
-
8👨⚖️ Многодетной матери из Конаева отказали в выдаче жилья из-за ипотеки на квартиру площадью 66 квадратов
- 2203
- 0
- 33
-
9💲Курс доллара снова вырос на бирже 14 ноября
- 2275
- 3
- 11
-
10💬💬 Массовая гибель тюленей в Мангистау: в Минсельхозе назвали предварительную причину
- 2221
- 2
- 85